Истоки – иной мир
Наша героиня Наталья Фёдоровна Мусаева принадлежит к известной династии Мусаевых, где каждый причастен к миру творчества. Имя её уже занимает особое место в дагестанской культуре. Один из ведущих дагестанских специалистов в области искусствоведения, она стала своеобразным художественным брендом. Она признанный авторитет в этой сфере, а её эссе можно поставить в ряд блестящих исследований современного изобразительного искусства.
На вопрос об изначальном своем предназначении она задумывается и, облекая в ясную и понятную форму свои размышления о поиске в мире искусства, рассказывает о том, что послужило толчком для её творческого пути, о трудностях, о которых она поначалу не подозревала. Наталья Фёдоровна благодарна родителям, которые вовремя распознали её натуру, почувствовали в ней творческую жилку. Она делится воспоминаниями о детстве, юности, уносящими ее в то «далёко», что навсегда осталось в душе как самое светлое время.
Родословная Натальи Фёдоровны берет начало от древнего русского рода.
Отец, Фёдор Павлович Евдокимов, кадровый военный, после Великой Отечественной войны долго кочевал по стране с семьей. Долгожданная дочь у него и его жены Юлии Сергеевны родилась в Нижнем Новгороде. Супругов объединяло то, что родом они оказались с волжских берегов, оба происходили из старинных русских родов. Прадед Иван Правдин был священнослужителем.
– Но вот бес попутал, – шутит Наталья Фёдоровна, – женившись, по семейной легенде, на цыганке, лишился церковного сана и получил расстриг.
А вот у бабушки по матери, Анны Дубашевой, совсем другая история. Она была удостоена советской властью орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. И сам всесоюзный староста Калинин вручал ей престижные советские награды.
– Осев после демобилизации отца в Таганроге, наша семья поселилась в центре города, – продолжает рассказ Наталья Фёдоровна. – Отец работал секретарем горкома партии, мама преподавала английский язык в пединституте. Заядлые книгочеи, родители собрали огромную библиотеку, насчитывающую до сорока тысяч книг.
Поначалу родители учили меня музыке, чуть позже, заметив склонность к рисованию, определили в местную художественную школу. В Таганроге в те годы существовала какая-то особая духовная, культурная аура. Город – родина А. Чехова и Фаины Раневской – являлся средоточием культурной интеллигенции. И я росла в атмосфере всеобщего пиетета к культуре, искусству.
Искусствоведческие университеты…
А когда пришло время, по совету отца Наталья решила поступать в Московский университет на искусствоведческое отделение исторического факультета. К сожалению, не выдержала конкурс, и на семейном совете было решено, что ей на пользу пойдет работа смотрителем в Таганрогской картинной галерее. Именно там будущий искусствовед, получив первые экскурсоводческие навыки, научилась работать самостоятельно. И через год уверенно поступила в Ленинградский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультет теории и истории искусства.
– При плане приема пятнадцать человек желающих оказалось более сорока на место, – рассказывает Наталья Фёдоровна. – Я поступала на заочное отделение, а через год по результатам сессии перевелась на очное. А на третьем курсе на лекциях по общественным дисциплинам познакомилась со студентом факультета живописи Абдулзагиром Мусаевым. Она сразу запомнила обаятельного парня, на поверку оказавшегося талантливым студентом, о котором академическая профессура отзывалась как об одном из лучших. Он был франтом, носил брюки клёш, привлекал внимание независимостью, глубиной знаний. А однажды прямо на лекции нарисовал кисть ее руки. А ведь именно с подобного рисунка началось ее собственное творчество.
– Ну что тут скажешь, – улыбается она, – знак судьбы, не иначе.
А что она знала о нем? Пожалуй, только то, что он из совсем неизвестного для нее Дагестана. Но главное – отношения были не просто серьезные; каждый из них чувствовал: они предназначены друг для друга. Дома, когда дочь поставила родителей в известность о своем выборе, то услышала от отца: «Что ж, мы интернационалисты». Вот так с родительского благословения она и приняла серьезное для себя решение.
Она с теплом и уважением вспоминает родителей супруга – Бозгиита Арслангереевича и Умразият Амирхановну, засватавших ее, как положено в дагестанской семье. Свадьбу сыграли сначала в Ленинграде, а потом в Хасавюрте.
– Помню, как «советский» мулла перед обрядом потребовал показать свидетельство о браке, – улыбается она. В далеком горном крае близкие Абдулзагира Бозгиитовича заменили ей родителей, окружив теплом и заботой свою невестку. И такое вот отношение сохранялось всю жизнь.
Возвращение в Ленинград для продолжения дальнейшей учебы насыщало жизнь двух творческих личностей новыми знаниями. Молодой дагестанец возглавлял комсомольскую организацию вуза, получал ленинскую стипендию. А его жена, стараясь не отставать от мужа, помогала во всем.
Годы учебы супруги вспоминают как самые счастливые. Так, по окончании престижного вуза Абдулзагиру Бозгиитовичу была предоставлена возможность заниматься в творческой мастерской монументальной живописи академика А.А. Мыльникова. Сама же Наталья Фёдоровна, выпускница известного на весь мир вуза, поступила в аспирантуру. 1983 год оказался новым этапом в жизни молодой творческой пары. Их пригласили на работу в Дагпединститут, где они обосновались раз и навсегда.
– Тогда у нас на руках был наш первенец Тимур, позже родилась дочь Марьям. Хоть и пришлось десять лет жить в общежитии, я не сетовала, знала, что мы с мужем справимся с трудностями. В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию. Мне так хотелось развиваться дальше, быть востребованным специалистом!
Трансформации…
– Дагестан стал частью моего сознания, особой привязанностью, которой нет объяснения. Он все больше притягивал к себе, покоряя необыкновенной природой, горскими мудрецами, в которых протекала кровь древних зодчих и воинов, сказителей и поэтов, – делится Наталья Фёдоровна. – Мне все было интересно, тем более на худграфе работали уникальные специалисты, каждый из которых обладал глубокими знаниями, авторитетом в избранной области.
Преподавая историю изобразительного искусства, Наталья Мусаева старалась познакомить своих студентов с лучшими образцами мировой культуры. В разные периоды она преподавала на кафедре философии этику и эстетику, на кафедре культурологии – мировую художественную культуру, а со временем и возглавила эту кафедру.
В 2017 году Наталья Мусаева стала членом кафедры живописи художественно-графического факультета. Образовательная направленность кафедры, где искусствовед вела занятия по истории изобразительного искусства, мировой художественной культуры, мифологии, по музееведению, анализу произведений изобразительного искусства, давала необходимые знания студентам – живописцам, графикам, скульпторам, будущим педагогам. А выпущенные Н. Мусаевой методические издания можно считать развернутым научным трудом, в котором рассматриваются важнейшие культурологические вопросы на примере творчества дагестанских деятелей художественной культуры и искусства. Поражает ее педантизм, желание не упустить мельчайшие детали, характеризующие мастерство, индивидуальность, почерк того или иного автора, к которому она относится бережно, обращая внимание на склад характера, приближенность к родовым истокам, природному величию, выше которого ничего не может быть.
Искусствовед с большой буквы…
Н.Ф. Мусаева может смело претендовать на роль крупного российского искусствоведа и эксперта. Почётный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РД, она не столько явление в художественном мире, сколько доказательство яркой индивидуальности и профессионализма.
– Можно ли считать Вас счастливой? – спрашиваю свою собеседницу. Она удивляется вопросу.
– А вы как думаете? – улыбается Наталья Фёдоровна. – У меня интересная любимая работа, четверо внуков; дочь Марьям – врач-кардиолог, сын Тимур окончил худграф ДГПУ с красным дипломом, защитил диссертацию. Разве это не счастье?
И трудно с ней не согласиться…