четверг, 26 декабря 2024
6+

Творчество – процесс бесконечный…

Душевное тепло, внутренний мир, наполненный гармонией, трепетная душа, рвущаяся навстречу людям, – все это создает необычный склад характера человека, к которому тянутся, от которого ждут чего-то сокровенного… Творчество нашей героини не просто востребовано,–  оно будоражит, притягивая, умиротворяя, освобождая от того, что тревожит, что дает возможность облегчить страдания.

Я спрашиваю Бесханум Гюльмагомедову: что для поистине народной певицы самое важное на сцене, когда она остается один на один со своим слушателем?  Она задумывается:

– Не может быть однозначного ответа, когда создаешь образ, близкий и понятный твоему слушателю. Ведь каждый раз это иное звучание, иные интонации, иные душевные струны, овладевающие твоей душой и сердцем. Это могут быть далекие и близкие воспоминания, чувства, тоска по родным и близким людям, которых нет с нами. Это и песни, наполняющие душу светом утреннего солнца, дуновением теплого ветерка, зеленой листвой, ароматом полевых цветов…

 Для нее песня – все равно что жизнь. Она органична и на сцене, и в жизни. Многое пережив, она не отказывается ни от одного прожитого дня, считая, что надо принимать предписанное свыше и данное как испытание каждому человеку.

– Когда начала петь? – отвечает она на мой вопрос. – Да сколько помню себя, столько и пою.

Совсем еще крошка, она поражала родных, близких выступлениями по-взрослому. И когда гостеприимный дом родителей, Османа и Гюльбиче Мирзаферовых, принимал гостей, то совсем еще кроху Бесханум ставили на стул, и она выводила мелодии родной табасаранской земли.

– В моей жизни все сплелось в дивный венок, в котором каждый цветочек, каждая травинка – особая мелодия с неповторимым звучанием, – говорит Бесханум. Родившись в Дербенте, табасаранка соединила культуры многих народов в единый неповторимый узор.

– Совсем как табасаранский ковер, – шутит она.

– А вы ткете ковры? – спрашиваю.

– В какой же табасаранской семье их не ткут? – отвечает она вопросом на вопрос. Нас было семеро детей, все сидели за ткацким станком. Да и сам отец всю жизнь проработал на ковровой фабрике мастером.

– Мы вместе с мамой ткали сумахи, ковры, – рассказывает Бесханум, – она учила нас вкладывать в ковер душу; говорила, что иначе его не оживить никакими красками, и он остается безжизненным, не приносит радость. А без этого какой ковер…

Рассказывая о себе, наша героиня словно прослеживала свою линию судьбы, которая ведет ее и по сей день. Она  привлекает к себе внимание скромностью, достоинством, открытостью, не рисуясь, не стараясь создать иной, отличный от настоящего образ. Бесханум признается, что сама атмосфера большой семьи выучила ее быть покладистой, дружелюбной, выдержанной.

– Многодетная семья – это, прежде всего, трудолюбие, любовь к близким. Может быть, именно это спасало меня в самые трудные минуты жизни,–говорит она. – А еще я пела – и за ковром, и в школе. Да и сама семья была, можно сказать, музыкальной. Отец играл на сазе, других национальных инструментах, дед был известным зурначом, славился на весь Табасаран. Вот так на слух я запоминала песни на родном языке, протяжные азербайджанские мелодии. Музыка стала частью меня, ни о чем другом, кроме музыки, я не могла думать.

 Она окончила республиканское музыкальное училище, где, отмечая ее абсолютный слух и уникальный голос, педагоги учили ее не только музыкальной грамоте, но и культуре народной песни, работе над репертуаром, сценическому искусству.

– Я поняла, что отличает большую сцену от малой, что характеризует высокое искусство и что его отличает от однодневного, незаметно растворяющегося, исчезающего так же быстро, как и появляется на свет. Именно тогда я оценила, какой это труд и как нужно работать над собой, чтобы твое исполнительское искусство не просто было услышано, но понято, доходило до людских сердец.

Бесханум не просто поет, она рассказывает о судьбе народа, любви к родине. Это не только лирические, но и патриотические песни на родном, азербайджанском, русском, турецком, казахском языках.

– Мне близка культура не только тюркоязычных народов, но и европейских. И все интересно, –  замечает Бесханум. – Ведь чем больше в твоем репертуаре песен различных народов, тем выше твой собственный статус как серьезной певицы.

На вопрос, как ее муж относится к тому, что она поет на сцене, она отвечает, что ее личная жизнь связана со сценой крепче всякого каната.

– Муж Ахмедпаша, как водится в песне, влюбился в меня с первого взгляда. Трижды посылал сватов к отцу, который считал, что семья строится не одним днем и чувства должны проверяться временем, – улыбается певица.– Выступления на сцене никогда не были в семье камнем преткновения.  Ахмедпаша дал слово, что мы будем жить душа в душу. И обещание свое выполнил. Он и сегодня моя опора.

Рассказ Бесханум, притягательный своей правдивостью, искренностью, ее размышления об искусстве, о национальной песне, в которой раскрывается характер народа, его самобытность, традиционность, открывал ее, словно шкатулку с секретом. Она считает, что «народникам» необходимо как можно чаще выезжать в творческие командировки, собирать фольклор, чтобы сохранять бесценное творческое наследие своего народа. И замечает, что современная народная песня – это нечто совершенно иное, чем старинное народное искусство.

Певица больше тридцати лет на сцене. И каждое ее выступление можно назвать эксклюзивным. Почему? Она приоткрывает своему слушателю мир во всем его многообразии, рассказывая языком песни о простом и сложном, но всегда волнующем.

Бесханум рассказывает о плотном гастрольном графике, о своей аккомпаниаторской группе, называя  музыкантов настоящими профессионалами, имена которых известны любителям национальной песни.

По ее признанию, песня помогала ей выживать в самые трудные моменты жизни. Пережив потерю сына, она и предположить не могла, что когда-либо выйдет на сцену. Чувствовалось, как тяжело ей говорить об этом. Бесханум рассказывает: когда к ней, спустя время, обратились с просьбой выступить, она восприняла приглашение как невозможное.

–Но это были люди и сами пережившие горе. Это был момент истины,–рассказывает она.–И тогда я решилась. И песня спасла меня. Да, боль в сердце осталась, но я, ощутив желание людей слушать мои песни, воспряла духом. А в репертуаре появилось много песен, навеянных тоской по сыну.

Но жизнь ведь продолжается. Ее радует сын Вадим, внуки.

 – Семья – это мой тыл,– говорит Бесханум.

Ее часто можно увидеть на благотворительных концертах для детей-сирот, инвалидов, малоимущих. Она накрывает столы для тех, кому приходится нелегко в жизни, кому необходимы участие, помощь.

Бесханум Гюльмагомедова с особым трепетом относится к тем, кто сегодня на переднем крае на Украине, кто воюет с фашизмом, кто отдает свои молодые жизни за родину.

 – Для меня патриотизм не пустое слово,– говорит она.– Сегодня, когда творится новая история нашей страны, я ощущаю в себе не просто желание говорить о переживаемом каждым из нас, но и одновременно гордость за свою страну, за ее решимость противостоять самой страшной чуме нового века – фашизму, охватывающему все больше стран.

Разноплановая певица и актриса, Бесханум Гюльмагомедова создает на сцене образ. И каждая ее песня – это спектакль, близкий и понятный ее зрителю. Ее любят не только на родине, но и в соседнем Азербайджане: ее  исполнение мугамов считается одним из лучших. Это сложный для исполнения жанр, требующий особого искусства. Признание дагестанской певицы на родине мугамов она рассматривает как высокую оценку ее исполнительского мастерства.

– В повествовательных песенных речитативах – душа народа, его суть,– говорит она. Среди тех, с кем сотрудничает певица, звезды азербайджанской эстрады: Зейнаб Ханларова, Вефа Шерифова, Бахар Латифгызы, Шебнем Товузлу. Среди дагестанских композиторов ей по сердцу песни К. Магомедова и А. Уруджева. С удовольствием она поет на стихи поэтов Э. Ашурбековой, З. Султанахмедовой, З. Дербендли.

Певица тщательно работает над репертуаром. Она дорожит теми, кто ходит на ее концерты, кого она узнает по лицам, кому посвящает песни. У нее нет спонсоров, нет покровителей. Б.Гюльмагомедова считает, что все, что она делает в жизни, идет ли речь о создании новой песни или организации гастролей, должно быть сделано своими руками. У нее уже сложившийся репертуар, в котором самые разнообразные композиции.

География  концертов Бесханум разнообразна. Это не только южные республики, она частый гость в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Сургуте, Тюмени. Ее искусство понятно людям самых разных возрастов, национальностей, что служит доказательством ее профессионализма, таланта. Певица мечтает о сольном концерте.

Она успешно трудится в табасаранском досуговом центре, художественным руководителем которого является. У Бесханум немало также общественных дел, каждое из которых – ответственная работа с людьми.

 – Любое творчество – бесконечный процесс, – считает Бесханум Гюльмагомедова, певица, человек, личность…

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)