вторник, 21 января 2025
6+

Нам не дано предугадать…

Так что же такое жизнь? Цепь случайных событий? Или четко выверенный расчет судьбы, редко кого балующей, скорее, подвергающей испытаниям, да таким, что только держись! Но, может, именно тогда вырабатывается стержень, что держит, не давая прогнуться под обстоятельства, помогает с достоинством переживать потери; и это делает только крепче, сильнее, прозорливее …

Я спрашиваю свою героиню, коллегу, главного редактора газеты «Дербентские известия» Татьяну Гаруновну Мусаидову, дербентский ли она человек.

– А как иначе? Большая часть жизни прожита в этом городе…Он, знаете, такой общинный, с древних времен в нем многое менялось, но есть нечто неизменное, что в крови поколений, в особой ментальности, укладе жизни, мудрости.

Татьяна Гаруновна вспоминает свое детство в Хасавюрте, большой завод, которым руководил отец.

– Тогда это было градообразующее кирпично-черепичное предприятие, одно из крупнейших в стране.  В моих воспоминаниях остался героический образ отца – Гаруна Атаевича Мусаидова. Он воевал на Малой земле, служил политруком в составе 8-й Краснознаменной отдельной бригады морской пехоты, принявшей участие в боях с первых дней войны. За два дня сражений 8-я бригада потеряла около 1700 бойцов. На помощь уцелевшим спешила 345-я дагестанская стрелковая дивизия. И даже тут судьба о себе заявила: сейчас в Дербенте моя семья живет на улице, носящей имя этой дивизии. Так вышло…

Мама, Мария Андреевна, кубанская казачка, весьма строгого нрава, работала начальником отдела кадров на заводе, которым руководил отец. Родители пропадали на работе круглосуточно, но тогда так жила вся страна, – вспоминает Татьяна Мусаидова.

Ее безоблачное детство закончилось в тот страшный день, когда погиб отец, инженер-строитель, крепкий, сильный, красивый человек. Возвращаясь домой с заседания бюро обкома партии, Гарун Мусаидов не справился с управлением – на обледенелом мосту машину снесло в бурную реку.

– Тогда весь город хоронил «красного директора». Встали все предприятия, даже железная дорога. Провожали его заводскими и паровозными гудками. Мама вспоминала, как невыносимо больно ей было каждый день смотреть из окон директорской квартиры, которые выходили на старое кладбище, на гранитный обелиск отца, – рассказывает Татьяна Гаруновна, не в силах сдержать слез.

Житьё-бытьё…

– Родственники после гибели отца уговаривали маму отдать меня богатой родне, – вспоминает моя собеседница. – А она ни в какую! Тогда они меня просто увезли, и мама несколько дней не могла меня найти. Помогла бабушка Айшат, папина мама…

После этого инцидента мама решила перебраться в Дербент, к родственникам. Здесь работал прокурором мой дядя Хизри. Помню, я не очень хорошо говорила по-русски, лучше знала кумыкский – это заслуга бабушки! Училась в дербентской железнодорожной школе №115, лучшей  в городе.  Очень переживала, что у меня нет отца, братьев, сестер, и свои детские чувства выражала в стихах, – вспоминает Татьяна Гаруновна. – Тогда в «Комсомольской правде» существовала рубрика «Алый парус», там они впервые и были опубликованы. Я мечтала поступить на факультет журналистики, однако у мамы при ее скромной зарплате не было возможности отправить меня учиться в Москву. Но я бредила журналистикой и дала себе слово, что добьюсь своего.

Уже в 14 лет начала писать в городскую газету «Знамя коммунизма», ту самую, которую я возглавляю более 30 лет. На меня обратили внимание, начали давать серьезные задания и сразу после школы приняли на работу в газету.   

Выше звезд…

– Мне нравилось ощущать себя причастной к жизни города, людей, рассказывать не только о достижениях, но и о проблемах. Зная мой упертый характер, меня отправляли на самые сложные задания, – вспоминает Татьяна Гаруновна. – Помню, мне пришлось столкнуться со случаем особой халатности врачей, в результате которой погиб человек. Публикация называлась «Пятно на белом халате». Это было громкое дело, оно получило резонанс – полетело много высокопоставленных голов! Именно тогда я поняла, сколь непростое оно, журналистское дело, почувствовала ответственность за каждое сказанное слово.

Как-то из Махачкалы в Дербент приехали звезды дагестанской журналистики – Далгат Ахмедханов и Петр Малаев. И они, конечно, зашли к своим дербентским коллегам, полистали подшивку газеты и… заинтересовались моими материалами. Спрашивают у редактора: «А вот это кто у вас?» Меня вызвали, представили: «Вот наш ведущий журналист». А в дверях стою я – маленькая худенькая девчушка… И уже через два дня я была зачислена в штат газеты «Комсомолец Дагестана». Редактором тогда был Гаджи Арипов, а в штате состояли асы журналистики, школа которых для меня стала путеводной звездой, подняла на совсем другой уровень мастерства,– делится Татьяна Гаруновна.

– Иззет Алиев, Сулейман Хаппалаев, Мамлакат Мамаева, Владимир Носов… Какие это были профессионалы! Они могли указать власти на ее промахи так, что по их материалам принимались республиканские постановления. Так значимо было правдивое слово журналиста! – вспоминает Татьяна Мусаидова. – Фотокор Фёдор Зимбель… О нем теперь редко кто вспоминает. А ведь это был не просто фотокорреспондент, но мастер, художник, работы которого можно было демонстрировать на крупнейших выставках мира.

Моя коллега вспоминает то время как живое, насыщенное, динамичное, с благоговением рассказывает о встречах с неординарными людьми, о редакционной работе. Признается, что не могла начать писать статью, не придумав заголовка. Один из громких ее материалов вышел под названием «Энтузиазмом крышу не покроешь». Это был репортаж из Гумбетовского района, где в одной из школ текла крыша, мерзли дети, а все по вине чиновников.

– Меня тогда очень хвалили коллеги, жали руку, поздравляли, а Далгат Ахмедханов, работавший уже на телевидении, пригласил меня туда.

Среди небожителей

– Я вновь оказалась среди тех, кем восторгалась, – вспоминает Татьяна Гаруновна. – Мне казалось, что высшего счастья и быть не может! Я понимала, что телевидение необходимо для творческого роста, но мне надо было получить высшее образование. И все же, поддавшись уговорам, решила попробовать себя редактором молодежных передач республиканского телевидения. А это снова командировки, записи, передачи. Я уже начала подумывать о том, чтобы поступать заочно, но мама строго-настрого наказала: учиться – только очно. И тогда я поступила на филфак пединститута. При огромном конкурсе набрала 19 из 20 баллов.

Три года я проучилась в вузе с отличием. На четвертом курсе вышла замуж, а на пятом родила дочь Наилю. И ведь училась без всяких академических: хотелось поскорее стать самостоятельной. Муж Шамиль тоже из Дербента, он учился на инязе. Мы решили остаться в Махачкале. После института я работала в Советском горкоме комсомола Махачкалы. Позже муж перевелся на заочное отделение, и мы вернулись в Дербент, где я шесть лет преподавала в интернате русский язык и литературу. Довелось и в сельхозтехникуме преподавать этику и эстетику. Но я не сомневалась, что обязательно вернусь к любимому делу – журналистике.

Так и случилось. «Приходи, приходи, ты срочно нужна, – позвонил ей тогдашний заместитель главного редактора газеты «Знамя коммунизма» Багиш Молаевич Багишев. И у нее словно крылья за спиной выросли, забыла все на свете и полетела навстречу судьбе.

– Меня назначили ответсеком, то есть «ломовой лошадью» редакции, как говорят журналисты, работающей 24 часа в сутки. Но я не испугалась. Мне было все равно, лишь бы вдыхать запах типографской краски, видеть ту особую редакционную суету в день выхода газеты. Это было мое! – вспоминает Татьяна Гаруновна.

Восемь лет она проработала ответственным секретарем, при этом продолжала писать, сотрудничая с «Дагправдой», «Молодежкой» и другими изданиями. Тогда же Татьяну Гаруновну включили в резерв, а в 1989-м году назначили главным редактором издания «Знамя коммунизма».

От судьбы не уйдешь

Но пошли перестроечные процессы, многое менялось. И однажды руководство города решило сменить главного редактора без объяснения причин.

– Коллектив стали выселять из здания. Пришлось судиться. Обсуждался этот вопрос и на городской сессии. Директор завода «Электросигнал» Далгат Мирзабеков в ответ на нападки в мой адрес встал и спросил: «Может, и мне уйти?» Обратилась и к тогдашнему редактору «Дагестанской правды» Галине Бейбутовой с просьбой встать на защиту. До сих пор благодарна главной газете республики за поддержку. Но нас перестали финансировать. А городская администрация открыла новое издание – «Дербентские новости». И мы остались без учредителя. Выживать какое-то время удавалось за счет огромной подписки – 10 500 экземпляров. Но мы не могли ни бумагу купить, ни зарплату людям выдать. Три года шли суды за право занимать наше здание. И я понимала, что долго мы так не продержимся.

Она с благодарностью вспоминает тогдашнего замминистра информации и печати республики Сулеймана Хаппалаева, взявшего на себя роль арбитра. Неоценимую помощь оказал и руководитель виноградарского совхоза, крупнейшего в республике агрокомплекса, генеральный директор НПО «Дагагровинпром» Нариман Алиев, человек, которого знала вся страна. Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета республики, он сказал свое веское слово в защиту газеты.

А в это время в бой шли судебные приставы, пытаясь вышвырнуть сотрудников газеты из здания, но коллектив не сдавался.

– Тогда Сулейман Хаппалаев посоветовал зарегистрировать газету как независимое издание – надо же было как-то утвердить ее статус! И с этой проблемой обратиться к Саиду Курбанову, тогдашнему руководителю Дербентского района. Саид Джамалович поддержал измученный судебными исками коллектив, и «Дербентские известия» получили статус районного издания. Так сохранили и коллектив, и здание.

 «Мусаидова пришла в район как невеста с приданым (имеется в виду здание)»,– шутили в администрации, – улыбается Татьяна Гаруновна, которая до сих пор бережно хранит номер первой в республике независимой газеты.

Самое главное – люди

Более 30 лет Т. Мусаидова руководит авторитетным изданием. Газета рассказывает о людях, которые трудятся на земле Дербентского района, о тех, кто создает те самые блага, которые кормят республику, страну. Татьяна Гаруновна считает это главной задачей своего издания: «В районе 29 поселений, и каждое из них требует к себе внимания. Немало обязательных публикаций, всевозможных отчетов, за которыми иной раз теряется сам человек, тот, который должен оставаться главным героем. И мы стараемся сохранять в приоритете образ человека труда».

 У газеты много достойных наград, она неоднократный победитель республиканского конкурса «Золотой орел». Да и сама Татьяна Гаруновна – лауреат престижного республиканского конкурса, «Заслуженный работник культуры РД», обладатель Почетной грамоты РД, Правительства РД, Почетной грамотой Союза журналистов России.

Какая она дома? Заботливая бабушка четверых внуков. Сын Тамерлан – журналист, заместитель главного редактора газеты «Дагестанская правда». У него трое детей. Дочь Наиля – юрист по образованию, живет с мужем и сыном в Дербенте.

… Как мне показалось, главное в характере Татьяны Гаруновны – то, что она умеет радоваться жизни, живет не прошлым, а будущим, и никогда не изменяет себе. Это ее кредо. Это ее характер. И это ее судьба…

Айшат Тажудинова

 

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)