пятница, 10 октября 2025
6+

Помогая особенным детям

Историю Муниципального общеобразовательного казенного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 (VIII вида) в г.Каспийске можно назвать летописью неустанного труда и преданности делу заботливых и внимательных педагогов, посвятивших себя обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. От первых шагов и скромных начинаний до современного коррекционного центра школа прошла долгий путь, оставив теплые, душевные воспоминания у многих поколений воспитанников.

Открытая в 1952 году, школа начала свою деятельность как средняя общеобразовательная школа. В 1974 году произошла трансформация, которая определила дальнейшую специализацию учреждения – школа была переименована в «Каспийскую вспомогательную школу № 10», предназначенную для обучения детей с проблемами в обучении, в частности, с диагнозом «умственная отсталость».

Первым директором, заложившим фундамент школы с особыми условиями для детей с ОВЗ, стал С. А. Махмудов, затем его начинания поддержали и продолжили С. Р. Селимов и У. М. Муталибов –  сегодня этих высококвалифицированных специалистов и прекрасных педагогов с огромным уважением вспоминают коллеги, ученики и их родители.

Сегодня возглавляет коррекционную школу Абас Зейнудинович Азизагаев. Профессионализм и преданность своему делу директора отмечены присвоением ему звания «Отличник образования РФ» в 1994 году. Под его руководством сформировался сплоченный, целеустремленный педагогический коллектив, готовый к внедрению новаций и решению самых сложных задач. В коррекционной школе создано особое пространство, где есть все условия для развития детей с нарушением интеллекта, выраженными астеническими проявлениями, замедленными темпами формирования интеллектуальной деятельности, сложными речевыми и сенсорными нарушениями. Учреждение рассчитано на обучение детей с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью. Главная цель педагогов – коррекция отклонений в развитии обучающихся средствами воспитания, образования, трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация детей для стойкой социализации и последующей их интеграции в общество.

Для достижения этих целей в школе создана современная инфраструктура, включающая:

– швейную и слесарную мастерские: для трудовой подготовки и развития практических навыков;

– кабинет логопеда: для коррекции речевых нарушений;

– кабинет музыки: для развития творческих способностей и эмоциональной сферы;

– спортивный зал, оснащенный всем необходимым для занятий адаптивной физической культурой;

– медицинский кабинет: с лицензией и современным оборудованием для оказания медицинской помощи;

– компьютерный класс на 12 мест: для освоения современных информационных технологий;

– кабинет робототехники: для развития инженерного мышления и творческого потенциала;

– транспорт: для перевозки детей, не имеющих возможности самостоятельно добираться до школы;

– сенсорная комната: уникальное пространство, оснащенное специальным оборудованием для релаксации, снятия стресса и улучшения психофизического состояния детей с ОВЗ.

Структура школы включает в себя учебно-воспитательный процесс, индивидуальное обучение на дому и группу продленного дня. Такая организация позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ученика, обеспечивая непрерывность образовательного процесса и поддержку тех, кто в этом особенно нуждается.

Школа не имеет территориальной привязки и принимает детей со всего Каспийска на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Внеурочная деятельность здесь представлена разнообразными направлениями, способствующими всестороннему развитию личности ребенка: общекультурное раскрывает творческие способности, развивает художественный вкус и мелкую моторику; спортивно-оздоровительное предназначено для формирования физических навыков, привычек здорового образа жизни; социально-эмоциональное направление способствует развитию коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и социальной адаптации.

Интегрированное обучение позволяет детям накапливать социальный опыт: дети учатся общаться с окружающими, находить свое место в социуме.

Тесное сотрудничество с семьей – еще один важный аспект работы школы. Психологическая поддержка, повышение осведомленности родителей об особенностях развития ребенка и обеспечение единства требований – залог успешного обучения и воспитания.

Учебные программы, разработанные с учетом возможностей учащихся с ОВЗ, значительно отличаются от программ массовых школ. В учебный план включены специальные предметы, такие как «Основы социальной жизни», «Ритмика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», имеющие коррекционную направленность.

Несмотря на специфику учреждения, школа участвует в мероприятиях городского и республиканского уровня, таких как спартакиады, конкурсы, фестивали, смотры технического и художественно-прикладного творчества. Обучающиеся школы регулярно становятся победителями и призерами, демонстрируя свои таланты и достижения.

На базе школы проводятся семинары и советы директоров коррекционных учреждений, что свидетельствует о ее значительной роли в развитии специального образования в регионе.

Сегодня в учреждении обучаются 172 ученика, 91 из которых находятся на индивидуальном обучении на дому. Школа предоставляет бесплатное двухразовое питание для учащихся 1–9 классов, за что руководство организации выражает благодарность Администрации г. Каспийска. В июне 2025 года на базе школы был создан лагерь дневного пребывания детей.

Коллектив  школы № 10 – это команда профессионалов, энтузиасты, люди с добрыми сердцами, огромным терпением, которые дарят частичку души детям с особыми потребностями.

Многие выпускники поддерживают связь со школой, приходят за советами и делятся успехами и достижениями.

В образовательной организации работают 29 педагогов, большинство из которых имеют дефектологическое образование. Многие из них удостоены  ведомственных наград, таких как «Отличник образования РФ», «Отличник образования РД», «Заслуженный учитель РД», «Почётный работник общего образования РФ».

Многолетний труд работников школы внес значительный вклад в принятие обществом детей с ОВЗ. В основе успеха коррекционно-развивающей работы лежит безусловная любовь к детям, позволяющая раскрыть их потенциал и сделать их жизнь полноценной и счастливой.

Важнейшая потребность каждого ребенка – быть принятым, понятым и признанным. И только тогда особенность перестает восприниматься как недостаток, и ребенок органично войдет в социум.

 

Рабадан Багомедов

 

Рубрика: 

 

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)