
В Мемориальном комплекса «Белые журавли» в ауле Цада Хунзахского района научные сотрудники Мемориальный дома - музея им. Гамзата Цадасы (филиала Нацмузея Дагестана) открыли передвижную выставку проекта, посвященного традиционным шелковым платкам «Гюльмендо – келагаи».
Выставка представляет коллекцию азербайджанских, дагестанских и среднеазиатских головных покрывал и образцов рисунков набивных узоров.
История появления этого знаменитого шелкового платка тесно связана с Шелковым Путем. Во многих странах, через которые проходил Шелковый Путь, возникало производство шелка, как, например, в Азербайджане. Специалисты считают, что возраст промысла в этой стране насчитывает около 2000 лет. Азербайджан производил несколько видов шелка, но самым популярным был воздушный шелк «келагаи», из которого делали платки.
Келагаи - это неотъемлемая часть азербайджанской национальной одежды. Красный платок носился женщинами только в день свадьбы и после родов, белый был повседневным покрывалом для азербайджанской женщины, а черный - траурным. В дагестанский быт и традиции эти платки попали именно из Азербайджана. Первыми привезли их лакцы – отходники. Название «гюльмендо» - в переводе с тюркского означает – «мой цветок». В композиции набивного рисунка основной массив составляют цветочные мотивы и немного зооморфных. В разных селах отличались варианты названия этого платка – гульмендо, гульменди, гормендо, гюльмендли, голнмендли…
Первоначально в Дагестан этот платок только завозился, а в середине XX века на него возникла мода и он стал очень востребованным. Так в Дагестане появилось производство. Если азербайджанские келагаи всегда отличались яркостью, но дагестанские гюльмендо были более аскетичные по цвету. Производством занимались только мужчины. Плохо приметой считалось, если в красильню заходила женщина. Технология печати рисунка на платке сходна с горячим батиком.
Куратор проекта «Гюльмендо – келагаи» - зам. директора Нацмузея РД Джамиля Дагирова.
Виолетта Ратенкова