Проблема внедрения инклюзивного образования и по сей день остается камнем преткновения между родителями и системой образования. Сможет ли ребенок с тяжелым недугом конкурировать в знаниях со здоровыми одноклассниками? Хватит ли учителю терпения «тянуть» особенного ученика? Готовы ли технически учебные заведения к переменам? Вопросов много. На многие из них знает ответы руководитель методического объединения по вопросам инклюзивного образования, педагог с большим стажем работы Сабият Магомедовна Кадиева.
В гимназии № 4 Махачкалы, где с 1985 года работает Сабият Магомедовна, инклюзивное образование существует уже около 10 лет. Первые специализированные классы для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы создавались при поддержке детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» на Северном Кавказе при содействии Министерства образования и науки РД и экс-главы махачкалинской администрации Саида Амирова.
– В первые годы функционировал только один класс, в котором было не более пяти учеников. В последующем было открыто еще два класса. А уже сегодня в специализированных классах обучаются около 20 детей, по 3-4 человека в каждом классе. Это учащиеся первого, второго, третьего и четвертого классов, – рассказывает Сабият Кадиева, руководитель школьного методического объединения спецклассов.
– Трудности возникли уже в первый год обучения. Дети-инвалиды были замкнуты и не уверены в себе. А у педагогов не было опыта работы с детьми с ограниченными возможностями. Пришлось искать в интернете современные методики и применять их в нашей практике. Сегодня уже можно гордиться достигнутыми результатами и утверждать, что дети с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества, которые обучаются на равных со своими сверстниками.
Программа в специализированных классах та же, что и в обычных, только здесь для каждого ученика разработан индивидуальный план. За каждым специализированным классом закреплен воспитатель. Без него на уроке не обойтись. Он же помогает ребятам пройти в столовую или в комнату отдыха…
На уроке физкультуры у каждого ученика определенная нагрузка – в зависимости от его физического развития. А для школьников, передвигающихся с помощью инвалидного кресла, разработаны специальные программы в виде адаптивной физкультуры, есть тьюторы по сопровождению, специально подготовленные для колясочников компьютерные места. Наша школа оборудована пандусами. Детей привозит и отвозит домой специальный автобус для инвалидов, – продолжает Сабият Магомедовна.
– В каждом образовательном учреждении, где, как и в нашей школе, практикуется инклюзивное обучение, помимо учителей и воспитателей должны работать дефектологи, логопеды, социальные педагоги, психологи, имеющие соответствующее образование и подготовку, которые всегда могут оказать ребенку индивидуальную помощь, дать совет, помочь и подсказать воспитателю, работающему с группой.
Интеграция детей-инвалидов в коллектив происходит на совместных внеклассных мероприятиях, прогулках, праздниках, экскурсиях. Ребята посещают музеи, участвуют в общешкольных праздниках. Для «особенных» детей при школе создан театр, к которому ученики относятся с особой ответственностью. По мнению педагога, театр просто необходим школе. Он помогает ребенку воссоздать картину мира, развивает образное мышление, дает возможность проявить творческие способности. Огромное желание детей с ограниченными возможностями быть понятыми и принятыми среди обычных сверстников прибавляет стимула в работе педагогов.
По убеждению Сабият Кадиевой, инклюзивное образование предполагает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию специализированных программ.
– Учебники, которые написаны для коррекционных школ, по содержанию не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым в общеобразовательной школе. Обычные книги не годятся для детей с ОВЗ: для слабовидящих детей там слишком мелкий шрифт, слабослышащим тяжело даются устные задания, а ученикам с ДЦП вообще не под силу учиться по книгам для массовой школы. Понятно, что без подготовки качественных учебников, создания необходимых условий обучения успеха не добиться. Как быть? – вздыхает Сабият Кадиева.– Конечно, торопиться с внедрением в каждой школе инклюзивного образования не надо. Ведь речь идет об особых детях, которым и так сложно жить, а учиться тем более.
Тем временем очень важный вопрос воспитания толерантности по отношению к детям с ограниченными возможностями в обществе остается нерешенным и, пожалуй, является основной задачей ближайших лет. Сабият Магомедовна заметила, что редкие родители соглашаются с тем, чтобы рядом с их детьми в школе учились особенные дети. И речь идёт не только о детях с синдромом Дауна. Словом, есть над чем работать, чтобы новые подходы в образовании реально пришли в школы.
– Опыт нашей школы по инклюзивному образованию нужно изучать учителям других школ для того, чтобы в дальнейшем учесть все тонкости его внедрения. Аналогичные классы были созданы и в других республиках Северного Кавказа. Первоначально создание первой инклюзивной школы было воспринято с энтузиазмом, а позже энтузиазм стал сменяться тревогой в связи с нарастающими проблемами, – продолжает свой рассказ наша героиня. Намного легче создать все условия в отдельной (специальной) школе, чем в каждой. Образование – это сфера энтузиастов. Педагог-дефектолог с хорошими профессиональными знаниями может оставаться равнодушным к проблемам ученика, в то время как обычный учитель – без специализированного образования, но с большой любовью к детям и с опытом – способен понять подопечного, помочь особенному ребенку поверить в самого себя, что очень важно. И такие энтузиасты всегда были и есть в школе.
Женщина Дагестана, № 5-6, 2016.