вторник, 16 сентября 2025
6+

Счастье как награда за верность

Творческий портрет артистки Кумыкского музыкально-драматического театра имени А.-П. Салаватова, заслуженной артистки Республики Дагестан Сайгидат Маджидовой

Счастье для неё – это три слова: мама, дети, Театр. Она вышла на сцену, не зная, что этот вечер навсегда изменит её жизнь. Ещё вчера она регулировала звук, а сегодня, заменив не вышедшую на работу актрису, произносила чужие слова так, будто прожила их. Зал замер. А на следующий день директор театра  Айгум  Айгумов  сказал всего одну фразу – ту, о которой она мечтала с детства: «Хочешь быть актрисой?»  И тогда слёзы счастья стали её самой искренней ответной репликой.

Больше 40 лет в театре. Более 90 ролей. Но дело не в цифрах. Дело в том, что каждый вечер, выходя к рампе, она чувствует то же, что и в тот самый первый раз: трепет, благодарность, восторг. Да, жизнь вне сцены могла быть жёсткой, но театр всегда оставался её тихой гаванью. Именно поэтому, собравшись, имея на руках троих детей, она окончила актёрское отделение  факультета культуры ДГУ. И теперь она точно знает: счастье – это не подарок судьбы, а награда за верность.

Ещё в детстве она собирала соседских ребятишек и разыгрывала перед ними сценки. Неважно, что декорациями были старые покрывала, а зрители хлопали липкими от мороженого ладошками – её сердце уже тогда билось в ритме аплодисментов.

Театр принял её не как приму, а как работницу за кулисами. Но даже в роли звуковика она впитывала каждую роль, каждую интонацию. Она знала пьесы наизусть – не потому, что учила, а потому, что не могла иначе. И когда судьба внезапно позвала её на сцену, она оказалась готова. 

Эта женщина – настоящий пример преданности искусству. Более 40 лет служения Театру – это огромный творческий путь, полный любви к профессии. Такие истории напоминают, что театр – это не только слава и аплодисменты, но и верность своему призванию.

Более 90 ролей в её творческой биографии – от комедийных до трагических. Среди них выделяются роль «Гюлкыз» в спектакле «Айгази», роль Липочки в «Банкроте» А. Островского, роль Зулай в «Эркеч Али», роль Аминат в «Ташбике», роль Зухры в пьесе «Дагир и Зухра», роль Бакият в «Свекрови», роль Куртгажан в «Свадьбе Чуная», Кабато в «Хануме». Говоря о каждой своей роли, она с большой благодарностью вспоминает и своих режиссёров Ислама Казиева, Зубаила Хиясова, Биймурзу  Мантаева и Скандарбека Тулпарова. А сколько нежности в её голосе, когда она вспоминает своих наставниц по актёрскому мастерству Халимат Татамову и Надежду Мусаеву!

 Но самой сложной Сайгидат называет роль 90-летней прикованной к креслу старухи Аврелии в спектакле «Волчица».

 «Играть старость, когда тебе далеко не 90 лет, – это вызов. Я часами наблюдала за движениями пожилых, училась их дыханию, даже мысленно «старила» свой голос. Самое трудное – передать не беспомощность, а скрытую в немощном теле силу характера», – рассказывает актриса.  Эта роль стала для неё профессиональным прорывом – зрители плакали, не веря, что на сцене молодая женщина, и отмечали, что «Она не играет старость – она проживает целую жизнь».

Сегодня  Сайгидат Маджидова – гордость Кумыкского театра. Её история доказывает: настоящее искусство рождается не только из таланта, но и из готовности принять любой вызов. Даже если он – в образе немощной старухи, таящей в себе волчью силу.

Она до сих пор помнит, как в детстве, разыгрывая сценки перед соседской детворой, ловила мамин взгляд из-за шторы – тёплый, одобряющий. Именно мама первая сказала: «У тебя дар», и эти слова стали путеводной звездой. Даже когда в 17 лет она пришла в театр «с нуля», готовая мыть полы и ставить микрофоны, где-то в глубине души звучал мамин голос: «Всё получится». 

Получилось. Случайный выход на сцену (спасая спектакль!) стал судьбой. Но главные роли в её жизни – не те, что в афишах. Два сына, дочь и вечный мамин совет: «Живи честно». Домашний хаос с репетициями, уроки, которые проверяла за кулисами, и тот особый момент, когда дети, уже взрослые, вдруг говорили: «Мама, мы теперь понимаем, почему ты так любишь сцену». 

А Театр? Это её вторая семья. 40 лет, 90 ролей... Но счастье не в цифрах. Оно в том, чтобы после спектакля получить смс от дочери: «Ты сегодня была прекрасна». В том, чтобы видеть, как сыновья после премьеры несут маме её любимые пирожные. В том, чтобы знать: верность мечте – это не только про искусство, но и про тех, кто верил в тебя с самого начала.

Актриса говорит: «Счастье – это когда ты выходишь на поклон под гул аплодисментов, а в первом ряду сидят те, ради кого стоит жить».

                                                     Наталья Газиева, театральный критик

Рубрика: 

 

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)