Дурея Зиядиновна Зиядова – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии ДГУ, заведующая Лабораторией уголовно-правовых и криминологических исследований при ДГУ, вице-президент Российской криминологической ассоциации по СКФО. Ее научно-педагогической стаж в вузе составляет уже 30 лет.
– Расскажите о себе: где родились, в какой семье, как воспитывались?
– Мне посчастливилось родиться в живописнейшем местечке южного Дагестана, в селении Куйсун Магарамкентского района. Мои родители отношения к юридической профессии не имели. Мама – Ханум-Султан – была домохозяйкой, а папа – Зиядин – заведующим мебельным магазином в райцентре. Семья мне прививала стремление к знаниям, поощряла мое рвение в учебе, любовь к чтению книг.
– Вы росли в большой семье?
– Нас в семье было пятеро, я самая младшая. Мои сестры и братья стали учителями и товароведами. Я легко поступила в вуз и в 1989 году с отличием окончила иностранный факультет пединститута. Но мне эта профессия не по душе, хотя в школе я была отличницей. Я больше любила литературу – нравилось писать сочинения – и историю. Потом поняла, что без знания иностранного языка доступ к литературе и истории ограничен, и стала изучать французский и немецкий языки, а еще изучила модный в то время язык международного общения – эсперанто. Но он не прижился.
Поскольку стать юристом сразу не получилось – там надо было заработать стаж – на втором курсе я решила идти к другой цели: поступить в аспирантуру и стать как минимум профессором. Мне всегда чего-то не хватало. Добившись одного, я начинала новую гонку за знаниями. Поступила в аспирантуру, написала кандидатскую, и все же поступила на юридический факультет по специальности «Юриспруденция». В 1997 году окончила и этот вуз.
– Почему юрист? Что повлияло на выбор этой профессии?
– Трудности меня привлекали, я часто выбирала не самый простой путь и преодолевала его. Когда узнала, что самый высокий конкурс, – на юридический факультет, решила себе доказать, что смогу поступить. Думаю, понимание, где я смогу приложить свои знания и усилия, чему хочу посвятить свою жизнь, появилось в детстве. Мне присуще обостренное чувство справедливости. И еще мне с детства нравилось, как элегантно и подтянуто выглядят женщины в военных или милицейских мундирах, или как серьезны судьи в своих черных мантиях. Вот все девочки играют в школу или в больницу, а я собирала детей и играла в суд. Я была всегда судьей, – улыбается собеседница.
– Расскажите о своей студенческой жизни и дальнейшей учёбе в аспирантуре.
– Я горжусь тем, что училась в двух самых престижных вузах республики. Никогда не забуду тот трепет и душевное волнение, с которым я впервые, уже получив зачетку и студенческий билет, вошла в главное здание пединститута, а потом училась в легендарном корпусе юрфака ДГУ, где сейчас работаю. Что мне особенно запомнилось по годам учебы: лекции наших преподавателей, доверительные разговоры с некоторыми из них, зачеты и экзамены, и больше всего – подготовка к ним. Первые увлечения, студенческая дружба. У нас был очень хороший, сильный курс. Практически все состоялись в профессии.
Я все-таки отработала после ДГПУ учителем у себя в районе два года. А потом вернулась в Махачкалу и в 1992 году с отличием окончила высшие курсы школьных психологов при ДГПУ и в 1992–1995 гг. училась в очной аспирантуре по кафедре педагогики и психологии Даггосуниверситета, и после окончания я начала работать в ДГУ в должности преподавателя кафедры педагогики и психологии.
– Это Вы в двух аспирантурах учились! Чему была посвящена Ваша кандидатская диссертация, а потом и докторская?
– Да, в двух, но перед защитой мне пришлось оставить свои исследования на кафедре педагогики. Так сложились обстоятельства.
Я продолжила научные труды и защитила кандидатскую по другой специальности. Ученая степень кандидата юридических наук мне была присуждена решением Диссертационного совета Кубанского государственного университета. Тема диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Проблемы профилактики преступлений среди школьников в условиях рыночной экономики (по материалам Республики Дагестан)». За эту тему до меня практически никто не брался, но проблема существовала всегда, и сегодня она также актуальна.
Я была и ученым секретарем Диссертационного совета при ДГУ, и ответственным редактором сборников научных трудов молодых ученых. Под моим научным руководством защитили диссертации на соискание степени кандидата юридических наук почти три десятка аспирантов и соискателей.
Я на этом не остановилась и продолжила свои научные изыскания. И следующая диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук была защищена на заседании Диссертационного совета уже при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Через три года стала профессором кафедры уголовного права и криминологии.
– Готовясь к интервью, я ознакомилась с Вашим послужным списком. Вы автор более 200 научных трудов, член редколлегии журналов «Наука Красноярья» и «Социально-политические науки» и главный редактор журнала «Региональные криминологические исследования». Впечатляет количество и уровень публикаций по проблеме преступности среди несовершеннолетних. Вам осталось только получить звание академика. Вы чувствуете радость или гордость, что добились всего, о чем мечтали и что запланировали? Создалось впечатление, что Вы всю жизнь посвятили учебе и карьере… А как же личная жизнь? Первые увлечения…
– Да. Я довольна собой и подумываю уже о членстве в Академии наук. Кроме научных степеней и должности, признания коллег и студентов у меня появились хорошие бытовые условия. Но мне опять чего-то не хватало. Мои близкие и я сама понимали, что пора бы выйти замуж и исполнить самое главное назначение женщины – стать матерью. Вот тогда жизнь станет по-настоящему счастливой. Я вышла замуж. У нас интернациональный брак. Родился сын Магомедшапи. Мечтаю, чтобы он стал юристом.
– Что бы Вы посоветовали будущим юристам как преподаватель?
– В информационную эпоху с ее новейшими технологиями очень важно продолжать приобщаться к первоисточникам. Именно они, а не «цифровые дублеры», помогут сформировать собственное мнение, избежать влияния чужой интерпретации нормы или правовой идеи.
– Какова, на Ваш взгляд, как вице-президента Российской криминологической ассоциации по СКФО, роль ассоциации?
– Наша ассоциация не просто общественная организация, она объединяет представителей очень важной и нужной профессии, выполняет много социальных функций и свою основную миссию – улучшение криминальной остановки в стране.
Рубрика:
Выпуск журнала: