Предисловие….
О национальном музее Дагестана, который отмечает в этом году 100-летие, нам рассказала главный хранитель музея, Заира Гашимовна Кильдеева.
– В начале 1980-х я впервые переступила порог музея. Начала с работы экскурсовода. Со временем возглавила отдел истории советского периода (был и отдел досоветского). А в 1990-х эти отделы объединили в экспозиционно-выставочный отдел. В 2004 году меня назначили главным хранителем – заместителем директора по фондам, кем я работаю и сегодня. Вы видели, в каком прекрасном старинном здании располагается музей?!
Заира Гашимовна с гордостью рассказывает о том, что в республике существует 39 филиалов музея, а общее количество экспонатов исчисляется более чем 180 тысячами единиц хранения. Около 100 тысяч из них находятся в головном музее.
– Вот представьте, в этом году музею исполнилось 100 лет. А он пополняется все новыми экспозициями, раритетами, и так будет всегда, и еще через 100 лет! На сегодняшний день это самое крупное музейное объединение на Северном Кавказе. Новые площади, состоящие из 21 зала, широкие коридоры и фойе, выставочный центр. И приобретение новых современных модулей с большим количеством стекла, света, уровней показа позволят нам в разы увеличивать количество экспонатов и наиболее полно показывать музейные собрания.
Главный хранитель музея рассказывает, что в состав головного фонда входят 18 музейных коллекций, включая экспозиции от доисторического периода до современных дней, – «Керамика», «Археология», «Живопись и графика» «Металл», «Оружие», «Ткани», «Дерево», «Нумизматика».
Начало…
– История музея тесно переплетена с общественно-политической жизнью Дагестана. И началась она в тогдашней столице – Темир-Хан-Шуре, где и был в 1912 году открыт первый музей в Дагестанской области, – рассказывает Заира Гашимовна. – Идея его создания принадлежала русскому врачу, штаб-лекарю Дагестанского конного полка И. Костемеревскому. Он был первым собирателем музейной коллекции. Его дело продолжил другой подвижник – Е. Козубский, который всего год не дожил до официального открытия первого Дагестанского музея – «Кустарного музея имени Костемеревского». Тогда в музейные коллекции входили фотографии, редкие документы, книги, оружие, станки и механизмы, одежда, вышивка, предметы быта и много другое.
В годы революции фонды музея разграбили, было спасено лишь 400 экспонатов. Но сразу после окончания Гражданской войны в 1920 году по решению Дагревкома на базе музея имени Костемеревского был создан «Народный музей Дагестана», руководителем которого был назначен художник С. Полторацкий. Уже к началу 1921 года удалось собрать значительное количество экспонатов, в том числе редкие предметы искусства народов Дагестана и Востока. Но вскоре музей закрылся, а экспонаты по инициативе Алибека Тахо-Годи перевезли в г. Петровск (Махачкалу). И уже в 1923 году в Махачкале был создан Дагестанский краеведческий музей. Значительную роль в его становлении сыграл Д. Павлов, первый директор.
В это же время были разработаны основные направления развития музея, созданы новые экспозиции, заложена научная библиотека, значительно увеличилось количество экспонатов.
Хронология музейного дела…
В 1940-м году музей был реорганизован в Центральный музей ДАССР, он располагался в двухэтажном здании с флигелями на Комсомольской (ныне проспект Р.Гамзатова). После начала войны все экспонаты были эвакуированы в Дербент. В разгар войны, в 1943 году, удалось открыть музей. К сожалению, многие экспонаты за время переезда были утрачены или повреждены, приостановлена научно-исследовательская работа. И понадобилось два десятилетия, чтобы музей вновь стал одним из центров культурной и научно-просветительской деятельности Дагестана.
В 1968 году музей был переведен в новое здание на главной – имени Ленина – площади Махачкалы. Тогда коллектив под руководством его директора Д. Кажлаева развернул новую экспозицию досоветского и советского периодов. В 1977 году дагестанский краеведческий музей был преобразован в Дагестанский объединенный музей, а в его подчинение переданы Буйнакский историко-революционный музей, Дербентский городской, Ахтынский районный, мемориальный музей С. Стальского, Государственный литературно-мемориальный музей Г. Цадасы в Хунзахском районе, Краеведческий музей имени Багратиона в городе Кизляре как филиалы объединенного музея.
– Переломные 90-е и нулевые оказались непростыми для дагестанских музейщиков. Тогдашний ДГОМ, как и многие учреждения культуры, оказался неподготовленным к изменениям, происходящим в обществе. Сказывалось и отсутствие бюджетных средств и, как следствие, ослабление материально-технической базы, – продолжает свой рассказ Заира Гашимовна. – Назначенный тогда директором ДГОМ Рамазан Хаппалаев сумел не только сохранить его, но и расширить за счет открытия новых филиалов. А в апреле 2013 г. по инициативе тогдашнего главы республики Рамазана Абдулатипова музей получил новое здание – старинный особняк, в котором были осуществлены генеральная реконструкция и ремонт.
Отслеживая хронологию обновленного музейного дела, Заира Гашимовна рассказывает о том, что это было необыкновенное счастье – переехать в знаменитый «дом с атлантами», построенный в стиле классицизма конца ХIХ века.
– 2016 год был рубежным, – рассказывает Заира Гашимовна. – Национальный музей имени Тахо-Годи стал центром культурной жизни республики. За семь лет существования в новом здании ценой огромных усилий творческого коллектива он приобрел тот облик, что характеризует современный музей. Хранилища музея – поистине кладовая рукотворных сокровищ, где хранятся свидетельства открытий мирового значения. Так, в хранилище археологии находятся сведения, артефакты, имеющие огромное значение для мировой науки. Вы знаете, что первобытный человек появился в древнем Дагестане 162 тысячи лет назад. Но артефакты, обнаруженные при раскопках в Акушинском районе, доказывают, что он появился много раньше. А в разделе палеонтологии хранятся обнаруженные в Дагестане сарматский кит и слон. Восхищенные туристы открывают для себя древний и современный Дагестан, видя раритеты, которыми могли бы гордиться крупнейшие музеи мира. Среди них Лысая «Венера», двери древней мечети, сабля Тимура, каменные тимпаны из Кубачей.
– Все эти удивительные экспонаты украсили бы залы Лувра и Эрмитажа. Но они хранятся, здесь, в древнем и таком современном Дагестане, – говорит хранитель музея.
Согратлинская Венера
Небольшая ритуальная фигурка женщины эпохи железного века датирована VII веком до нашей эры.
– Ее нашли не археологи, – рассказывает Заира Гашимовна, – а местные жители на высокогорном пастбище в Андалялской долине, около аула Согратль. Венера держит кулачки перед собой таким образом, что в них можно вставить палочки. Археологи называют такие статуэтки копьеносцами. Фигурка олицетворяет символ плодородия. На голове Венеры что-то вроде чепца.
Другой уникальный раритет – сабля Тимура, которая, согласно надписи на ней, датируется 1081 годом. Эта сабля была изготовлена мастерами из Лахора (Пакистан). И этой саблей владел великий завоеватель Тимур, а позже – Надир-Шах. На лезвии имеются три надписи арабской вязью, выполненные в разное время. Сабля двести лет хранилась в одной хунзахской семье и спасла ее от голода в начале 30-х годов прошлого века, когда глава семьи после долгих колебаний согласился продать реликвию музею.
Резные деревянные двери из мечети села Кала-Корейш, датируемые XII–XIII веком, экспонировавшиеся в Эрмитаже, поначалу находились в христианском храме в Кубачах. Но со временем, когда церковь была разрушена, двери перекочевали в мечеть соседнего села. Сейчас село Кала-Корейш заброшено. Но паломники продолжают подниматься к нему пешком по старой дороге, которая и сама является памятником зодчества. Ее не разрушили ни века, ни дожди, ни оползни...
День сегодняшний
Заира Гашимовна увлеченно рассказывает о планах музея и о той ежедневной работе, незаметной для посетителей, но трудоемкой, требующей отдачи. Тематические выставки – отдельная тема для разговора. И этот год, объявленный в нашей стране годом величайшего поэта Расула Гамзатова, примечателен экспозициями, запечатлевшими каждое мгновение поэта-пророка, поэта-философа, поэта-мыслителя.
– Вообще, музей – это не анахронизм, а день сегодняшний, – улыбается главный хранитель. – Он откликается на то, что происходит в общественной жизни, которая меняется на глазах так же, как и современные горцы. Но одно неизменно – древний край остается тем традиционным Дагестаном, которым восхищаются туристы. Их влечет сюда и языковое многообразие, и красота национального костюма и ювелирных изделий, и богатство национальных ремёсел.
Искусство в цифре
– Да, цифровизация, – говорит Заира Гашимовна, – без нее сегодня невозможно представить Национальный музей. И превратить культурное наследие в технологичное и по-настоящему доступное – одна из главных задач нацпроекта «Культура». Сегодня республиканский Национальный музей – медийный центр, использующий новые технологии для демонстрации музейных коллекций и выставочных проектов. Здесь используется мультимедийный гид с технологией дополненной реальности и интерактивными экранами. Что самое ценное – он может погрузиться в ту или иную эпоху, дать возможность в один клик узнать как можно больше об уникальных экспонатах. Мы движемся вперед, мы полны энергии духа, – говорит главный хранитель музея Заира Кильдиева, – а значит, продолжаем открывать историю прошлого, устремляясь в будущее…
Айшат Тажудинова