суббота, 21 декабря 2024
6+

Почему мы так говорим?

Синий чулок. Выражение возникло в середине XVIII века в салоне писательницы Элизабет Монтегю. Одним из самых активных членов кружка был ученый-ботаник и писатель Бенджамин Стиллингфлит. Вместо черных чулок он всегда носил синие шерстяные, и когда ему случалось пропускать заседание, то все возмущались: «Мы не можем без синих чулок!» Так первым это прозвище получил мужчина, а сам кружок иронически переименовали в «Общество синего чулка». Даже Байрон в своей сатирической литературной эклоге «The blues» (в русском переводе –  «Синие чулки») зло высмеял салон. С тех пор синим чулком стали называть женщин-интеллектуалок, женщин-ученых.

Кисейная барышня. Так называют жеманную, изнеженную девушку с узким кругозором. Фразеологизм возник в XIX веке. Кисея – дорогая прозрачная бумажная ткань, которая изначально предназначалась для занавесок. Провинциальные молодые дворянки придумали использовать материю в качестве дополнения к нарядам, чтобы придать им загадочность и экзотичность. Впервые это выражение в том значении, которое оно имеет сейчас, употребил Николай Помяловский в повести «Мещанское счастье».

Коня на скаку остановит /В горящую избу войдет!  Этот образ  сильной женщины пришел из поэмы Н.Некрасова «Мороз Красный нос». Так шутливо говорят об отважной, физически и морально сильной женщине.

Женщина с изюминкой.  Это выражение ввел в оборот Лев Толстой. В его драме «Живой труп» один герой говорит другому: «Моя жена идеальная женщина была... Но что тебе сказать? Не было изюминки, – знаешь, в квасе изюминка? – не было игры в нашей жизни».

Женщина бальзаковского возраста – женщина в возрасте от 30 до 40 лет. В 1842 году увидел свет роман французского писателя Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина». Он состоял из шести новелл, которые публиковались начиная с 1830 года. Третья из них называлась «В тридцать лет». Еще до выхода полной версии книги литературный критик Жюль Жанен написал, что Бальзак своим произведением открыл читателям тип «женщины от тридцати до сорока лет и даже старше». В другой рецензии заявили, что «сорокалетняя женщина вытеснила из литературы шестнадцатилетнюю барышню». Так в сознании читателей возраст главной героини романа возрос с 30 до 40. В России же героиню Бальзака – не зависимую ни от кого, в том числе от общественного мнения,  не боящуюся показать свои чувства – сразу посчитали сорокалетней. Писатель Владимир Соллогуб писал: «В сорок лет, что ни говори Бальзак, женщина в неприятном положении».

Тургеневская девушка –  это одухотворенная, тонко чувствующая девушка, чистая, скромная, образованная, с высокими нравственными запросами. Этот образ сформировался на основе героинь романов и повестей Тургенева.

 

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)