Герои нашего журнала, как правило, – яркие, неординарные, талантливые личности. Они особенные. И ко многим из них мы по прошествии времени возвращаемся вновь и вновь, чтобы извлечь уроки из их профессионального, человеческого опыта. Одна из них – Людмила Авшалумова. Уверены, что нет нужды перечислять ее многочисленные титулы и звания. Не в них дело. А в той теплой тональности, мудрости, что свойственны самодостаточным людям, для которых основа мироздания – человек.
Сегодня Людмила Хизгиловна вновь у нас в гостях. Ее без преувеличения можно отнести к тем, чье имя всегда остается чистым и светлым. А сохранить его помогает убежденность, что человек мыслящий, не прогибаясь под обстоятельствами, вопреки сложным временам, должен беречь свою душу и жить по совести. Так учил ее отец, народный писатель Дагестана Хизгил Авшалумов, проживший долгую жизнь и прошедший немало испытаний.
Людмила Хизгиловна с грустной улыбкой на лице вспоминает полуголодное военное детство. Она родилась за несколько дней до начала войны… Отец уже был призван на службу.
– До сих пор помню, как мама меняла вещи на еду, поскольку отцовского аттестата военного не хватало, а моей старшей, серьезно болевшей сестре требовались молоко, масло,– вспоминает Людмила Хизгиловна.
Она и сегодня помнит, как ей хотелось молока. Но тогда мама строго-настрого запрещала к нему прикасаться: оно было необходимо больной сестре. А вкус жареной картошки тех лет, казавшейся тогда самым изысканным блюдом, Людмила Хизгиловна до сих пор помнит.
Маленькой девчушке пришлось кочевать с семьей по всей стране – отец был кадровым военным и после войны не сразу вернулся домой, долгое время служил в Берлине. Жить пришлось и в самых дальних гарнизонах страны, ютясь в казармах. Но маленькой Люде это казалось привычным делом. Главное, рядом был отец, который учил ее держаться в седле, стрелять, заниматься спортом. А еще он приучил ее к чтению – вдумчивому, с карандашом в руках. Политрук, военный корреспондент, всю войну Хизгил Авашалумов прошел под пулями, на передовой. Много раз рисковал жизнью. И то, что писал о войне, было основано на правде жизни.
Дочь росла бойкой, смелой девчушкой, могла подраться с мальчишками. И когда вместе с родителями во время их коротких отпусков приезжала в Дербент, где жили бабушка с дедушкой, очень удивлялась размеренному укладу жизни, спокойствию и достоинству людей, никогда не торопившихся с выводами, умевших слушать собеседника, избегая крайних оценок и суждений.
Уважительное отношение к старшим, забота о немощных, сдержанность и одновременно обостренное чувство справедливости, миролюбие и самоотверженность – все эти качества, присущие дагестанцам, маленькая Люда впитывала, как губка. Из этого складывались и характер, и отношение к жизни.
– В послевоенные годы мы жили, как и все, – вспоминает она. – Отец много работал. Вообще он умел и работать, и любить, и дружить. И был счастлив кругом своих друзей, земляков.
Впервые семья получила квартиру в конце 40-х годов. Позже Союз писателей республики, где работал Х. Авшалумов, выделил ему квартиру в «писательском доме» на площади, где и проходила юность нашей героини. Это было необыкновенное писательское братство, многие из друзей отца прошли войну. И на жизнь смотрели мудро, философски, опекали дочь Хизгила. Людмила с отличием окончила историко-филологический факультет, мечтая продолжить учебу, заняться наукой, философией.
– Отец поддерживал меня,– рассказывает она,– желая видеть во мне серьезного ученого. Мама же считала, что женщина должна быть прежде всего матерью, женой. Но я ведь была «папина дочка». И чем больше отдавала себя науке, тем сильнее возникало желание учиться дальше, добиваться успехов в профессиональной деятельности.
И она добилась своего, стала первым кандидатом философских наук в Дагестане.
– Тогда многие мои коллеги считали философию мужской наукой. Но я была уверена в том, что настоящего ученого, независимо от того, женщина это или мужчина, прежде всего отличает эрудиция, глубина научного поиска. И это главное.
Как мне кажется, именно личностные качества сформировали Л. Авшалумову как ученого и будущего политика. Стержень ее характера во многом определял и отношение к ней окружающих. Скромная в быту, она и во внешнем облике сохраняла ту горскую выдержанность и достоинство, что притягивали к ней, вызывали восхищение своей неизменностью. Она всегда была демократичным человеком. К ней мог подойти с просьбой любой незнакомый человек. И быть уверенным в том, что его услышат.
Особое отношение у Людмилы Хизгиловны к многодетным матерям, старикам. Она проявляет особую настойчивость в защите их прав, решении социальных вопросов, и не спускает чиновникам, пренебрегающим ветеранами и просто обездоленными людьми, семьями, оставшимися один на один со своими проблемами.
Неординарная личность, она явно выбивается из привычных стереотипов. И попав в ее скромную по убранству квартиру, понимаешь, что главное богатство хозяйки – книги. Их много, самых разнообразных, отражающих слом эпох, мировоззрений, формаций. Философия, публицистика, классическая литература, современная проза, поэзия. Кругозор ее чрезвычайно обширен. И это результат неустанной работы над собой.
Вновь задаюсь вопросом: в чем же кроется секрет ее безграничного обаяния? С моей точки зрения, Людмиле Хизгиловне, которую я знаю много лет, как нельзя лучше подходит определение «дагестанка». И связано это не только с тем временем, в котором прошла ее сознательная жизнь, но и с системой ценностей, в центре которой – человек, его достоинство. Это и позволяет ощутить радость от результата твоей деятельности, всего того, о чем мечтал, к чему стремился.
Совсем не случайно, считает она, что Глава республики Рамазан Абдулатипов в своем Послании делает упор на приближение власти к нуждам простого человека. Это и есть то главное, по ее мнению, что должно стать основным направлением деятельности органов власти. Не обещать, а воплощать, не призывать, а доказывать личным примером. Вот те критерии, по которым должны жить власть и общество, считает она.
В самые трудные годы безвременья Людмила Хизгиловна сохранила верность главным заповедям, определяющим гражданскую, человеческую позицию. Ей не забыть начало 90-х. Коммерциализация сознания, нравственная, гражданская деградация. Многие тогда восприняли духовный вакуум как вседозволенность. В самой сложной ситуации оказалась интеллигенция, считает Л. Авшалумова. Она помнит рвущие душу разговоры, когда растерянные коллеги признавались в том, что не знают, как им жить дальше, какие истины проповедовать своим студентам.
– Мне приходилось быть сильной и верить, что только честность, духовная стойкость помогут выстоять, выжить.
Для многих она стала отдушиной, а еще духовным наставником.
– Многое пришлось переосмыслить и пережить,– признается Людмила Авшалумова.– Это было жестокое, страшное время. Что ж, мы выжили. Но в те годы самым важным было уберечь молодое поколение от всего того, что выхолащивает из души человеческие качества, гражданственность, патриотизм.
Как никто другой она осознавала, чем чреваты ломка сознания, мировоззрения. И учила студентов главному – чувству ответственности перед своей страной, республикой. Достаточно перечислить названия ее газетных публикаций: «Не могу молчать», «Как выстрел в спину», «Идеи на продукты не меняем», «Не хочу быть родителем А или Б», «На краю пропасти» и другие.
Умение убеждать, а не просто констатировать факты, аналитически мыслить, лидерские качества и сегодня привлекают к ней коллег, общественных, государственных деятелей, уважающих ее за позицию, честность и справедливость.
В числе первых Л. Авшалумова приветствовала идею создания Госсовета, который и должен был стать новым институтом, объединяющим волевым решением народы Дагестана, чтобы уберечь горный край от расшатывания устоев государственности в период создания национальных движений. Тогда она долго размышляла над предложением войти в состав Госсовета. С одной стороны, это было для нее решение политического вопроса, от которого она намеренно отделяла себя, считая свободным человеком. С другой, это была возможность реально влиять на негативные процессы происходящие в республике, гася нездоровые настроения, участвуя в конкретных мерах по выводу республики из политического кризиса.
– Я воспринимаю политику не как корыстолюбивую, лицемерную, скандальную особу, а как личность, сохраняющую в себе духовную чистоту, преданность идеалам и, самое главное, народам Дагестана.
Л. Авшалумова трижды избиралась в Госсовет республики. И каждый раз это был новый этап в жизни профессионального политика. Сегодня работа в Парламенте республики, в Комитете НС РД по образованию, науке и культуре стала органичным продолжением ее политической деятельности. И потребовала от нее новых решений, способности оценить размах происходящих реформ в образовании, культуре республики. Профессор Л. Авшалумова считает, что эти ключевые сферы взаимосвязаны. И от того, как пойдут реформы, зависит будущее Дагестана, образовательная среда должна подпитывать и селекционировать талантливую молодежь.
Сегодня для политика Л. Авшалумовой, как и прежде, гражданский мир, сохранение горного края, его традиционной культуры, самобытности – первостепенная задача. И она, не замыкаясь в привычных представлениях, впрочем, как и всегда, находится в поисках истины. Голова ее заполнена мыслями и идеями, которые она обязательно воплотит. В уютной, скромной квартире она принимает и друзей, и самых высоких гостей, и тех, кто нуждается в поддержке. Здесь строгая аскетичность и никаких евроремонтов! И для каждого найдется доброе слово, участие, совет.
С ней всегда интересно. Она вообще удивительно обаятельный человек. Сохраняя легкую тональность в общении, говорит простым и ясным языком о сложных вещах, точно расставляя акценты. Рассказывая о семье, сыне Марате, биохимике, докторе наук, сдержанна. Улыбка появляется, когда упоминает о своих двух внуках.
Мы говорили с ней о разном, и всегда это был душевный посыл, тонкий юмор, что вызывало желание общаться ещё и ещё. Спрашиваю о досуге: наверное, телевизор, как у всех?
– Смотрю редко, – возражает она. – Чаще провожу вечера с книгой или с друзьями. Читаю все, что есть нового в современной литературе, поэзии. Люблю классику – «Дон Кихота» Сервантеса, А. Чехова, И. Бунина. Л. Толстой – особый случай. «Непокоренная вершина»,– говорит она о русском классике.
А еще признается: очень жаль, что молодое поколение не знает М. Шолохова, М. Горького, читая которых как будто попадаешь в другую жизнь, связывающую людей простыми и понятными истинами.
Опираясь на главные вехи в ее биографии, можно вывести абсолютную формулу ее мировоззрения: сохраняя внутреннюю свободу, оставаться независимой, высоко нести чувство собственного достоинства. В одной из анкет на вопрос о ее кредо в жизни она ответила стихами:
Сердце мне сказало: я устало,
Не кори меня и не брани.Вспомни, как нас в жизни помотало.
Глянь, какие дали позади.
– Значит, бейся, сколько можешь биться.
А когда почувствуешь беду,
Не проси меня остановиться –
Можешь разорваться на ходу.
Людмила Хизгиловна считает, что надо жить не прошлым, как бы оно нам ни было дорого, а настоящим. И с этим не поспоришь…
Женщина Дагестана, № 9-10, 2016.