воскресенье, 11 января 2026
6+

«С трудом на перемену выгоняла»

Патимат Магомедова, учитель русского языка и литературы, много лет проработала в городской школе, а потом решила поучаствовать в проекте «Земский учитель» и  отправилась в Кайтагский район, село Шиляги. И ни разу об этом не пожалела. Местные детишки оказались большими поклонниками Куприна и Брэдбери. И были готовы помогать новому преподавателю, когда у нее возникали бытовые трудности.

Нашему журналу Патимат Магомедова рассказала, чем сельские ученики отличаются от городских, сколько начинающих поэтов в её классах и кому стоит подключаться к проекту «Земский учитель». 

– Я из села Урари Дахадаевского района,– рассказывает Патимат Гамидовна.  Думала, поеду в свой родной район, восстановлю дом, в котором росла, буду там жить. В местной школе как раз не было преподавателя русского языка и литературы. Но не сложилось: учитель нашелся. И мне предложили поехать в Кайтагский район. Я, недолго думая, согласилась. Тем более что в школе работала моя однокурсница. «Ну и отлично,  решила я, одна подружка у меня там уже есть, другими быстро обзаведусь».

А когда приехала, в школе встретилась с другой однокурсницей, которую и не думала там увидеть. «Рабият, ты здесь что делаешь?» – спрашиваю. «Я-то здесь живу и работаю, – с усмешкой отвечает она, – а вот ты здесь каким ветром?» В общем, не успела я толком обосноваться в селении, а у меня уже были две подружки, с которыми мы частенько собирались, смеялись и вспоминали студенческие годы.

– Давайте и мы ненадолго в прошлое отправимся. Почему решили стать педагогом?

– С детства хотела стать именно учителем. Хотя родители, профессиональные экономисты, пытались и меня заманить в свой бухучет. Но я уговорам не поддавалась, твердо решила для себя, что непременно должна стать преподавателем. Я с раннего возраста любила языки, понимала все даргинские диалекты, изучала и другие дагестанские языки, причем давалось мне это очень легко.  Как прочитала впервые, влюбилась в творчество Омарла Батырая и до сих пор восхищаюсь его стихами, люблю русскую и даргинскую поэзию, сама кое-что сочиняла. Так и оказалась на филологическом отделении ДГУ. Работаю в школе с 1997 года и не помню, чтобы хоть раз подумала: «Эх, Патимат, не угадала ты с профессией, нужно было нефтяником становиться» (смеется). Работа, конечно, непростая, но дети стоят того, чтобы ради них потрудиться.

– Как Ваши родные отреагировали, когда узнали, что Вы меняете город на село?

– Все поддержали. Сказали: «Благородное дело делаешь, Патимат». Приятно такое слышать, но я громких слов не люблю. Делаю, что получается, а другие пусть оценивают, как знают. 

– Что было самым сложным на начальном этапе?

– А всё легко давалось. Работы я не боюсь. Встретили меня прекрасно. Вода, газ есть. По проводам бежит ток. Так что меня всё устраивало с самого начала.

– А если сравнивать сельских и городских учеников, заметили разницу?

– Сельские дети воспитаннее. Я удивлялась, когда директор и завуч делали им замечания. Я привыкла к городским сорвиголовам и думала: «Мне бы и в голову не пришло делать замечание из-за таких мелочей». Не носятся по коридору и хорошо. А местные ученики оказались такими умничками – всегда были рады мне помочь. Если узнавали, что воду отключили дома, готовы были и воду мне таскать. И было видно: это не попытка примазаться к новому педагогу. Просто они так воспитаны.

– Но наверняка же есть свои двоечники и хулиганы. Как с ними справляетесь?

– Слабенькие ученики есть, но хулиганов не видела. Может, попрятались где-то, когда приехала. В каждом классе есть ученики, которые отстают по учебе. Это закон любой школы. Загляните в любую английскую школу, в любую китайскую, или кайтагскую – обнаружите такую же картину. В этом плане все школы одинаковые. Стараемся с такими учениками дополнительно заниматься. Иногда после уроков они к нам домой приходят – сидят, разные задания выполняют. В общем, помогаем им, как можем. В сельских школах проще подобрать к каждому ученику индивидуальный подход. Здесь в классах не по 30–35 учеников, а человек по 10–12.

– Есть мнение, что нынешняя молодежь поголовно в гаджетах: зависают в соцсетях, смотрят любимых блогеров,  и какое им уже дело, о чём писал Пушкин. Вы это замечаете?

– Не могу сказать, что мои дети не читают. Конечно, иногда ленятся, иногда не дочитывают, но в целом литературой интересуются.

– А кто в топе? Кого дочитывают почти всегда и почти все?

– В голову сразу приходят Куприн, Грин, Замятин и Брэдбери.

– Ого, и старину Брэдбери, значит, читают!

– Ещё как! Ученики очень живо обсуждают его рассказы: что он предсказал, какие изобретения предвидел. В прошлом году уроки сократили до 40 минут, и этих пяти минут нам ой как не хватает. Иногда учеников с трудом на перемену выгоняла.

– А собственные стишки кто-нибудь подсовывал Вам?

– Пока нет. Я сама пишу на даргинском, и детишки часто поют песни на мои стихи на каких-нибудь мероприятиях, но сами стихов пока не пишут. Мы и про конкурсы им рассказываем – и российские, и районные. Они молча слушают, улыбаются, но участия не принимают. Пока нет среди них поэтов. Но они и без этого хорошие ребята.

– Говорят, особенность преподавательской деятельности в том, что учитель всегда на работе.

– Так оно и есть. Мы приходим из школы, быстренько делаем свои дела по дому, а потом снова – тетрадки, конспекты, подготовка к завтрашним урокам. С пустыми руками и пустой душой же в класс не придёшь. Нужно принести с собой новые знания.

– Насколько мне известно, Ваш контракт уже истёк, и скоро вы покинете школу. Жалко оставлять детей?

– Конечно. И я не до конца верю, что уезжаю, и дети не верят, что приходит время расстаться. Но мне нужно съездить в Москву, подлечиться. Если бы не это обстоятельство, я, может, и осталась бы на какое-то время. Но, как известно, всему приходит конец.

– Что Вам дал этот проект?

– Я познакомилась с прекрасными людьми, с которыми бы никогда не пересеклась, если бы не приехала в село. Пожалуй, это самое ценное. 

– Что посоветуете преподавателям, которые думают, стоит ли присоединяться к проекту «Земский учитель»?

– Присоединяться только ради миллиона, который выплачивают участникам проекта, однозначно не стоит. Но если Вы чувствуете, что преподавательская деятельность – ваше призвание, не бойтесь переезжать в село. По моим ощущениям, здесь легче работать. Легче найти общий язык и с детьми, и со взрослыми.  

Руслан Бакидов

Рубрика: 

 

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)