
Каспийский центр образования «Школа № 15 имени Героя Российской Федерации В. Г. Казанцева»
Если спросить, с чего начинается школа, кто-то скажет, что с первого звонка, а кто-то – с букваря и прописи. Но вы не ошибётесь, если ответите, что школа начинается с директора. Директор – это главное должностное лицо образовательного учреждения. Он возглавляет администрацию школы, руководит педагогическим советом и всей деятельностью учебной организации.
Один из ярких примеров ответственного и душевного руководства – директор школы Анжела Сагидовна Капланова. Она руководит Каспийским центром образования «Школа № 15 имени Героя РФ В. Г. Казанцева».
Анжела Капланова родилась в 1966 г. в Каспийске. Успешно окончив школу в 1984 г., поступила Дагестанский государственный университет и в 1989 году окончила его со специальностью «учитель физики и информатики». Не зря говорят, что быть педагогом – призвание. Так и Анжела Сагидовна не представляет свою жизнь без школы и без учеников.
Как и все молодые специалисты, свою карьеру она начала с должности учителя, а затем, благодаря своим лидерским качествам и глубокому пониманию образовательного процесса, в 2003 г. она стала директором МБОУ «СОШ № 15» г. Махачкалы. В этой должности она проработала 19 лет. А затем, в 2022 году, Анжелу Сагидовну назначили директором новой школы в г. Каспийске.
Как говорится, «учиться никогда не поздно». И наша героиня много училась. Уже будучи директором махачкалинской школы, она в 2008 году поступила в Ростовский южный федеральный университет на специальность «Юриспруденция» и параллельно училась Дагестанском институте экономики и политики, проходила профессиональную переподготовку по программе «Экономика и бухгалтерский учет».
– Анжела Сагидовна, Вы рассказываете о своем пути, и от количества перечисленного дух захватывает. А что Вас мотивирует?
– Свою деятельность я воспринимаю, как бы это ни звучало пафосно, как миссию. По-другому в нашей сфере невозможно: мы либо отдаём себя всецело, либо ничего… Есть такое латинское высказывание: «Светя другим, сгораю сам». Это во-первых. А во-вторых, образовательный процесс – настолько подвижная и синтетическая субстанция, что ни одному специалисту не помешает покорять новые горизонты.
Я с детства очень любила школу и всегда мечтала быть учителем. Но никогда не думала, что стану директором.
Школа, которой я сейчас руковожу, является одной из крупных и современных школ города. За 4 года существования она показала высокие результаты во многих областях. Наши футболисты заняли первое место по республике в финале Школьной футбольной лиги среди всех муниципалитетов республики.
Наши учащиеся занимают призовые места в олимпиадах. Хочу сказать, что это лишь некоторые из показателей успешной работы образовательной организации. У нас реализуются практически все проекты, которые должны быть в большой современной школе.
Как директор учебного заведения Анжела Сагидовна придерживается современного подхода к управлению образовательным процессом. Она активно внедряет инновационные методы обучения, поддерживает проектную деятельность, сотрудничает с родителями и местным сообществом и старается сделать так, чтобы образовательный процесс был доступным и интересным для каждого ученика, и стремится создать в школе атмосферу доверия и взаимопонимания.
– А с какими трудностями Вам приходится сталкиваться в процессе руководства?
– Конечно, проблемными остаются кадровые вопросы. Например, отсутствие квалифицированных специалистов-предметников. Кроме того, не все коллеги готовы изменять формы и методы преподавания. Но я настроена оптимистично. У нас замечательная команда, а всё, через что мы проходим ежедневно, решаемо. Главное – найти подход.
– Кстати, о подходе. Как Вам удаётся его найти и к сотрудникам, и к ребятам?
– Необходимо проявлять честность и открытость, справедливость и непредвзятость. И самой соответствовать тем требованиям, которые предъявляешь окружающим.
– К чему должен быть готов молодой педагог?
– Современный образовательный процесс, каким вижу его я, – это непрерывное обучение, адаптивное обучение, интегральный подход. И к этому разнообразию всего молодой специалист должен быть готов морально. Нужно уметь подбирать материал так, чтобы каждый ученик разобрался в теме урока. Педагогу необходимо уметь выстраивать коммуникацию и творчески мыслить, он должен владеть цифровыми компетенциями.
– А как Вы понимаете творческое мышление?
– Творчество в работе педагога проявляется на разных уровнях: это разработка собственной стратегии преподавания и взаимодействия с учениками, использование оригинальных методик и построение интересного плана урока.
А ещё в контексте этого вопроса хочу сказать и о терпении и эмпатии. Это немаловажные аспекты работы. Учитель должен уметь видеть и чувствовать ребёнка, его желания и потребности.
– Что, на Ваш взгляд, необходимо в современном образовательном процессе?
– Прежде всего – инновации, использование 3D-моделирования и прототипирования. Кабинеты труда необходимо оснастить 3D-принтерами, программным обеспечением для моделирования, учебно-методическими материалами и другим оборудованием. Следует заострить внимание на робототехнике и мехатронике. Учебные лаборатории можно оснастить образовательными наборами для конструирования и изучения электроники, платформами для изучения искусственного интеллекта и машинного зрения, оборудованием для соревнований и проектной деятельности. Это невероятно интересно, увлекательно! За этим – будущее.
Нам необходимо сделать образовательный процесс технически разносторонним, увлекательным и доступным! И конечно же, мы всегда рады молодым специалистам – энергичным, молодым новаторам, готовым строить будущее нашего региона и нашей страны!
Кроме того, в школе работают кружки, секции и студии, где ученики могут развивать свои способности, таланты. Спортивные достижения, художественные выставки и театральные постановки – всё это стало возможным благодаря инициативной поддержке директора.
Сейчас, когда в школах проходят итоговые аттестации, директор не оставляет ни одного выпускника без внимания, подходит к ним и говорит напутственные слова, потому что он переживает за каждого.
Руководитель Каспийского центра образования «Школа № 15 имени Героя РФ В. Г. Казанцева» Анжела Капланова – яркий пример современного педагога и лидера, который стремится к созданию качественного образовательного пространства для своих учеников. Её труд вдохновляет не только детей, но и коллег-педагогов.
Аида Бабаева





 
              
