
Родной язык…Тут же хочется воскликнуть: «Нет повести печальнее…»
Но все же не будем столь пессимистичны, давая лишние поводы для радости нашим недругам и недоброжелателям. Тем более, пока среди нас есть истинные знатоки, ценители родного слова, для которых язык матери –неиссякаемый источник вдохновений, знаний и «веков связующая нить».
Давайте знакомиться: Дженнет Валидиновна Мусаева – директор центра традиционной культуры селения Ботаюрт Хасавюртовского района, педагог, Отличник народного образования Республики Дагестан, Отличник общего образования Российской Федерации, «Учитель года-2010» Хасавюртовского района, член Союза писателей России, автор поэтического сборника «Мамины чётки», исполнительница собственных и народных песен, музыкант, дизайнер одежды… Ну и, наконец, просто красавица!
– Не всегда Всевышний наделяет человека и внешней привлекательностью, и талантами. Вас сия участь миновала. Что Вы об этом думаете?
– За все надо благодарить родителей! В нашем селе Костек, где я родилась, мой отец Валидин был уважаемым человеком: участник Великой Отечественной войны, председатель колхоза, глава большой семьи, при этом по-настоящему творческая личность. Он играл на музыкальных инструментах, хорошо пел, сам изготавливал агач-кумузы. Сколько себя помню, в нашем доме всегда звучала музыка.
Мама Кураиш виртуозно владела родным языком и тонко чувствовала все его переливы, писала стихи, вы можете себе представить: столько детей, хозяйство, дом – и вдруг стихи. Маму я так и не смогла уговорить печататься. Она только на торжествах решалась прочитать свои произведения и скромно говорила: «Вот, сама написала». Мне давала проверить, нет ли ошибок. А ее песенные плачи на похоронах могли разбередить душу любого чёрствого и бездушного человека. Именно они, родители, и предопределили мою дальнейшую судьбу.
Свои вокальные способности я стала демонстрировать уже в первом классе, на первом же уроке. Когда учительница спросила, кто из нас умеет петь, танцевать, читать стихи, вызвалась я и спела одну из песен Аллы Пугачевой. Послушать меня пришли и другие педагоги.
Все годы, проведенные мною в школе, были тесно связаны с художественным кружком, продолжила и когда поступила в Хасавюртовское педучилище.
– У Вас же и своя семья музыкальная…
– Да, супруг Назир – музыкальный исполнитель, педагог. Мы познакомились с ним на одной из свадеб моего родственника, где я пела. Более того, родня мужа – тоже сплошь таланты: свекор замечательно играл на баяне, деверь – бас-гитарист.
Окончив успешно училище в 1992 году, мы поженились. Сейчас у нас трое детей – две дочери и сын. Дочери замужем, внуки растут.
– А в простой сельской школе есть куда приложить свои способности?
– Так я их в школе и применяю! С самого первого урока во время производственной практики, когда муж записал музыку для урока математики. Директор потом призналась, что сразу решила: «Эту девушку упускать нельзя, надо ее пригласить учителем музыки». Так и случилось. И вот уже более 30 лет я преподаю музыку в Ботаюртовской школе.
Мне удалось привить любовь детей к хоровому пению. Ведь это такое красивое, широкое звучание голосов! Когда слушаешь хоровое исполнение, душа радуется. Дети с такой радостью и желанием стараются исполнять песни! Мои ученики не раз становились лауреатами районных и республиканских конкурсов. Сама делаю для детей костюмы, стараюсь, чтобы гармонично сочетались содержание произведения и внешний вид исполнителей.
– А как получилось, что, имея столько талантов, Вы выбрали профессию педагога?
– Я твердо убеждена, что самые талантливые как раз и нужны школе, – улыбается Дженнет. – У меня до сих пор перед глазами моя первая учительница. Я так внимательно наблюдала за ней, впитывала, можно сказать, как она ходит, как кладет руки на стол, как прямо стоит, какая у нее красивая прическа. Я подражала во всем нашей Хапсат Агаевне. У нас в Костеке дом был гостеприимный, все подружки у меня собирались. А я уроки вела, как она, брала указку и так увлекалась, что на саманной стене появлялись трещинки от моего «учительского рвения». Доской для меня служили большие железные ящики, они стояли во дворе для зерна.
– Вы помните свои первое стихотворение?
– Да, помню. Я училась в 4 классе и написала стихотворение «Разговор курицы». У нас же был поэтический кружок. Вел его учитель родного языка Алыпкач Магомедович. Другие девочки тоже сочиняли, декламировали громко и с выражением. А я стеснялась, мне все казалось, что мои стихи недостаточно хороши. Учитель убеждал, что огрехи какие-то не страшны: «Мы же собираемся именно для того, чтобы сообща анализировать, разбирать, совершенствоваться». Первые мои стихи были опубликованы в детском журнале «Соколенок». Наш односельчанин, журналист Айнутдин Мамаев, записал песню в моем исполнении, и ее услышала вся республика.
– Как рождаются новые песни?
– Озарение! Даже по ночам будят! Вот просыпаешься, будто кто-то тебя толкнул, и все – строчки, рифмы кружатся, просятся на бумагу.
Однажды я слушала выступление Супиянат Мамаевой. Внимательно слушала. Она сказала, что песня должна найти свой путь к человеку и поэтому текст песни не может быть не берущим за душу, неискренним. И я этот путь песни к слушателю вижу как траекторию полета.
(Отметим, что песни Дженнет исполняют звезды дагестанской эстрады, такие как Зоя Чунаева, Зайнаб Абсаматова, Адил Уцумиев, Рустам Ахмедханов, Юлдуз Топаева и др. Звучали они и на московской сцене. М.А.)
– Помогает ли музыка, песня учить, знать, любить родной язык?
– Вне всякого сомнения! Песня сама формирует представление о родном языке. Обогащает словарь детей новыми словами, пословицами, стихами, развивает звуковую культуру речи, фонетический слух. Воспитывает гордость за свой народ, за свой язык. Помните советский хит 30-х годов из «Веселых ребят»:
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Я бы еще добавила: песня помогает любить и ценить родную культуру и родной язык.
Магарам Алимгаджиев
Р.S. Школа в Ботаюрте носит имя Героя Советского Союза Николая Жердева, военного летчика, героически погибшего в 1942 году в небе над Дагестаном. Он похоронен на Ботаюртовском кладбище. Сам Герой родом из Донецка, и каждые два года хасавюртовские мальчишки и девчонки вместе с педагогами ездят в гости в Донецкую Республику. Побывала там и Дженнет Мусаева.