вторник, 21 января 2025
6+

И жизнь, и танец, и любовь…

Каждая счастливая семья  счастлива по-своему, особенно если это ещё  и крепкий интернациональный творческий союз двух известных артистов, балетмейстеров, покоривших своим сценическим мастерством сотни тысяч зрителей на родине и в десятках стран мира. 
 
Это семья Мусаевых. Супруга Наилят – Нелли Эдуардовна Мусаева, балетмейстер-постановщик Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка», преподаватель национального танца школы-студии, заслуженный деятель искусств РД, лауреат Премии Правительства России в области культуры за концертную программу «Выше гор».
 
Супруг – Магомедмурад Ахмедович Мусаев, заслуженный артист Дагестана, балетмейстер-постановщик, каскадёр, хореограф, сценарист и режиссер, за 50 лет творческой деятельности руководил в разные годы творческими коллективами «Авадан», «Муртазеки» и другими, награжден премией «Душа Дагестана».
Мусаевы вместе подготовили более двухсот хореографических постановок разным творческим коллективам в нашей республике, в том числе  в «Лезгинке», где Нелли Эдуардовна работает вот уже 40 лет. Кроме того, они ставили танцы в Государственном театре оперы и балета, большое хореографическое полотно в ансамбле «Казань» в Татарстане.
 
Вместе Мурад и Наилят прожили уже 35 лет. Они с ранней юности посвятили свою жизнь искусству национального танца, но их крепкую семью объединяет не только совместное творчество, но и любовь, мудрость, взаимоуважение, преданность друг другу. Они стали родителями двоих сыновей, которые, хоть и не пошли по их стопам,  прекрасно танцуют.
 
Мусаевы строили свое счастье не торопясь, по кирпичику, как и свой уютный дом на горе Тарки-Тау.
– Счастливая семья для меня – это терпение, понимание, взаимоуважение, поддержка, любовь, способность к самопожертвованию, – говорит Наилят. Она неслучайно завела разговор о самопожертвовании. Ведь Нелли Колесникова, выходя замуж за Мурада Мусаева, приняла не только его фамилию, но и веру мужа – она стала первой артисткой в республике, которая надела хиджаб и начала делать намаз. Она твердо уверена: в счастливой семье всё должно быть общим!
 
Каждый свой танец как артисты и каждую постановку как балетмейстеры Мусаевы пропускают через себя, вкладывая всю душу в работу.
– Я более спокойно отношусь и к успехам, и к несправедливости, которые сопутствуют всем творческим личностям. А Мурад очень эмоционально воспринимает всё, что связано с искусством. У него много талантов. Он прекрасный танцовщик и балетмейстер, он рисует и занимается резьбой по дереву, виртуозно владеет джигитовкой, – уважительно и сдержанно хвалит главу семьи хозяйка. Примерная во всех отношениях жена, она рассказывает, что их жизнь – не гладко накатанная дорога. Случаются и серьезные споры, но только по работе. Хореография в их доме – это вечный конфликт, как у Станиславского – столкновение двух задач!
 
По словам Наилят, Мурад как художник творит набросками, мазками, а как фотограф фокусируется на деталях. Разбор деталей и вызывает порой у Мурада бурю негодования. На этом противодействии и держатся эти творческие люди столько лет вместе!
 
Есть пары, которые на людях не могут друг на друга наглядеться и надышаться. Чета Мусаевых не из них. Свои чувства они прячут за кулисами. Наилят рассказала историю создания их семьи, о том,  как она оказалась в Махачкале.
Нелли родилась в Хасавюрте. Мама – повар высшего разряда, а папа – музыкант-баянист. О том, что станет артисткой, она не думала. Танцевать начала в старших классах – ее позвала на репетицию в ансамбль «Молодость Дагестана» подруга. Нелли сразу влилась в рисунок танца, освоила  движения.  С этого всё и началось.
 
 Окончив хореографическое отделение в Грозненском культпросветучилище, в августе 1984 года приехала в Махачкалу, прошла кастинг и, несмотря на свой невысокий рост, была принята в легендарную «Лезгинку». Без отрыва от «производства» поступила на хореографический  факультет в филиал ГИТИСа в Орле. По окончании вуза была назначена сначала ассистентом, а потом балетмейстером.
Мурада, довольно известного уже постановщика танцев, знала по работе в совместных концертах-солянках, так что говорить о любви с первого взгляда не приходится. Искра меж ними пробежала на гастролях в Италии, где проходил фестиваль фольклорных коллективов. Нелли с Мурадом были в составе ансамбля «Молодость Дагестана», где работали в перерывах между гастролями «Лезгинки».
 
Так вот, подруги, которые втайне мечтали их поженить, попросили неприступную, несмотря на привлекательную внешность, Нелли «присмотреть» за Мурадом, по-дружески, а то он может всю валюту прокутить с друзьями. В те годы зарплата артиста была не более ста рублей, а в загранпоездках платили суточные валютой. Можно было купить дефицитные товары и продать дома втридорога. Это и был основной источник дохода для бедных артистов.
Нелли, уже побывавшая во многих странах, знала толк в востребованных товарах и повела Мурада на рынок. Возможно, именно ее забота, а не только точёный стан и выразительный взгляд – этого «добра» среди артисток балета в избытке – привлекла внимание незаурядного артиста. Нелли очень гордилась, что помогла товарищу по цеху купить ходовой товар, но, вернувшись домой, увидела те самые  итальянские рубашки поло на всех знакомых, не попавших на фестиваль! Мурад щедро раздарил их, как фантики! В итоге после «разборок» они поженились!
 
Есть еще одна история. Многие артисты помнят, что  один из сыновей Мусаевых появился на свет дома. В начале 90-х не хватало машин скорой помощи, врачей, медикаментов. Была ноябрьская ночь, начался обильный снегопад. Замело все улицы, автомобили не выезжали, даже люди не выходили. Ехать в роддом было не на чем. Мурад привёл соседку-акушерку и вместе с ней мужественно помог появиться на свет своему сыну. Он умел всё!
 
Мурад Мусаев родился в селе Хахита Левашинского района, но вырос и жил в  Пятом поселке Махачкалы. Знает родной аварский язык, даргинский, кумыкский. Его мама пела в Ансамбле песни и танца Дагестана, а он после окончания школы пришел танцевать в Государственный ансамбль песни и танца «Дагестан». Окончил культпросветучилище и с 1980 года работал. В 1989-м прошел стажировку в студии батальных трюковых съёмок в городе Фрунзе. Снялся в художественных фильмах «Сказание о храбром Хочбаре» и «Битва трех королей» в 1990 году. Фильм снимали четыре страны – Марокко, СССР, Испания, Италия. В 2018 году ансамбль «Авадан» под его руководством завоевал Гран-при в Саудовской Аравии.
 
Сегодня Мурад Мусаев ведет активную общественную деятельность, является почетным председателем ДРОО «Муртазек» и автором телепроекта «Традиции». Но есть у него особенная страсть – лошади! Он возродил у нас джигитовку и создал группу каскадёров-конников «Муртазеки Дагестана». Мурад одержим мечтой всей жизни – создать конный театр в Дагестане!
 
 – Во Владикавказе конный театр открыли в 1989 году, а я с этим предложением обращался к властям ещё в 1985-м. Во время «перестройки» ничего не получилось. Но прошло четыре десятка лет, и в ходе прямой линии я обратился с идеей об открытии в Дагестане конного театра к Сергею Меликову, он меня поддержал. Предполагается, что театр будет открыт в Дербенте, у моря. В театре задействованы наездники, акробаты, артисты балета и 20 лошадей. Планируются гастроли по Дагестану и Северному Кавказу, а также по всей России. Пусть в стране знают, что у нас есть такой театр! – подытожил Магомедмурад Ахмедович.
 
Впереди у Мусаевых много планов. Им предстоит создать новые постановки, женить сыновей, дождаться внуков и правнуков, чего мы им искренне желаем!
                                                                                               

 

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)