суббота, 23 ноября 2024
6+

Что Родиной зовётся…

По глубокому убеждению нашей героини, многое, если не всё, в ее судьбе зависело от корневой основы, национальных традиций горного края, сложившихся благодаря особому укладу, в основе которого – мудрость и такт, гостеприимство и необыкновенное чувство внутренней чистоты, принципы  семейственности, уважения к старшим, взаимопомощи. Все эти качества, считает она, – в крови горцев. И неудивительно, что и в новом веке сохраняются самобытная культура, духовность, то нравственное начало, что так удивляет впервые побывавших в уникальном крае, живущем по древним законам.

Семейные каноны

 Рассказывая о себе, Алёна Магомедовна Абдуллаева акцентирует внимание на том, что она, хотя росла и училась в городе, почувствовав зов крови, вернулась в родное Трисанчи Дахадаевского района. Здесь создала семью; родилось четыре дочери, для которых, как и для нее, семейные ценности остаются главными. Да и самой Алене Магомедовне по душе образ классической горянки.

– Родители воспитывали на своем примере, –  рассказывает она, – а это – забота, тепло по отношению друг к другу, следование семейным устоям. Этим наполнены мои воспоминания, к этому я стремилась, стараясь быть похожей на отца и мать, воспитывая уже своих детей.

В семье моих бабушки и дедушки со стороны матери было много детей.  Курбан и Кистаман, безмерно щедрые, гостеприимные люди, воспитали девять детей, пятеро из которых были приемные. Они трудились на земле весь световой день, держали большое хозяйство. И многих сельчан спасли от голода в военные и послевоенные годы. Дед Курбан учил своих детей, что каждый человек достоин уважения, чем бы он ни занимался, работая на земле или на государственных постах, если он отдает сердце людям. И сельчане вспоминают с уважением сильного, крепкого труженика Курбана. В родовом Трисанчи по сей день существует родник, построенный его руками. Семья бабушки и дедушки со стороны отца также была большой – пятеро сыновей и две дочери. Красивые, как мать, и мудрые, как отец. Так говорили о них земляки.

 Интересуюсь, откуда такое необычное для даргинки имя Алёна. Она улыбается:

– Так звали дочь Валентины Терешковой, первой женщины-космонавта. Когда я родилась, маму пришла поздравить сельская русская учительница, она и предложила это имя. Вот так я стала Алёной.

Когда родители поженились, отцу было 19, а маме 17. И они сохранили глубокие чувства до конца. Отец и сегодня в нашей семье остается главным человеком. Для него понятие семьи включает множество составляющих. Это и воспитание, и отношение к людям, и способность к разумному компромиссу, когда побеждает мудрость, данная свыше.

 Она вспоминает далекие семидесятые прошлого века, когда отец с матерью проживали в родном Трисанчи, где мама, получив специальность медсестры, заведовала ФАПом,  а отец после окончания ДГУ работал учителем.

– «Маленькая хозяйка большого дома» – так  называл меня отец, – рассказывает Алена Магомедовна. – Нас, детей, было трое, и всех связывало удивительное чувство общности, семьи. К каждому из нас родители подбирали золотой ключик, по достоинству оценивая внутренний мир ребенка, и относились как к взрослым, прислушивались.

У Алёны Магомедовны особое отношение к маме, Айшат Курбановне. Для своих уже взрослых детей она – негаснущий светильник. Кажется, что ей все по силам. К ней по-особому тепло относятся и ее коллеги из махачкалинской детской поликлиники № 2. Для них она не просто главная медсестра, а человек, который может изменить окружающий мир и врачевать не только болячки, но и душевные раны, быть сестрой и матерью для каждого.

Алена Магомедовна вспоминает: когда погиб ее супруг Шамиль Абдуллаев, оставив ее с четырьмя детьми, когда почва уходила из-под ног, крепкое плечо матери, ее поддержка помогли ей преодолеть внутреннюю пустоту и горечь потери мужа, совсем еще молодого, 37-летнего человека.

От простого – к сложному…

Жизнь Алёны Магомедовны главным образом связана с любимой работой. Сельская школа стала для нее буквально родным домом. Поначалу работала воспитателем, учителем русского языка и литературы, со временем заместителем директора по воспитательной работе. Перспективного специалиста отмечали не только как хорошего педагога, но и как организатора, умевшего объединить педагогический коллектив, превращая даже рутинные мероприятия в интересные диспуты. Было бы удивительно, если бы такой педагог не оказалась в центре внимания.

В 2017 году Алёну Магомедовну назначают директором школы. Она начала с того, что создала в школе необыкновенный краеведческий музей, куда съезжались педагоги из соседних школ, чтобы увидеть, как объединенные общим делом педагоги и ученики превращают учебный процесс в научно-исследовательский поиск, познавая историю родного края, самобытное искусство, ремесла, древнее зодчество.

Четыре года директорства многое дали Алёне Магомедовне. Это  умение создавать в педагогическом коллективе рабочую атмосферу,  сплачивать коллег «семейными» отношениями, отмечая торжественные даты. Ее не могло не заметить районное руководство, доверив курировать в администрации социальный блок.

Социальные вопросы – самые сложные…

– Новое назначение дало мне возможность проверить, получится ли у меня решать сложные вопросы, с которыми обращаются земляки. Образование, культура, спорт, туризм, опека, учреждения республиканского Минтруда – все эти социальные структуры требовали ежедневной изнуряющей работы. Да, было нелегко, – признается она. – В такие моменты я думала, что бы ответили этим людям мои родители? И старалась сделать все возможное.

Многое ли ей удалось? Она отвечает так: «Пусть люди скажут».

И снова учительствовать…

Алёна Магомедовна замечает, что, работая в муниципалитете, вспоминала счастливые дни, которые проводила с ребятней. И когда вернулась директорствовать в родную Трисанчинскую школу, поняла: она дома.

Я интересуюсь: какой он сегодня, учащийся сельской школы? Она, чуть задумавшись, отвечает:

– Пожалуй, сегодня уже не существует четкого разграничения между сельским и городским ребенком. Интернет, гаджеты превратили мир в единое информационное пространство. К сожалению, юные горцы не всегда осознают опасность интернет-зомбирования и могут попасть в зависимость от сил зла. Зачастую родители даже не подозревают, что сын или дочь намерены покинуть родной дом, чтобы пополнить ряды запрещенных в нашей стране экстремистских организаций.

Педагог считает, что необходимо вовлекать молодежь в социально значимые дела, создавать социальные лифты, занимаясь трудоустройством.

– Работа есть всегда и для всех, только надо не лениться, не ныть, требуя для себя престижной должности и высокого оклада.

Я часто задумываюсь над тем, – говорит педагог, – какой он, современный дагестанец? Прагматичный, жесткий, доверяющий только себе? Или теплый, сердечный, во многом доверчивый, готовый отдать последнее во имя дружбы или любви к ближнему?

Алёне Магомедовне близок советский метод, когда каждый молодой человек находился под неусыпным оком государства, что позволяло не только удерживать его от плохой компании, но и растить лидеров, пополняющих ряды золотого управленческого фонда.

Подвиг как данность…

Вот такая стройная система, по ее мнению, позволяла растить государственный актив. Но и современники, в ком течет кровь старших поколений, считает она, стараются не подвести. И вспоминает о подвиге молодых дагестанцев, братьев Нурбагандовых, проявивших тот самый героизм, о котором раньше знали только по книгам о Великой Отечественной.

– Эти ребята не задумавшись отдали жизнь за свою Родину. И вот сейчас тоже, в момент, когда идет спецоперация, наши защитники проверяются на прочность и готовы с оружием в руках биться с международным терроризмом, НАТО, США, развязавшими войну. Тяжело смотреть, каково приходится Российской армии сражаться с русскоговорящими украинцами, многие из которых – бывшие советские армейские офицеры! Это та Украина, где пять лет учился мой супруг Шамиль, где осталось много общих друзей, которые в лучшие времена каждое лето приезжали в гости, чтобы полюбоваться красотами горного края, изведать национальные блюда…

Алёна Магомедовна замечает, что с начала спецоперации Дахадаевский район был в числе лидеров среди муниципалитетов по оказанию гуманитарной помощи Крыму и Донбассу.

Глава района Магомед Абдулкадиров организованно проводит работу по оказанию помощи семьям погибших контрактников и мобилизованных на СВО.

– Я председатель фонда по оказанию гуманитарной помощи, – делится Алёна, – и вижу, что людей не надо уговаривать: они посылают деньги, приобретают необходимую тёплую одежду, продукты для военных – для дагестанцев и жителей ДНР, ЛНР. Тринадцать тонн продуктов было отправлено в Крым. Собрано более трех миллионов рублей, чтобы внести в фонд «Все вместе» главы республики Сергея Меликова. Дахадаевские женщины связали более 2500 джурабов для российских военных; 23 семьям мобилизованных выделено по 20 тысяч рублей, 18 семей погибших в СВО получили по 50 тыс. рублей единовременных выплат. В День матери и на Новый год преподнесли подарки от фонда матерям, жёнам и детям военных. Наши воины должны слышать голос родины и ощущать тепло наших сердец!

 – Вы счастливая женщина? – спрашиваю.

– Никогда над этим не задумывалась, просто стараюсь жить по совести. Мне хорошо в нашем Трисанчи, оно для меня нечто большее, чем родное село. Это целый мир, который я заново открываю для себя каждый день…

Радуют дочери. Сарижат – врач-невролог, живет и работает в Москве вместе с мужем. Саида – экономист по образованию, выпускница ДГУ. Наида учится на шестом курсе Дагмедуниверситета. Фарида окончила Правовую академию Минюста РФ, она руководитель муниципальной программы «Точки роста».

Для нас всех родное гнездо – дом в горах, сельский быт, возможность общаться с сельчанами. Это корни, живая история, прикладные искусства, необыкновенные народные песни, древние сказания… Но главное, конечно, люди, встречаясь с которыми ощущаешь себя частью единого целого, того, что родиной зовется.

 Айшат Тажудинова

 

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)