суббота, 21 декабря 2024
6+

Мир, сотворённый тобой…

Биеннале печатной графики «Кубачинская башня» стала уже привычной для дагестанских любителей изобразительного искусства. Не  вызывает сомнений, что международный проект со временем не только не сойдет на нет, но обретет еще большую привлекательность как для российских авторов, так и для представителей ближнего и дальнего зарубежья, профессиональных художников-графиков, студентов художественных вузов из Германии, Италии, Мексики, Словакии, Польши, Пакистана, Казахстана, Узбекистана, Македонии, Норвегии, Эритреи, Республики Беларусь.
 
Четвёртый по счету проект собрал рекордное количество участников: более семисот работ 345 авторов. Что примечательно, в выставке приняло участие свыше 80 населенных пунктов России, более 30 дагестанских авторов. Выполненные в различных печатных техниках, таких как офорт, акватинта, сухая игла, резцовая гравюра, линогравюра, ксилография, литография, работы привлекли внимание зрителей творческим своеобразием авторов.
По уже сложившейся традиции биеннале прошла на нескольких площадках – в средневековой уникальной башне в горном селе Кубачи и в Выставочном зале Союза художников. Несмотря на жаркое лето, она собрала представителей профессионального сообщества. Осенью организаторы планируют открыть третью выставку в Музее искусств «Центр этнической культуры», так как в двух работающих экспозициях не уместились все работы участников.
 
Раскрывая тематическую направленность выставки, народный художник республики, профессор художественно-графического факультета ДГПУ им. Р. Гамзатова Юсуп Ханмагомедов, руководитель выставочного проекта, рассказал, что биеннале изначально задумывалась как международная. И важно, что в этой связи печатная графика обретает все большую популярность, а авторская география ее расширяется.
Особо руководитель проекта отметил, что год семьи, объявленный в нашей стране, стал отправной точкой для обращения художников к семейным ценностям, родовой устроенности, той бесценной воспитательной школе уважения к старшим, ответственности за семью, родной дом, будущее страны.
 
Говоря о творческих планах, организатор биеннале отметил привлечение к конкурсу творческой молодежи из новых регионов: ЛНР, ДНР, Харьковской, Херсонской области. Юсуп Ханмагомедов также обратил внимание на то, что выставка-конкурс служит мостом дружбы между странами, поблагодарил партнеров проекта, волонтеров. Он заметил, что авторы работ как нельзя лучше продемонстрировали «коллективное искусство» добра и справедливости.
 
Об этом свидетельствовал несомненный интерес зрителей к представленным работам. Обращая взор к удивительным сюжетам и  образам, в которых угадывались мысли художника, его размышления о внутреннем мире, желании изменить агрессию на миролюбивое отношение к себе подобным, любители графики получали истинное удовольствие, дивясь остроте восприятия авторов самых разных возрастов из российских регионов. А это Белгород и Краснодар, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Томск, а также стран ближнего зарубежья – Казахстан и Беларусь, которые объединяли самые разные художники, как маститые, так и начинающие.
Среди более чем 400 графических листов можно было встретить как сложные для восприятия работы, так и изображающие простой быт, которым живут аборигены по сей день. И в этом – мудрость жизни, ее святость; в этом характер тех, кто живет на земле, кто чувствует ее дыхание, ее сердечный ритм. Выступавших было немало, и это не только эксперты, но и зрители, пожелавшие поделиться своими впечатлениями.
 
Довлело ли историческое прошлое над дагестанскими работами?
Нет сомнений, что кубачинская энергетика оказала огромное влияние на своеобразную сюжетную эклектику национального и общечеловеческого. Остается только удивляться, как организаторы удачно выбрали место проведения биеннале – в ауле знаменитых златокузнецов, где каждый – мастер.
 
И даже отреставрированная башня сохранила дух древнего аула Кубачи и воинственность средневекового царства Зирихгеран. И не случайно сюда тянутся туристы, творческие люди, и те, кто только собирается насладиться древними строениями, испытав на себе заповедную силу камня, хранящего тайны древней земли, дающей силы людям. Как и дербентская Нарын-Кала, кубачинская башня служила и фортификационным сооружением, и жилищем для воинов. Состоящая из нескольких уровней, каждый из которых служит экспозицией, она влечет к себе древней атмосферой. Для художников башня – настоящая находка. Они признаются, что в ее стенах происходят невиданные трансформации, а душа обретает простор, вырываясь на свободу.
 
Биеннале уже живет своей жизнью. Она та самая неслучайная случайность, что служит ориентиром для последующих поколений.
И кто знает, чем еще удивят Кубачи? Заповедные… Загадочные… Таинственные…

Похоже, что биеннале попала в точку. Так тому и быть…

 

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)