В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Умурахил Шапиевой – (1924 –2000) – известного дагестанского прозаика, члена Союза журналистов, Союза писателей СССР, заслуженного работника культуры ДАССР с 1978 г. и Российской Федерации с 1995 г., лауреата Государственной премии Дагестана в области литературы за 1996 год (за роман «Филлоксера»).
Умурахил Магомедовна Шапиева родилась 25 августа 1924 года в с. Аймаумахи ныне Сергокалинского района. Отца ее, крестьянина среднего достатка, звали Муса, и по его имени Умурахил до замужества носила фамилию Мусаева, отчество же ей записали по имени деда, как это часто случалось с 1920-х и до 1940-50-х годов в дагестанских аулах. Мать Умурахил, Ханмисуду, тоже происходила из крестьянской семьи.
Когда Умурахил было 11 месяцев, Мусу застрелили на проселочной дороге, когда он возвращался на хутор. В арбу были запряжены волы, они-то и доставили домой замертво лежащего в ней хозяина.
Родня, оплакивая трагическую смерть Мусы, которому исполнилось всего 27 лет, совершенно забыла о ребенке, вместе с люлькой брошенном в суматохе яса в темную комнату – «къунт1у» – предназначенную для хозяйственных нужд. О маленькой Умурахил вспомнили через сутки и нашли её, изошедшуюся в плаче, обессилевшую от голода и жажды.
Ханмисуду, в 24 года оставшись вдовой с тремя детьми на руках, столкнулась с суровой действительностью. Стали объявляться более «законные», чем жена и дети, наследники на земли и добро покойного Мусы. Из этой ситуации сочувствующие ей родственники нашли единственный выход – замужество. И Ханмисуду вышла замуж. Омалайла Алибек, как показала жизнь, оказался хорошим хозяином и справлялся со всеми обязанностями и хлопотами, выпавшими на его долю. В этом браке с Алибеком у Ханмисуду родилось еще трое детей.
Старшие же дочки – Умупазил, Уздият и Умурахил – оставались в отцовском доме на попечении бабушки по материнской линии Сапият. Конечно, воспитанием девочек занималась не только бабушка. Много внимания им уделяла и мама. А отчим Алибек, человек щедрой души и доброго нрава, для них стал отцом.
Детей растили во всей строгости традиционного горского воспитания. Умурахил росла, не зная сиротского одиночества. Все годы рядом с ней были старшие: надежный и отзывчивый отчим Алибек – «Абай», бабушка Сапият, у которой только и было забот, чтобы не дать печалиться сиротам, старшие сёстры Умупазил и Уздият, к которым всегда можно было обратиться за советом и поддержкой.
По совету двоюродных братьев матери, современно мыслящих, сельских активистов и коммунистов из Аймаумахи: председателя колхоза Абдусамада Халимбекова и учителя Халимбека Халимбекова – в 1931 году Умурахил отдали в 1-й класс только что открытой в Аймаумахи начальной школы.
Умурахил училась хорошо. И после завершения начальной школы дядя Халимбек отвёз её в Сергокалинский педтехникум, устроил 11-летнюю девочку на подготовительный курс педучилища, воспользовавшись советом представить справку о том, что Умурахил уже 13 лет.
В ту пору в педтехникуме обучались взрослые люди. Некоторые из женщин приехали учиться вместе с детьми, другие оставили их дома. И малолетняя студентка, которая жила в общежитии, воспринималась ими как собственное дитя.
Но «малютка» чувствовала себя неуютно, скучала по домашней обстановке, по матери, по бабушке, сестрам, подругам по хутору, соседям. И в один прекрасный день решила оставить учебу и вернуться домой. После обеда Умурахил пешком пустилась в путь и где-то к концу дня дошла до дома. Когда мама узнала о причине возвращения дочери домой, она ей сказала: - «Я не хочу иметь дочь, которая не может сделать того, что может сделать кто-то из людей». Тогда Умурахил ничего не оставалось сделать, кроме как вернуться назад и продолжить учебу.
Однако скоро учебное заведение было переведено в Буйнакск. Училась Умурахил во 2-м Дагестанском педагогическом техникуме с большим прилежанием, преодолевая трудности. Мешало незнание русского языка. Но упорство, любознательность, характерные для неё, помогали достичь цели. Из предметов особенно ей нравилась география.
Это были годы, когда физической и даже военной подготовке учащихся уделялось особое внимание. Умурахил занималась легкой атлетикой, сдала нормы ГТО и была удостоена значка «Ворошиловский стрелок».
В годы учебы Умурахил пережила огромное горе – умерла сестра Уздият, а через полгода после нее и мать, Ханмисуду. Умурахил вспоминала, как после похорон сестры она вернулась в Буйнакск и свою одежду ярких красок с помощью однокурсницы погрузила в бак с черным красителем и так и проходила в черной одежде до завершения учебы.
После окончания техникума в 1939 году Умурахил приехала в Аймаумахи. В селе к этому времени открыли семилетнюю школу, где она и начала свою трудовую деятельность. Ей поручили вести 4-й класс и преподавать географию в старших классах.
К этому времени относится вступление её в первый брак – с Магомедом Агалархановым, директором школы в Аймаумахи, и рождение первенца Казбека, который был ее великой материнской радостью и одновременно болью, сопровождавшей ее всю жизнь.
Союз с Магомедом Агалархановым не был счастливым. Молодые люди в конце концов развелись, имея троих детей. Казбек большую часть времени был с отцом, и Умурахил постоянно переживала за его воспитание, образование, выбор профессии. Казбек в конечном итоге выбрал мирную профессию инженера-физика (а была альтернатива: военное училище), обзавелся семьей, но с красивой и любимой женой Еленой прожил недолго: она скончалась от тяжелой продолжительной болезни, оставив 4-летнего сына Артура. Через два года, в 1975 году, в автокатастрофе погиб и сам Казбек.
Относительное смирение перед судьбой пришло к Умурахил после того, как она женила внука Артура на внучке своего троюродного брата Максуда Халимбекова Хадижат, и у них родился сын Багаутдин.
Умурахил работала в школе, когда грянула Великая Отечественная война. В 1942 году она вступила в коммунистическую партию и до конца своих дней состояла в её рядах.
В 1940-50-е годы, до прихода в редакцию журнала «Женщина Дагестана», У.М. Шапиева несколько раз меняла работу, дважды прерывала ее на период учебы. Была инструктором Сергокалинского РК и Дагобкома КПСС, научным сотрудником Дагестанского филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, зав. районо Андалальского района ДАССР. Училась в Дагестанском учительском институте им. С. Стальского, причем совмещая учебу с работой диктора даргинского вещания в Дагестанском радиокомитете, и Дагестанской областной партийной школе.
Высшее же образование Умурахил завершила одновременно со своими детьми, в 1960-е годы обучаясь на заочном отделении естественно-географического факультета Дагестанского пединститута им. Г. Цадасы, уже будучи членом двух творческих союзов СССР – журналистов и писателей.
В 1950-е годы в жизни Умурахил Магомедовны произошло ещё одно событие. Она вступила в брак с Паридалавом Магомедовичем Шапиевым. В этом союзе в 1953 году родился сын Абдурахман. В семье воспитывались и девочки Умурахил от первого брака: Уздият (названная так в честь покойной сестры), 1947 года рождения, Луиза, 1948 года рождения.
Для Паридалава Магомедовича это тоже был второй брак. Первый распался задолго до встречи с Умурахил Магомедовной, и бывшая его жена, мать его дочери, к этому времени была уже замужем.
Паридалав Шапиев (1918–2002) был человеком неординарным, хотя основные факты его биографии вполне укладываются в ординарную сюжетную канву многих и многих его сверстников, родившихся накануне и в первые годы утверждения Советской власти в Дагестане и в стране.
Паридалав Магомедович родился в селении Хецоб Чародинского района. Ему было три года, когда умер отец. Учился он в Чохской начальной школе, Гунибской школе крестьянской молодежи, Дагестанском ветзоотехникуме в г. Буйнакске. Трудовую деятельность начал в 1937 году ветврачом Гунибского и Чародинского районов. Был призван в ряды Красной Армии ещё до начала Великой Отечественной войны, которую в качестве командира минометного взвода и командира стрелкового взвода прошел с начала и до конца. Трижды был ранен. Его боевые заслуги отмечены орденами Красного Знамени, Красной звезды, Отечественной войны первой степени и одиннадцатью медалями.
В печальные дни сентября 2000 года, когда родные и близкие Умурахил Магомедовны, навсегда оставившей их, в смятении и горе говорили о ней прощальные слова, Паридалав Магомедович сказал, что она была интересным человеком. Они оба относились к категории «интересных людей». Духовное начало было основой их личностей. И друг другу они были интересны своей духовностью. Оба были далеки от того, что называется корыстолюбием и меркантильностью.
Воспоминания Умурахил Магомедовны о А.Д. Даниялове, первом секретаре Дагестанского обкома КПСС, с которым ей приходилось встречаться по служебным и личным вопросам, дают возможность и увидеть и почувствовать быт, атмосферу и образ жизни этой семьи:
«Когда в республике открыли филиал Института марксизма- ленинизма, из сектора печати обкома партии меня перевели в филиал в качестве научного сотрудника. Работники филиала в основном занимались переводами и редактированием на родных языках научных трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.Ф. Сталина. И с этой работой мне пришлось расстаться в связи с переводом моего супруга в Андалальский район в качестве первого секретаря райкома партии.
Тогдашнее мое положение я сравниваю, как будто меня из благополучной квартиры спустили в подвал. Мы жили в небольшом домике, окруженном одним бурьяном. Будучи заведующей отделом народного образования райисполкома, мне приходилось по незнакомым дорогам, не зная местного языка, пешком ходить по горным селам, чтобы ознакомиться с работой школ.
Когда Абдурахман Даниялович в первый раз приехал в район, проездом в Ритлябский район, хоть провались сквозь землю, я не знала, куда его посадить и чем угостить. Увидев наши бытовые условия, он сразу понял мое состояние и, прощаясь, выразился: – «Не переживай, все уладится».
Спустя, год-два, когда он повторно приехал в район, он задержался во дворе, прежде чем зайти в комнату. Стал с удивлением и сдержанной улыбкой смотреть вокруг дома. В небольшом бассейне плавали маленькие пушистые комочки - утята – размером с кулак. Где-то прохаживала квочка, увлекая за собой своих маленьких цыплят. Кругом были ухоженные грядки овощей, зелени, клумбы с цветами. Оторвав взгляд от всего увиденного, он подошел ко мне ближе и спросил: « Кто навел такой порядок во дворе дома?». Я протянула свои руки, усыпанные мозолями. Не отрывая глаз от моих рук, он сочувственно произнес: «Если бы я не увидел своими глазами, то не поверил бы, что ты на такое способна, ты ведь педагог». Я ему ответила: «Да, по профессии я педагог, но кем бы я ни была, во мне крестьянская кровь. Это моё хобби – возиться с землей. Чем ездить за продуктами на попутной машине на Хасавюртовский рынок, предпочла создать у себя натуральное хозяйство».
Слава Богу, как и до него работавшие в районе секретари райкома партии, без взыскания и прозвища, оберегая свою честь, мужу удалось уехать из района. Его отправили на учебу в Сталинградскую четырехгодичную партийную школу, а мне пришлось перебраться в Махачкалу.
Живя очень скромно, мы не располагали никакими запасами, надо было сразу же трудоустроиться. Мои прежние рабочие места не пустовали, пришлось постучаться в партийный дом, чтобы помогли найти работу. Тогда заведующим орготдела обкома партии работал земляк моего мужа, я к нему и обратилась, возлагая на него надежду. Но мои неоднократные посещения, кроме одних обещаний, результатов не дали. Время шло, разочарованная его пустыми обещаниями, я записалась на прием к Абдурахману Данияловичу…»
Прием у первого лица завершился устройством Умурахил Магомедовны на работу в редакцию журнала «Женщина Дагестана».
Со дня основания журнала «Женщина Дагестана» в 1957 г. и до ухода на пенсию в 1979 г. Умурахил Магомедовна работала редактором даргинского выпуска и несколько лет, с 1960 по 1964 год, – главным редактором этого же журнала.
Не знаю, написала бы Умурахил Магомедовна свои книги, если бы не привелось ей работать в журнале: её творческая биография началась с литературных зарисовок трудовых будней горянки.
Умурахил Магомедовна отличалась заинтересованностью в работе, никакой иной «политики» у неё не было, кроме как с ответственностью выполнять свои служебные обязанности, ко всем относилась ровно и по-товарищески доброжелательно. Вскоре, в 1960 году, Умурахил Магомедовна вступила в должность главного редактора журнала.
Как прозаик У.М. Шапиева выпустила на даргинском языке сборник рассказов «С любовью сердца» (1963), моноиздания повестей «Верность» (1965), «Первое поручение (1970), «Я верю»(1976), в переводе же на русский язык дилогию первых повестей в книге «Верность» (1970) и роман «Счастливыми не рождаются» (1977). Находясь на пенсии, она издала на даргинском языке повесть «Звезды не гаснут» (1979), роман «Сердце земли (1986), книгу «Завещание» (1991), однотомное избранное, в которое входит новый роман «Филлоксера»(1996) и в переводе на русский язык роман «Сердце земли» (1990).
Работала Умурахил Магомедовна очень кропотливо. Кроме того, на её плечах лежали заботы по дому. Она была хранительницей домашнего очага в полном смысле этого слова. В доме всегда были тепло и уют, царил порядок. Чтобы излучать душевное тепло, его надо иметь в себе изначально, уют же и порядок надо создавать. Это знают все. Умурахил Магомедовна его создавала неустанно.
В 1990-м году тяжело заболел Паридалав Магомедович. Об этом периоде своей жизни Умурахил Магомедовна вспоминает в мемуарных заметках, посвященных поэту Газим-Бегу Багандову:
«... Сердце моё не принимало того, о чём говорили вокруг. Одни говорили, что в жизни каждого должно свершиться то, что ему суждено. Другие говорили, что умирающего спасти никто не может. Но в моем сердце зрело решение везти больного к докторам в Москву и я, не откладывая надолго, стала ходить и добиваться своего. Хорошо, что то было время, когда были люди, с которыми можно было поделиться, у которых можно было найти сочувствие и реальную помощь. За несколько дней мне удалось увидеться с нужными людьми, собрать необходимые бумаги. Если бы тогда не была оказана помощь, чтобы уложить моего мужа в одну из лучших московских больниц, сейчас уже его в живых могло и не быть...»
«Нужные, люди», о которых говорит Умурахил Магомедовна, – это первые лица Дагобкома КПСС. Они-то и помогли по официальным каналам добиться места в Больнице № 1 ЦК КПСС для ветерана Великой Отечественной войны, партии и труда. Старания Умурахил Магомедовны тогда не пропали даром. Операция прошла успешно. И она вернулась домой с мужем, опасность жизни которого миновала. Но он продолжал болеть, страдая сердцем…
Преодолевая трудности, сопряженные с болезнями мужа и с собственными недомоганиями, переживая всем сердцем весьма и весьма непростые обстоятельства, связанные с судьбой страны, она продолжала трудиться. До последних дней своей жизни она была членом правления Союза писателей Дагестана, членом редколлегии литературно-художественного журнала «ЗурхГяб» («Радуга») на даргинском языке.
Умурахил Магомедовна была наследницей духовной культуры своего народа, составной частью входящей в общечеловеческие представления о должном в вопросах морали, этики. Даже пребывание в рядах партийной номенклатуры, среды, в которой царили и подхалимаж, и двойная мораль, не наложило на неё отрицательного отпечатка. Она из марксистской идеологии как руководства к действию взяла самые чистые в своей первозданности постулаты. Отношение к жизни у неё было, так сказать, революционно-новаторское, но поступала она как человек с Богом в сердце.
по книге А.А.Алихановой «Умурахил Шапиева:
жизнь и судьба, личность и творчество»
(публикуется в сокращении)
Рубрика: