среда, 22 января 2025
6+

Человек на своем месте

Поездка в Тагиркент-Казмаляр, в гости к герою нашей публикации, вернула меня в детство: много лет прошло, а август продолжает радовать кустами дикой ежевики, усыпанными ягодами, рабочей суетой сезона сбора фундука. В каждом саду слышатся голоса и смех сборщиков – по традиции дети даже из других городов приезжают, чтобы помочь родителям собрать фундук вовремя. 

Теймур Габетулаевич Габибов – агрономом, кандидат сельскохозяйственных наук, эксперт Общественной палаты РД, и житель этого села – когда-то, ещё в далеком 1988-ом году, проходя сельхозпрактику в Геджухе, увидел подземный винный погреб, которые все называли екатерининским – огромные дубовые бочки десятки лет использовали для выдержки вин, и никакие политические события не отразились на традиционном процессе. Молодому студенту Дагсельхозакадемии пришла в голову мысль сохранять артефакты, которые смогут потомкам показать, как жили их предки, что они использовали в быту, какими ремеслами владели. 

– Я начал собирать старую утварь, хотя понятие старая весьма относительно: помню, как многими предметами из моего музея пользовалась моя семья до недавнего времени. Я сохранил детские куклы из ткани, набитые шерстью или ватой, деревянные куклы-перевертыши, специальные  каталки на колесах для стариков…

Большинство экспонатов своего домашнего музея он собирал по родным, знакомым и сельчанам. Что-то покупал, что-то обменивал. Это были непростые времена – страна развалилась на части, зарплату сотрудникам опытной станции в Дербенте, где Теймур работал старшим научным сотрудником, подолгу не платили, да и была она мизерной! Всякий раз, когда он приносил домой очередную старую лампу или ткацкий станок, жена ворчала, что весь дом завален старым хламом. Первым артефактом его музея стала 3-х литровая банка с профилем Иосифа Сталина на боку, которую он нашел на складе местного консервного завода.

 Собирая артефакты для коллекции, он одновременно занялся селекционной работой на своем садовом участке. Тогда, в 2000 г., он потратил деньги на закупку саженцев пальмы, а мог купить мешки муки про запас, в чем жена не раз его упрекнула. А через год он уже сам стал продавать саженцы и быстро окупил затраты. Теймур в ходе  селекционных экспериментов выводил стойкие, жизнеспособные саженцы. 

С тех 300 саженцев пальмы и началось развитие его уникального субтропического сада, где сегодня можно встретить самые редкие и необычные растения со всего мира. В его саду около 300 видов – это и лавровишня, и японская мушмула (кстати, по словам туристов, которые пробовали её в Абхазии и Китае, наша намного вкуснее) и множество других редких растений: киви, фейхоа, маракуя, унаби, кудрания, туя с лимонным ароматом, душистая будлея, магнолия вечнозеленая, читальпа Ташкентская и др. Селекционеры мира, используя огромные ресурсы, выводят новые сорта растений, устойчивых к низким и высоким температурам, болезням, вредителям, а Теймур работает на своих 15 сотках и добивается не менее значительных результатов. Конечно, его профессиональные качества не могли остаться незамеченными – сегодня он агроном и научный консультант в ООО «Полоса», где последние 5 лет проводятся промышленные посадки фундука, черешни, груш, персиков, слив и многих других садовых культур. Уже есть первые промышленные посадки киви, миндаля, граната и хурмы на капельном орошении по евростандарту.

     Теймур рассказал, что первый  сад хурмы в Дагестане заложил именно он в 2000 году на 1 га, а с 2001 года начались массовые посадки. Сегодня в Дагестане хурма растет более чем на 1000 га, и мы в лидерах по России.

Заходишь в его сад, и голова кружится от наплыва эмоций – все вокруг цветет, плодоносит, дурманит самыми невероятными ароматами. Теймур сорвал с кустов несколько веток будлеи белой, розовой и сиреневой:

– Не переживайте, будлея она такая – чем больше срываешь, тем больше веток вновь отрастают, – успокоил нас Теймур.

Теймур рассказал, что в СССР была очень сильная мичуринская селекционная школа, огромное количество уникальных сортов растений было в работе, мини-киви, например. Но со временем работы свернулись, и нам пришлось собственные разработки закупать у Польши, Венгрии, Украины.

С особой гордостью он рассказывал об азимине, новой культуре мирового масштаба. Это аналог банана массой 400-600 гр. со вкусом банана и ананаса и он выдерживает температуру до -29 С. Специалисты из Италии, увидев два сорта азимины в саду Теймура, испытали настоящий шок – они там, в Италии, только питомники закладывают, а в Дагестане уже есть!

– Земля, на которой растут сады, она живая. Как все живое, она болеет, стареет, изнашивается, утрачивает свои свойства, как любой живой организм. И моё предназначение, как ученого-агронома, сберечь нашу землю для потомков такой же богатой и плодоносящей, какой она нам досталась от наших отцов и дедов. 

В это время к нему подошёл сын – приехали туристы из Калиниграда посмотреть его музей и сад. Кстати, саму идею создания частного домашнего музея Теймуру подсказал Ханжан Курбанов, известный политолог и журналист. В 2018 году Теймур делал ремонт во дворе, и Ханжан предложил привозить к нему туристов для знакомства с экспонатами его музея и с его уникальным субтропическим садом. Тогда Теймур сделал во дворе стеллажи по всему периметру и разложил артефакты. Он увлеченно рассказывает историю каждого:

– Вот эти черепки и останки старинных ножен от кинжала с раскопок возле с. Яраг-Казмаляр. Эти лампы из Ахтынского района, прялки с высокогорных сел Курахского района. Вот эта детская люлька наша семейная, почти в каждом доме были такие... Эти тяжелые зубцы – для ковровщиц, сбивать сотканные ряды в плотный ковер. Есть глиняные кувшины 17-го века, старинная медная посуда... У каждой из этих вещей своя история, свой путь в музей. Чтобы рассказать посетителям, как был устроен традиционный лезгинский дом, пришлось покопаться в истории, изучить этнические особенности народов Юждага – туристы порой задают любопытные вопросы, а я должен быть к ним готов. Кроме того, я разработал свой собственный маршрут по Самурскому лесу, где показываю и рассказываю о самых ярких обитателях – эндемичных растениях и животных этого леса. С местными жителями мы организовали санитарные десанты для уборки леса от мусора. В общем, дел хватает для всех – сын встречает туристов, жена и невестка готовят для них обед, а дочь ведет наши странички в соцсетях. Все при деле! – смеется Теймур. 

Я просто представила себе, как вот этот  долговязый подросток из Калиниграда в сентябре придет в школу и станет рассказывать об удивительном волшебном саде и не менее удивительном домашнем музее практически на южной границе России.

И об удивительном Теймуре Габибове – скромном, спокойном и немногословном, как любой, в ком развита созидательная крестьянская жилка. Про таких говорят – соль земли, и все всегда на них держалось! 

Сульгият Булгаева

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)