воскресенье, 22 декабря 2024
6+

Наталья Мусаева: грани творчества…

Истоки – иной мир

Наша героиня Наталья Фёдоровна Мусаева принадлежит к известной династии Мусаевых, где каждый причастен к миру  творчества. Имя её уже занимает  особое  место в дагестанской культуре. Один из ведущих дагестанских специалистов в области искусствоведения, она стала  своеобразным художественным брендом. Она признанный авторитет в этой сфере, а её эссе можно поставить в ряд  блестящих исследований современного изобразительного искусства.

На вопрос об изначальном своем предназначении она задумывается и, облекая в ясную и понятную форму свои размышления о поиске в мире искусства, рассказывает о том, что послужило толчком для её творческого пути, о  трудностях, о которых она поначалу не подозревала. Наталья  Фёдоровна благодарна родителям, которые вовремя распознали её натуру, почувствовали в ней творческую жилку. Она  делится воспоминаниями  о детстве, юности,  уносящими  ее в то «далёко», что навсегда осталось в душе как самое светлое время.

Родословная  Натальи Фёдоровны берет начало от древнего  русского рода.

Отец, Фёдор  Павлович Евдокимов, кадровый военный,  после Великой Отечественной войны долго кочевал по стране с семьей.  Долгожданная дочь у него и его жены Юлии Сергеевны родилась в Нижнем Новгороде. Супругов объединяло то, что  родом  они оказались с волжских берегов, оба происходили из старинных русских родов. Прадед  Иван Правдин  был  священнослужителем.

– Но вот  бес попутал, – шутит  Наталья Фёдоровна, – женившись, по семейной легенде, на цыганке, лишился церковного сана и  получил расстриг.

А вот у бабушки по матери, Анны Дубашевой, совсем другая история. Она была удостоена советской властью орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. И  сам всесоюзный староста Калинин вручал  ей престижные  советские награды.

– Осев после демобилизации  отца  в  Таганроге, наша семья поселилась в центре города, –  продолжает рассказ  Наталья Фёдоровна. – Отец работал секретарем горкома партии, мама преподавала английский язык в пединституте. Заядлые  книгочеи,  родители собрали огромную  библиотеку, насчитывающую  до сорока тысяч книг.

Поначалу родители  учили меня музыке,  чуть позже, заметив склонность к рисованию, определили в местную художественную школу. В Таганроге в те годы  существовала какая-то особая духовная, культурная аура. Город – родина А. Чехова и Фаины Раневской – являлся средоточием культурной интеллигенции.  И я росла в атмосфере всеобщего пиетета к культуре, искусству.

Искусствоведческие университеты…

А когда пришло время, по совету отца  Наталья решила поступать в Московский университет на искусствоведческое отделение исторического факультета. К сожалению, не выдержала конкурс, и на семейном совете было решено, что ей на пользу пойдет работа смотрителем  в Таганрогской картинной галерее. Именно там  будущий искусствовед, получив первые экскурсоводческие  навыки,  научилась работать самостоятельно. И через  год уверенно поступила в Ленинградский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультет теории и истории искусства.

– При плане приема пятнадцать человек желающих оказалось более сорока на место, – рассказывает Наталья Фёдоровна. – Я поступала на  заочное отделение, а через год  по результатам сессии перевелась на очное. А на третьем курсе  на лекциях  по общественным дисциплинам познакомилась со студентом  факультета живописи Абдулзагиром Мусаевым. Она сразу запомнила  обаятельного  парня, на поверку оказавшегося талантливым студентом, о котором академическая профессура отзывалась как об одном из лучших. Он  был франтом,  носил брюки клёш, привлекал  внимание независимостью,  глубиной знаний. А однажды прямо на лекции  нарисовал кисть ее руки.  А ведь именно с  подобного рисунка  началось ее собственное творчество.

– Ну что тут скажешь, – улыбается она, – знак судьбы, не иначе.

А что она знала о нем? Пожалуй, только то, что он из совсем неизвестного для нее Дагестана. Но главное – отношения были не просто серьезные; каждый  из них чувствовал: они предназначены друг для друга. Дома, когда дочь поставила родителей в известность о своем выборе, то услышала от отца: «Что ж, мы интернационалисты».  Вот так с родительского благословения она и приняла серьезное для себя решение.

Она с теплом и уважением вспоминает родителей супруга – Бозгиита  Арслангереевича и Умразият Амирхановну, засватавших ее,  как положено в дагестанской семье. Свадьбу сыграли сначала в Ленинграде, а потом в Хасавюрте.

– Помню, как «советский» мулла перед обрядом потребовал показать свидетельство о браке, – улыбается она.  В далеком горном крае близкие Абдулзагира Бозгиитовича  заменили ей родителей, окружив теплом и заботой свою невестку. И такое вот отношение сохранялось всю  жизнь.

Возвращение в Ленинград  для продолжения дальнейшей учебы  насыщало  жизнь  двух творческих личностей новыми знаниями. Молодой дагестанец  возглавлял комсомольскую организацию вуза, получал ленинскую стипендию. А  его жена,  стараясь не отставать от  мужа, помогала во всем.

Годы учебы супруги  вспоминают как самые счастливые. Так, по окончании престижного вуза Абдулзагиру Бозгиитовичу  была предоставлена возможность  заниматься в творческой мастерской  монументальной живописи академика А.А. Мыльникова. Сама же Наталья Фёдоровна, выпускница известного на весь мир  вуза,  поступила в аспирантуру. 1983 год  оказался  новым этапом в жизни молодой творческой пары. Их  пригласили  на работу в Дагпединститут, где они обосновались раз и навсегда.

 – Тогда у нас на руках был наш первенец Тимур, позже родилась дочь Марьям. Хоть и пришлось десять лет  жить в общежитии, я не сетовала, знала, что  мы  с мужем справимся с трудностями. В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию. Мне  так  хотелось развиваться дальше,  быть востребованным специалистом!

Трансформации…

– Дагестан стал частью  моего сознания, особой  привязанностью, которой  нет объяснения. Он все больше притягивал к себе, покоряя необыкновенной природой,  горскими  мудрецами, в которых протекала кровь древних зодчих и воинов, сказителей и  поэтов, – делится  Наталья Фёдоровна. – Мне все было интересно, тем более на худграфе работали уникальные специалисты, каждый из которых обладал глубокими знаниями, авторитетом в избранной области.

Преподавая историю  изобразительного искусства, Наталья Мусаева старалась познакомить своих студентов с лучшими образцами мировой культуры. В разные периоды она преподавала  на  кафедре философии этику и эстетику, на кафедре культурологии – мировую  художественную  культуру, а со  временем и возглавила  эту  кафедру.

В 2017 году Наталья Мусаева стала членом кафедры живописи художественно-графического факультета. Образовательная направленность кафедры, где искусствовед  вела занятия  по истории изобразительного искусства, мировой художественной культуры, мифологии, по музееведению, анализу произведений изобразительного искусства, давала  необходимые знания студентам –  живописцам, графикам, скульпторам, будущим педагогам. А  выпущенные  Н. Мусаевой методические издания можно считать развернутым научным трудом, в котором рассматриваются важнейшие культурологические вопросы на примере творчества дагестанских деятелей художественной культуры и искусства. Поражает ее педантизм, желание не упустить мельчайшие детали,  характеризующие мастерство, индивидуальность, почерк того или иного автора, к которому  она относится бережно, обращая внимание на склад характера, приближенность к родовым  истокам, природному величию, выше которого ничего не может быть.

Искусствовед с большой буквы…

Н.Ф. Мусаева  может смело претендовать  на  роль крупного российского искусствоведа и эксперта. Почётный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РД, она не столько явление в художественном мире, сколько доказательство яркой индивидуальности и профессионализма.

– Можно ли считать Вас счастливой? – спрашиваю свою собеседницу. Она удивляется вопросу.

– А вы как думаете? – улыбается Наталья Фёдоровна. – У меня интересная любимая работа, четверо внуков; дочь Марьям – врач-кардиолог, сын Тимур окончил  худграф ДГПУ с красным дипломом, защитил диссертацию. Разве это не счастье?

И трудно с ней не согласиться… 

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)