В июне этого года одна за другой открылись сразу две выставки работ Виктора Ефимовича Цигаля (1916–2005), выдающегося художника, мастера станковой и книжной графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, народного художника России, академика Российской академии художеств.
С 22 июня в Москве в галерее «Открытый клуб» организована выставка книжной иллюстрации Цигаля. А в Волгограде, в музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова, 23 июня открылась выставка «Теплый ветер. Из дагестанской серии Виктора Цигаля». Посетить выставку можно по «Пушкинской карте».
Родился Виктор Цигаль в Одессе в еврейской семье. В 1930 году семья Цигалей переехала из Пензы в Москву. Отец, Ефим Давидович, был инженером-строителем электростанций. А Виктор поступил в ФЗУ Мосэнергомонтажа, которое окончил в 1933 году, работал электромонтером. В 1934 году поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, а в 1938 году – в Московский художественный институт.
Брат Виктора Ефимовича Владимир Цигаль был скульптором. Оба прошли горнило Великой Отечественной войны, оба не раз оказывались на шаг от смерти.
Виктор прошел войну, был художником политотдела корпуса, участвовал в Курской битве, дошел до Берлина. Удостоен ордена Красной Звезды. Всю войну рисовал. Его военный архив в основном составляют карандашные портреты однополчан (250 рисунков). В 1945 году в Свердловске был издан фронтовой альбом Цигаля «Герои боёв 10-го гвардейского танкового добровольческого корпуса».
После демобилизации В.Е. Цигаль вернулся в институт, который окончил в 1946 году. Его дипломной работой стали иллюстрации к рассказу «Белый клык» Джека Лондона. В 1947 году он был принят в Московский Союз художников.
Потом он очень много путешествует по городам и селам Армении, Воронежской области, Кубани и Крыма, Севера, Алтая, Дагестана, Азовского моря, Азербайджана, Кольского полуострова. А также по Америке, Англии, Голландии, Испании, Франции, Италии, Кубе...
Обаяние работ Виктора Цигаля – в особом лирическом строе его рисунков, в изяществе почерка. Ярко проявились эти особенности в цикле работ, выполненных во время четырех поездок в Дагестан с 1959 по 1961 г.
Результатом путешествий по стране гор стала серия рисунков «В Дагестане» (около тридцати работ). Они не требуют последовательного рассмотрения, каждый рисунок представляет собой самостоятельное произведение, выявляя ту или иную грань жизни высокогорных селений. Очень много женских, детских образов, стариков.
В.Е. Цигаль свободно входил в новую для него среду, знакомился с местными жителями, стремился запечатлеть наиболее характерные сцены, праздничные события и трудовую повседневность.
Художник был восхищен красотой и величием природы, самобытным укладом жизни горцев. Он посетил аул гончаров Балхар, Кубачи – центр художественной обработки металла, резьбы по камню и дереву. Эти и другие народные художественные ремесла – ковроткачество, златокузнечество и др., – произвели впечатление на Виктора Цигаля, который питал серьезный интерес к прикладному искусству.
Вот отрывок из книги-альбома В.Е. Цигаля «В Дагестане», изданной в 1963 году: «В Кубачи вяжут чулки и ткут ковры… На площади молодая женщина развернула ковер, только что снятый со станка. Старые женщины одобрительно качают головами. Густые сочные краски, узор угловато рисует геометрические фигуры, цветы, медальоны и фигурки птиц и зверей.
Кубачинцы от мала до велика носят шерстяные носки. Вяжут их все женщины и девочки аула. Вяжут безостановочно. Почти всегда и везде можно увидеть их за вязанием… Чулки можно вязать за разговором, и потому работницы в своих прекрасных нарядах собираются в группы… Только рисуй!»