Сельский житель, оказавшийся в городе, обычно начинает знакомство с ним с посещения магазинов. Естественно, потянуло туда и нас, студенток первого курса Дагестанского педагогического института. Оказавшись на улице Буйнакского, мы зашли в книжный магазин, где, помимо книг и буклетов, продавались и фотографии дагестанских писателей и поэтов. Мы купили несколько буклетов и отдельно – фотографии писателей. Естественно, я купила буклеты и фотографии даргинских писателей и поэтов: Рашида Рашидова, Ахмедхана Абу-Бакара, Сулеймана Рабаданова и других.
В те времена, в 60-е, 70-е годы, в книжных магазинах бывало многолюдно. Мы, Зоя Керимова, Перизат Ахмедова, Кизбике Агарагимова и я, уже стали выходить из помещения, как кто-то окликнул меня по-даргински:
– Девушка-даргинка, для чего ты накупила столько книг и фотографий?
Мы все остановились. К нам подошли двое мужчин.
– Часть раздам подругам по институту, остальные повезу в селение, – не глядя на них, ответила я.
– Ты, оказывается, большая любительница литературы, – по-доброму сказал один из них.
Я, поборов смущение, взглянула на говорящего и узнала в собеседнике Сулеймана Рабаданова, а рядом с ним стоял известный на всю страну Ахмедхан Абу-Бакар. Он был точно такой же, как на фотографии, которую я купила.
Понятно, я смутилась еще больше и хотела быстро уйти. Но Сулейман Рабаданов продолжал беседовать со мной, задавал вопросы: из какого я села, района, кто мои родители, где учусь и т.д.
Мне было известно, что Сулейман по воле судьбы (его брат Таин работал в нашей школе учителем) какое-то время жил у нас в селении Дейбук Дахадаевского района и учился в нашей школе. Поэт вспомнил об этом, сказал, что он хорошо знает моего отца... Попросил передать привет и самые добрые пожелания моему отцу и, надписав фотографию, пошутил:
– Я не столь известен, как Ахмедхан, чтобы давать автографы, но раз уж представился такой случай...
Ахмедхан Абу-Бакар улыбнулся в ответ. Надписал автограф и на фото, и на книге рассказов.
Ахмедхан и Сулейман поговорили и с моими подругами и обещали прийти на встречу со студентками.
Буквально через неделю в пединститут пришли не только Ахмедхан Абу-Бакар и Сулейман Рабаданов, но и Расул Гамзатов, Аткай Аджаматов, Юсуп Хаппалаев и Байрам Салимов. Этой встречи было достаточно, чтобы я стала активной поклонницей творчества Ахмедхана Абу-Бакара и Сулеймана Рабаданова.
До 1963 года пединститут назывался Женским педагогическим, в год моего поступления стал Дагестанским государственным педагогическим институтом им. Гамзата Цадасы. Ректором в те годы была Хадижат Магомедовна Кебедова, строгая, умная, добрая...
В честь названия пединститута именем своего отца Расул Гамзатов объявил, что двум студенткам даст стипендию и от себя. Хадижат Магомедовна сразу назвала мою фамилию, подчеркнув, что мне только пятнадцать лет... Вот так два года я получала стипендию Расула Гамзатова.
После очередной встречи Ахмедхан и Сулейман подошли ко мне и поздравили с этим событием. Они так радовались за меня! Это уже была вторая встреча с Ахмедханом и Сулейманом. Они были неразлучны, вместе учились в Уркарахской средней школе и были большими друзьями.
Спустя несколько лет мне посчастливилось познакомиться с Фатимой
Абакаровой, женой Ахмедхана Абу-Бакара. Она работала в дагестанском филиале Академии наук. Меня с ней познакомил мой муж Абдулла. Спустя некоторое время мы стали большими друзьями писателя и его семьи. Каждый раз на Новый год приезжали из Грузии Абдула Омарович и Манаба Магомедова, брат и сестра Фатимы Омаровны. Мы с мужем были их частыми гостями.
На улице Горького находились редакции журналов – «Советский Дагестан», главным редактором которого был Ахмедхан Абу-Бакар, и «Женщина Дагестана», который возглавляла Фазу Алиева. Фазу Гамзатовна и Ахмедхан Абу-Бакар учились вместе в Литинституте, с ними учился и муж Фазу Гамзатовны писатель Муса Магомедов. Они дружили семьями. На каждое мероприятие, которое проходило в редакции, Ахмедхан приглашал Фазу и меня. Встречи проходили очень интересно.
Коллектив редакции журнала «Советский Дагестан» был очень дружный, в редакции всегда царила атмосфера уважения друг к другу. Конечно, эта была заслуга главного редактора, демократичного человека, писателя с большой буквы, известного во всем мире Ахмедхана Абу-Бакара. Когда нас переселили в Издательский дом, наши обе редакции опять оказались на одном, десятом, этаже.
Это было замечательное время! К Ахмедхану приезжали известные люди: писатели, поэты. Частыми гостями были Грузинская и Осетинская киностудии. Они снимали фильмы по произведениям писателя.
Босоногим мальчишкой, как и все его сверстники, и он ступал по росистому лугу, видел, как зреет колос, слышал песни жаворонка над полуденным полем, и поэтому, наверное, ему, впитавшему всё это с детства, удавалось показать в своих произведениях и нам, читателям, сколь прекрасен мир, наша Земля, родной наш Дагестан...
Все произведения Ахмедхана пронизаны сердечным общением с земляками. Не это ли великое счастье художника слова? Любовь к родному селению, к искусству кубачинцев, к образу их жизни жила в нём с самого рождения. И поэтому даже тогда, когда вокруг царила атмосфера насилия и зла, эта любовь помогала Ахмедхану отражать величие нашего народа, величие человека труда в своих новых произведениях.
Разные таланты бывают у людей. Одни пишут стихи, рассказы, повести, романы; другие рисуют картины; третьи из драгоценного камня делают красивые украшения; у кого-то талант организатора; кто-то талантлив в своей повседневной, может быть, даже незаметной работе... Самый же большой талант человека – готовность понять другого, быть внимательным, чутким, заботливым. Немногим это дано, но Ахмедхана Всевышний наградил щедро.
Ахмедхан Абу-Бакар завоевал любовь читателей, признание коллег, восхищение друзей, которые ценят его как яркого, прекрасного человека и надежного друга...
В горах возле селения Кубачи яркими красками сверкают зеленые склоны холмов, сполохами огня горят плоды шиповника, величаво шуршат листвой ореховые деревья, утренние росы падают на сочные травы, на ясноглазые цветы. Ручейки текут с его гор вниз на благодатную равнину. Всеми цветами радуги горят звезды, освещая террасы фруктовых садов, красно-зеленых лесочков. Воздух напоен ароматом спелых фруктов, тишина – неземная, умиротворяющая. Вся эта красота останется навсегда.
Но жизнь скоротечна, смерть коварна. Тяжелая болезнь унесла душевного, доброго человека по имени Ахмедхан Абу-Бакар, равного которому нет!
Патимат Вагидова