среда, 15 января 2025
6+

Творчество – это созидание!

Имя известной певицы Загидат Муслимовой хорошо известно  слушателям. Её любят земляки за подлинно народное исполнение лакских песен, за проникновенный, удивительно мелодичный голос и свойственную только ей манеру исполнения. В её репертуаре – сотни лакских народных и авторских песен, кроме того, она артистка Государственного хора дагестанского театра оперы и балета.

Загидат Муслимова, заслуженный работник культуры РД, за заслуги перед республикой и многолетнюю добросовестную работу награждена Почетной грамотой РД. В этом году она празднует свой первый славный юбилей – 60 лет.

В редакции нашего журнала Загидат Муслимова рассказала о себе.  

– Что Вы понимаете под словом «творчество»?

– В моем понимании творчество – это созидание и обладание многовековыми духовными сокровищами своего народа, которые, не прерывая цепочки, передаются следующим поколениям.

– Когда Вы впервые запели и были ли в Вашей семье поющие? Расскажите о себе.

– Мои родители работали в колхозе, в селе Хосрех Кулинского района, где я и родилась. У меня два брата и три сестры. У них не творческие профессии. Только самая младшая сестра Зарипат тоже пела в хоре Государственного ансамбля «Дагестан». Но она не как я –  Зарипат сейчас поёт современные песни на свадьбах и корпоративах.

Наш отец был чабаном и пастухом, а мама – дояркой. Она очень хорошо пела. Её голос даже в обычной жизни журчал и лился, восхищал фольклорной напевностью. Я сколько помню себя, столько и пела с нею, и наши голоса сливались, звучали в унисон. Я подпевала, когда она доила коров,  а они очень любят музыку. Так, первым моим наставником стала мама, первыми слушателями – коровы, а первой сценой – ферма.

Потом пела в школе. Я очень любила в детстве выступать, поэтому ни одно школьное мероприятие не обходилось без меня. С радостью выступала  на школьных концертах и различных конкурсах.

Но после окончания школы поступила я в педагогическое училище в Буйнакске. Там я тоже пела – в художественной самодеятельности,  мы давали концерты. Часто выступали на  большой сцене ДК завода «Авиаагрегат» перед сотнями рабочих. Это был, действительно, мой первый выход на большую сцену. Помню, как дрожала рука, которой я вцепилась в микрофон от волнения.

– Дальше началась творческая жизнь?

– Нет. Я получила диплом и была направлена в Левашинский район, в село Хаджалмахи учителем начальных классов. Дали нагрузку ещё и пионервожатой. Это была середина 80-х годов, ещё времена СССР. Я в селе отработала два года. Выучила даргинский язык. Потом меня перевели в мой родной Кулинский район. Но назначили не учителем, а директором районного Дворца культуры. Земляки знали, что я пою, выступаю. Там проработала 10 лет. Сначала я ездила в Кули из Хосреха – это 12 километров. Добиралась автобусом, а если не успевала на рейс, то на попутках, а иногда и пешком. Мы активно работали, давали концерты для тружеников села по всему району.

– Как складывалась личная жизнь? Муж был не против такого графика работы? Разрешил выступать на сцене?

– Мы с мужем работали вместе. Как и мечтала с детства, я вышла замуж за музыканта. Его звали Обид. Вот он-то был из известной музыкальной семьи Муслимовых, выпускник музфака ДГПУ.

Из нашего села вышло много известных творческих личностей. Из музыкантов – Мазагиб и Мирханум Шариповы, Лариса Гаджиева, вот мы с сестрой (улыбается). Вообще наш Кулинский район богат на талантливых людей. У нас много писателей, поэтов, художников, есть и артисты, хореографы. Думаю, что окружающая нас сказочная природа тоже оказала влияние на наше духовное развитие, на воспитание чувства прекрасного.

– Вы счастливы в семейной жизни?

– Да, была счастлива. Мы с мужем жили дружно. Выступали на сцене в Доме культуры, ездили по селам, пели и на свадьбах, юбилеях, были частыми гостями на семейных мероприятиях. Но муж неожиданно тяжело заболел и умер, когда ему было 45 лет всего. Я осталась вдовой с двумя детьми.

– Дети пошли по вашим стопам?

– Нет. Насмотревшись на нашу музыкальную жизнь,  – а мы постоянно работали, выступали и вечерами, и в выходные, когда люди отдыхают, – дети выбрали другие профессии. Дочка Диана – экономист, она подарила мне двух внуков, а сын Давуд – стоматолог. У него три сына. Я бабушка пятерых внуков, но они тоже не увлеклись музыкой.

– Как же всё-таки стали любимой певицей многих тысяч дагестанцев?

– Было время в 90-е, когда я и на рынке торговала, а что делать? Надо было кормить детей. Потом те, кто знал, что я пою, начали приглашать на торжества. Меня заметили и пригласили в хор Дагтелерадио в 2000 году. А в 2014 году хор стал именоваться Государственным хором театра оперы и балета.

– У каждого артиста есть любимые произведения в театре. А у Вас какие?

– Я очень люблю нашу постановку  оперы «Алеко». Очень нравятся произведения дагестанских композиторов: опера «Хочбар», балет «Шамиль». Кроме того, я с удовольствием принимаю участие в концертах Оркестра народных инструментов. Исполняю народные лакские песни и произведения дагестанских композиторов. Одна из любимых песен – «Скажи почему» Мазагиба Шарипова. Я раньше думала, что это народная песня.

Часто приглашают на концерты в составе вокальной группы Лакского театра. Многие думают, что я  и работаю в Лакском театре. Но я артистка хора оперы. У меня много ролей в наших оперных спектаклях, но не первые роли, к сожалению.

– Какой у Вас голос по оперной классификации?

– У меня сопрано. Я пою в хоре с первыми голосами.

– Трудно было освоить академический вокал, Вы ведь народница?

– Когда поступила на работу в хор, пошла учиться, чтобы иметь профессиональное музыкальное образование. Я окончила колледж культуры, хоровое отделение, а потом музыкальный факультет ДГПУ. Там я и научилась профессиональному академическому пению. Но народную песню люблю больше.

– Над чем работаете в театре?

– Мы готовим оперетту «Сильва» и работаем над текущими постановками. Я сожалею, что у нас мало нашего дагестанского классического материала. Хочется исполнять больше дагестанской классики.

– Каковы Ваши творческие планы в год вашего юбилея?

– Многие артисты регулярно дают сольные концерты. У меня такого масштабного концерта ещё не было. Да и жизненные обстоятельства складывались так, что не до сольника было. Хотелось бы сделать сольный концерт. Для этого в творческом плане у меня есть богатый репертуар, есть певцы и музыканты, которые могут выступить и поддержать меня. Но, кроме этого, необходима финансовая помощь и поддержка на официальном уровне.

После беседы с Загидат Муслимовой редактор журнала «Женщина Дагестана» на лакском языке Ажа Абдурахманова рассказала, что знает Загидат более 30 лет и думала, что она давно народная артистка Дагестана. Очень удивилась, когда узнала, что певица имеет лишь звание «Заслуженный работник культуры».

– Человек, профессионально исполняющий академические партии и народные песни. Её наш народ давно считает и признает народной артисткой за искреннее, душевное исполнение, за великолепный голос, за выступления на всех мероприятиях, за теплое отношение к людям, отзывчивость. Она не только  талантливая артистка, но и хороший человек, красивая женщина, заботливая мать и бабушка.

                                                

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)