История женщины, которая искренне верит, что проблемы – это еще не повод сомневаться в том, что жизнь прекрасна. Знакомьтесь, Саният Алимирзаева. Она в одиночку растит пятерых детей и изучает Дагестан, чтобы показывать его красоты туристам.
Борцы, Ирчи Казак и непривычный слэнг
– Я выросла в Воронежской области, куда уже очень давно переехали мои родители. Но всегда грезила Дагестаном. Заучивала стихи Расула Гамзатова. Ходила в школу, стараясь подражать нашим горянкам, скромно одетая, в платочке, разве что кувшин вместе с портфелем не таскала. Видела машину с номерами «05» – аж сердце начинало громче стучать!
– То есть после окончания школы и колледжа вопрос о возвращении на малую родину не вызывал сомнений, я так понимаю?
– Конечно. Я знала: Дагестан – место, где я буду строить свою жизнь. В Махачкале я интересовалась всем подряд. Что означает эта загадочная фраза: «пойдем, похаваем»? А почему улица называется «Ирчи Казака», и кто это такой? Почему в Дагестане так много борцов? Надо сходить на соревнования и выяснить это!
– Из-за такой любознательности и решили поступить на журналиста?
– Да. Но замуж вышла раньше поступления, а там уже меня убедили: «Ну не по-дагестански это – быть журналисткой и замужней женщиной. Лучше поступай на русское отделение филфака. Преподавание – вот это женское дело! А интервью пусть серьезные мужчины в пиджаках и при галстуке берут. За время учебы я успела родить четверых детей, несколько раз брала академический отпуск, потом меня и вовсе отчислили, а когда была беременна пятым ребенком, я вернулась в Воронежскую область. Я развелась с мужем и поняла, что мне на какое-то время нужно отвлечься от Дагестана, побыть рядом с родителями.
«Меня спасает моя жизнерадостность»
– На женщин, которые хотят развестись, обычно наседают: «Ну, потерпи, да как же так, нехорошо все это, а что соседи подумают, да и как без мужа?» Ну, вот это вот все. Вам тоже пришлось через это пройти?
– Разумеется. Далеко не сразу все поняли, что я оставила мужа. Я всех детей, кроме первого, рожала в Воронеже, там лучше условия для рожениц, да и мама рядом. И родные подумали: да, Саният снова уехала рожать. А я все не возвращалась и не возвращалась. Пошли разговоры, слухи, потом уговоры вернуться, мне постоянно звонили родственники мужа, да и мама меня понять не могла. Кто-то бесконечно сочувствовал – пять детей и без мужа! Кто-то бесконечно осуждал. Думаю, знаете эту логику: «Лучше быть мертвой, чем незамужней». Не хочу называть причину развода, но я бы не стала уходить от мужа, если бы была хоть какая-то возможность остаться. В конечном итоге все смирились, болтать обо мне перестали и зажили прежней жизнью. В этом огромный плюс того, что все по большому счету зациклены на своей жизни. Рано или поздно перестают обсуждать и самые громкие мировые сенсации – даже развод женщины с пятью детьми на руках (улыбается).
– Вы прожили с родителями еще четыре года, но потом все же решили вернуться в Дагестан. Почему?
– Я хотела окончить университет. У меня пятеро детей, я понимала, что рано или поздно надо будет устраиваться куда-то на работу, а диплома-то нет! Перевестись в Воронежский университет не получилось. Отправилась в Дагестан и вопреки всем «нет, мы Вас не восстановим» добилась своего. И тут встал вопрос с квартирой. Я вернулась в Дагестан три года назад, когда уже началась вся эта история с бешеным потоком туристов. Как только арендодатели слышали, что у меня на руках пятеро детей, сразу отказывали. Я обошла все районы города, а на дворе уже август, на носу начало учебного года, мне нужно перевозить детей и устраивать в новую школу. Поэтому, когда нашлась малюсенькая квартирка, в которой уже лет 40 не делали ремонт, я вцепилась в этот вариант, будто это был дворец.
Первое время было безумно сложно. Четыре школьника: у двоих одна смена, у двоих другая, одних отводишь, других забираешь, а еще маленькая девочка дошкольного возраста, а еще университет, сессия... Были и финансовые трудности. Была моральная усталость. Но знаете чего не было? Разочарования. Депрессии. Желания все бросить. Я вставала по утрам и спускалась к морю, чтобы встретить рассвет, и думала: «Ну как же мне везет, что я все это вижу». Я не была несчастна ни секунды. Я очень рада, что у меня такой образ мышления, и он достался мне от природы, от Всевышнего. Я не прилагала усилий к тому, чтобы стать жизнерадостной и любить этот мир просто за то, что он такой большой и удивительный. Меня спасает моя жизнерадостность.
«Цыпа-цыпа» и другие методы воспитания
– А каково было детям? Возникали ли сложности с адаптацией к новым условиям?
– Разумеется. Ютиться в маленькой квартирке вшестером не очень просто. Моей старшей дочери было 12–13, мы жили так тесно, что не было личного пространства, а тут ее еще начало накрывать «гормональное одеяло», и моя милая девочка начала превращается в монстрика. Пошли вопросы: «А зачем ты стольких детей родила?», «А почему развелась с папой?» К счастью, этот период прошел, и мы снова лучшие подружки. Другие дети в силу возраста проще перенесли переезд.
– Наверняка, детишки соперничают за внимание матери… Как Вы с этим справляетесь?
– Есть прекрасная методика для многодетных мам. Понедельник ты посвящаешь одному ребенку, вторник – второму, среду – третьему и так далее. Полностью систематизировать такой подход к воспитанию у меня не получилось, но этот метод дает результаты. Ребенок знает: «среда – мой день», он ждет этого дня, чтобы рассказать обо всем, что у него накопилось на душе. Невероятно сближает! Разумеется, это не означает, что один день я занята только одним ребенком. Нет, просто раз в неделю для каждого из них есть особый день. А еще есть метод «цыпа-цыпа». Вечером я ложусь на диван или на пол, говорю: «цыпа-цыпа», и детишки бегут ко мне, как цыплята к наседке. Мы сидим, обнявшись, и разговариваем о чем угодно. В конечном итоге каждый ребенок должен знать – маме важно проводить с ними время.
– Ну, и напоследок хочу вернуться к теме работы. Сами сказали: «пять детей, нужно где-то работать». ДГУ вы окончили, но преподавать так и не стали. Чего так?
– Я поняла, что хочу быть гидом. Сказались моя любознательность и любовь к природе. Я окончила школу туризма и этим летом начну водить экскурсии. Сейчас езжу по различным районам, чтобы лучше узнать Дагестан, понять его жителей, да и просто насладиться красотой и общением с новыми людьми. Куда буду возить туристов? Ну, чего-чего, а интересных локаций в Дагестане с избытком. Конечно, имеются и свои проблемы. Например, с санитарными остановками. Плюс периодически возникает недопонимание между туристами и местными жителями. Последних не всегда устраивает внешний вид гостей. Тут главное найти компромисс и объяснять какие-то особенности нашей культуры, традиционных ценностей. Не надо подходить на улице и приставать: «Ты почему в такой короткой юбке, а ну брысь отсюда!» Это уже хамство! С людьми так нельзя. Надо доносить информацию аккуратно, и тогда она будет воспринята адекватно. Думаю, подобные конфликты — это мелочи, и в скором времени они полностью сойдут на нет.
Беседовал Руслан Бакидов