
МБОУ «СОШ № 5 имени Героя Советского Союза Ахмеда Дибировича Абдулмеджидова» поселка Кирпичный
Сегодня школа № 5 в поселке Кирпичный г. Каспийска – настоящая кузница знаний, педагогических традиций и форпост воспитания молодых людей. Школа работает уже 90 лет, и с момента своего основания в 1930-х годах претерпела множество изменений.
Этапы большого пути
Учреждение было основано в 30-е годы XX века как начальная школа. До 1957 года заведующей учебным заведением была Л.А. Савельева, а в 1957 году по приказу Министерства просвещения Дагестанской АССР начальная школа была реорганизована в «Семилетнюю школу». Тогда же директором была назначена М.Д. Шейнберг, которая возглавляла школу в периоды с 1957 по 1958 годы и с 1960 по 1964 годы. В 1960 году школу перевели в разряд восьмилетних, а в 1989 году, после очередной реорганизации, она стала средней школой № 5. Позже было построено новое трехэтажное школьное здание с проектной мощностью в 500 ученических мест, что улучшило условия для обучения детей.
С 2022 года учебным заведением руководит Марьям Гасанова. В том же году школе было присвоено имя Героя Советского Союза А.Д. Абдулмеджидова.
Гордость школы – ветераны педагогики
Многие опытные учителя, посвятившие профессии большую часть жизни, заслужили признание и благодарность детей и родителей. Многолетним трудом и высокими результатами в подготовке учеников по русскому языку и литературе славится учитель Надежда Ахмедова.
После окончания педагогического училища в Буйнакске еще в 1975 году в школу пришли три высококвалифицированных учительницы, которые продолжают работать в школе – Маржанат Айдемирова, Ханза Гаджиева и Барият Нурмагомедова.
Большой трудовой стаж и бесценный педагогический опыт принадлежат Татьяне Леоновой, Зюлишан Гусейновой, Салихат Рагимовой, Умукусюм Акаевой, Розе Заловой и другим педагогам школы. Многие из них проработали в школе по 40 и более лет, и их усилия в воспитании и обучении детей невозможно переоценить.
Достижения педагогов
Школа № 5 гордится успехами как в образовательной, так и во внеурочной деятельности. Учителя и ученики регулярно занимают призовые места в конкурсах и олимпиадах. Так, в разные годы участниками и победителями конкурса «Учитель года» были Чинара Халилова, Жанна Леонова, Умаган Халикова, Раджаб Муртузалиев, Зоя Абдуллаева, Патимат Дибирова, Гюльмира Кахриманова, Сабина Уруджева, Мадина Магомедбекова и другие.
Призёрами и участниками профессионального конкурса «Классный классный» становились педагоги Барият Нурмагомедова, Ханза Гаджиева, Гульнара Наврузова и Зарина Султанова.
В 2024 году педагог Оксана Халифатова участвовала в республиканском этапе XV Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России». Она же получила диплом на международной конференции «Химическая наука и образование, проблемы и перспективы развития», посвященной 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева.
Педагог Зарина Магомедалиева стала призёром республиканского этапа конкурса «Моя малая Родина» в номинации «Культурный код в природе».
Такие победы свидетельствуют о высоком уровне подготовки и профессионализме учителей школы.
Юные победители
Школьники не отстают от педагогов: ребята в последние годы часто участвуют в мероприятиях и конкурсах регионального и всероссийского уровней, укрепляют позиции в олимпиадном движении. Общее количество призеров по школе – более 270 ребят. В 2024 году два ученика стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике. Дети участвуют в олимпиадах и конкурсах на площадке Учи.Ру, «Звезда». Школа также проводит дистанционные олимпиады.
К примеру, Назлуханум Абдулкеримова заняла 2 место в конкурсе «Юные исследователи окружающей среды». Всероссийские соревнования по вольной борьбе среди юношей до 16 лет принесли Абдулмаджиду Нугаеву 2 место, а во Всероссийском конкурсе «Классное пространство» Гульчери Халилова также завоевала 2 место.
Как рассказывают сами учителя, эти мероприятия развивают познавательную активность школьников и формируют у них аналитическое мышление.
Современные технологии и инновации
Школа № 5 широко внедряет новые технологии: учебные кабинеты оснащены мультимедийной техникой, проекторами, ноутбуками и стационарными компьютерами. В школе функционируют специализированные кабинеты – лаборатории по физике, химии, биологии, мастерские по обработке металла и дерева. Важным шагом стала организация инклюзивного образования – это позволило обеспечить доступность школы для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание в последние годы уделяется цифровизации образовательного процесса.
Участие в федеральных и региональных проектах
Школа участвует в масштабных федеральных и региональных образовательных проектах, позволяющих повышать квалификацию педагогов. В числе таких проектов – мониторинг Независимой оценки качества образования, участие во Всероссийском творческом конкурсе «По праву памяти» и в проекте «Школа Минпросвещения России». В 2023 году в школе внедрена единая модель профориентационной деятельности, направленная на развитие профессиональных навыков среди старшеклассников, включая детей с ОВЗ. Также можно назвать проекты «Россия – мои горизонты», «Билет в будущее», «Россия – страна возможностей», которые помогают школьникам расширить представления о профессиях и карьерных достижениях.
Для улучшения педагогических навыков и повышения квалификации педагоги проходят курсы «Стратегии и практики для развития личности и общества» на платформе онлайн-форума «Педагоги России».
Два профиля
Одно из значимых направлений работы школы – реализация двух профилей на уровне среднего общего образования: универсального и психолого-педагогического. Психолого-педагогический профиль стал важным новшеством в школе и требует систематической работы по формированию у учащихся навыков педагога. Для этого проводятся спецкурсы, разрабатываются планы посещения уроков предметников и проведение открытых уроков. Такой подход позволяет учащимся не только осваивать предметные знания, но и формировать необходимые им качества наставников: самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, умение подготовить и провести уроки. Самоанализ и обсуждение уроков после их проведения помогают учащимся развивать критическое мышление и умение работать в команде.
Школа № 5 поселка Кирпичный обладает динамично развивающейся учебной средой, где широко внедряются новые технологии и методы преподавания, где каждый ученик может найти себя в мире знаний, реализовать свой творческий потенциал.
Коллектив учреждения продолжает идти в ногу со временем и уверенно смотрит в будущее, продолжая традиции высококачественного образования.
София Алирзаева