среда, 11 декабря 2024
6+

300 лет Каспийской флотилии

Перебазирование Каспийской флотилии из Астраханской области в Дагестан не только дало стимул социально-экономическому развитию региона. Оно обеспечило круглогодичную навигацию, обеспечив немалые преимущества флоту, а местному населению – рабочие места.

Но флотилия – это не просто военный объект,  это прежде всего люди, которым пришлось сменить место жительства, обустраиваться на новом месте. По мере передислокации, помимо военных объектов, форсированно шло строительство жилья, школ, детских садов, яслей для семей моряков.

Перевод в горную республику улучшил социальную базу Каспийска. Флотилия, закрепившись здесь, укрепив приграничный регион мощной военной силой, обжилась в горной республике, обретая среди местного населения добрых друзей, коллег. Вместе с военными кораблями получает развитие наземный состав флотилии – те, кто отвечает за ее инфраструктуру. Так что знакомство с военными моряками, с людьми, обслуживающими технические подразделения флотилии, – интересная тема для журналистов.

А кому, как не женщинам, судить о том, какова жизнь на новом месте и что должно стать тем мостом, что положит начало дружбе, – той, что на всю жизнь…

Линия жизни

В ее судьбе все сложилось не вопреки, а благодаря той линии жизни, что определилась с момента рождения, – а это семья, родители, люди военные, с которыми она кочевала по стране. Наша героиня признается, что не трудности, постоянные переезды – спутники жизни военного, а желание увидеть, как живут люди в разных уголках нашей страны, стать частью большой семьи сыграли основную роль в том, что она оказалась в Каспийской флотилии. Со временем Анна Волошина освоила профессию связиста, и ныне ее «место дислокации» – Каспийск, где расположились объекты береговой инфраструктуры, технические службы, жилой городок флотилии.

На вопрос, как она чувствует себя на новом месте, она ответила, что обустроилась в рабочем порядке, как и полагается семье военного. По ее мнению, условия жизни – прекрасные, город зеленый, чистый, а люди удивительно доброжелательные, приветливые.

Анна рассказывает, что родилась в Аральске, расположенном в Казахстане, куда был прикомандирован как военнослужащий дивизиона Каспийской флотилии отец, кадровый военный Мирослав Бушуев. Она с ностальгией вспоминает эти  безмятежные годы.

– Аральск – многонациональный город, и он остался в памяти счастливым детством, общением с ровесниками из самых разных городов страны. Мы жили одной семьей, – замечает она, – не представляя, что может быть иначе. Она вспоминает, что отец, сдержанный, немногословный, был, что называется, офицером до мозга костей. И так или иначе для своих дочек всегда оставался живым примером. Нет, в семье не произносили никаких воспитательных речей, но для нас родители всегда оставались образцом поведения дома, на службе. Друзья семьи, собираясь у нас, обсуждали повседневные дела, умели ценить добрую шутку, отдыхать, поддержать компанию, – улыбается она.

Это были счастливые минуты, которые Анна вспоминает с теплотой. Она замечает, что изначально в ней неосознанно росло убеждение, что со временем она пополнит офицерскую семью, несмотря на то, что жизнь военного человека легкой никак не назовешь. Но решение она приняла позже…

Вспоминая жизнь, наполненную тяготами военной службы, Анна Мирославовна ведет речь о том, что каждое новое место дислокации – как очередной этап в жизни, тот опыт, что остается в памяти новыми друзьями, человеческим общением, всем тем, что дает жизненную основу, рождает особое чувство сопричастности  судьбе твоей родины.

– Мы «служили» в Баку, куда отец перебрался с дивизионом Каспийской флотилии, – рассказывает она. – И прожили в этом городе лет десять, до тех пор, пока флотилия не была перебазирована в Астрахань в начале 1990-х.

Она вспоминает о Баку как о сокровищнице мировой культуры, о бакинцах, особой атмосфере этого многонационального города, где в одном подъезде мирно жили армяне и азербайджанцы, русские и татары, дагестанцы и казахи. И каждая квартира была открыта для соседей, хозяйка приглашала на «национальный» обед и могла принять гостей в любом количестве. Это был необыкновенный дом, где лепили дюшпару, где каждому находилось место, где встречали всегда радушно, не интересуясь, какой ты национальности.

Анна Мирославовна замечает, что ее мама – коренная бакинка, и с легкой грустью говорит о том, что новая дислокация Каспийской флотилии в начале 1990-х была связана с развалом СССР.

– Отец дослуживал в Астрахани, там мне и пришлось оканчивать школу. Мечтала учиться на инязе, – улыбается Анна Мирославовна, – да видно на роду было написано служить Родине. Тогда же поступила заочно в Ростовский государственный экономический университет. А вот работать попросилась во флотилию, где служили родители, туда, где мама работала в строевой части инспектором по кадрам.

Военное братство

– У меня непрофильное образование, – замечает Анна Мирославовна, – но это не помешало мне, скорее, способствовало освоению специальности связиста. И вот так с 1998 года я служу в Каспийской флотилии.

Она вспоминает, что первые ее впечатления были лишены романтики. Ей было всего 17 лет, и она долго привыкала к спартанскому распорядку части. Но со временем не просто втянулась, а по-настоящему полюбила свое дело. И ей уже нравился строгий военный «режим», дисциплина и то военное братство, которое рождает особое чувство ответственности.

Поначалу должность молодой женщины относилась к гражданской службе. В двадцать лет она призвалась на военную службу на должность матроса-контрактника, позже ей было присвоено офицерское звание лейтенанта. Сегодня она капитан-лейтенант, а это ко многому обязывает.

– Служба во флотилии – это больше чем обычный род деятельности, – рассуждает Анна Мирославовна, – это не только образ жизни, но мышление военного, для которого служба – особый участок работы, это ответственность, осознание сложного геостратегического статуса приграничного региона. Когда она рассказывает о роде своей деятельности, то в ее сдержанных оценках сквозит строгая армейская выучка, что отличает служивого от штатского человека.

Но это не означает, что наша обаятельная героиня – «человек в футляре». Даже ее армейский ватник не может скрыть женственности, тонкой натуры, личности, размышляющей о многом. Она умеет отделить главное от второстепенного, выверенно расставляет акценты. Сдержанно рассуждает о службе скорее как об общих задачах, что стоят перед Каспийской флотилией. О том, насколько важен вклад каждого службиста в обороноспособность южного российского форпоста. И это не громкие слова, а опыт, что получен за время службы.

– Выучка, – отшучивается Анна Мирославовна, – я ведь военный человек!

И действительно, это так. О многом она судит, как и полагается, не на личностном, а на военном уровне. Ее психотип можно охарактеризовать как цельный образ человека, для которого армия – смысл жизни. Так она чувствует, так она строит свою жизнь. И ни о чем не жалеет.

Семья

Ее личная жизнь – словно продолжение ее службы. Она так и рассказывает: вышла замуж, будучи военнослужащей. С мужем познакомилась в командировке. Он служил на одном из кораблей Каспийской флотилии.

– Александр родом из Тольятти. Срочник, еще год он прослужил. И все это время они общались по телефону. А когда он приехал после окончания службы в Астрахань – поженились. Она улыбается:

– Он гражданский человек. Работает в Азимут-отеле в Астрахани, су-шеф, продвигающий современный сетевой бизнес. Вот недавно приезжал на техническое открытие филиала отеля.

Так что супруги многое обсуждают в надежде, что в скором времени ресторанный бизнес начнет осваивать дагестанский рынок, которому есть что предложить и чем удивить.

Можно сказать, что их семья – это гармоничное соединение близких людей. Каждый занимается своим делом, но всех объединяет общий дом, в котором уютно и тепло, звучит детский смех, собираются друзья.

В семье Волошиных двое детей: сын и дочь. Анна с увлечением рассказывает о том, что дочери Татьяне 12 лет, сыну Павлу – семь. Оба учатся в каспийской школе.

Продолжая свой рассказ о дагестанском житье-бытье, – а Анна Мирославовна в Каспийске служит больше года, – она замечает, что освоилась как-то сразу, не заставляя себя привыкать к новому месту службы.

– Люди – главное богатство республики, – замечает она. – И я ощущаю себя частью необыкновенно дружелюбного, теплого народа, готового поделиться, если надо, последним.

Уникальный горный край

Многонациональная республика трогает ее душу традиционностью, что сохранилась здесь, и той особой ментальностью, которую не смогли выхолостить никакие бандитские 90-е.

– Мои дети быстро освоили, что называется, дагестанскую почву, легко общаются со сверстниками, запоминают сложные имена педагогов.

Анна Мирославовна отмечает прекрасное знание русского языка местным населением, языковое и культурное многообразие народов, с его необыкновенным творческим, исполнительским, хореографическим мастерством, количеством национальных театров, что уже само по себе явление необыкновенное и вызывает уважение. А еще ее восхищает обилие ремёсел, неповторимое народное искусство, культура, обычаи и традиции горного края.

Она считает республику уникальной, отмечая его редкое по нынешним временам единство в многообразии. Здесь на протяжении веков сохраняли  древние устои, в то же время горцы не отказываются воспринимать новые веяния. Она не устает познавать портрет дагестанской женщины, которой многое по плечу.

– Понимаете, – говорит она, – я военнослужащая, контрактник. И мне многое приходится воспринимать с точки зрения не обывателя, а военного специалиста. Но это не означает, что я остаюсь человеком в футляре, мне многое интересно и на многое я реагирую как человек с гражданской позицией.

Ее суждения вообще интересны новизной, тем свежим взглядом, что притягивает искренней тональностью и особым отношением к республике, людям, с которыми приходится общаться. Не загадывая наперед, она не исключает для себя возможность остаться здесь на постоянное место жительства.

– Знаете, жизнь ведь зависит от простых и понятных вещей, и человеку немного надо, но многое он оценивает с точки зрения бытовой устроенности, отношений между людьми. Мне комфортно. И сравнивая, понимаю, что все склоняется в пользу республики, ее мудрой устроенности.

Искренняя, открытая, Анна Волошина покоряет своей непосредственностью, и ее «военная выправка» не мешает, а скорее привлекает сдержанностью, умением обдумать, прежде чем ответить, разумной долей объективности, способностью анализировать, выделяя суть.

 Первое знакомство с Каспийской флотилией состоялось. А что может быть лучше живого, глаза в глаза общения с теми, кто олицетворяет ее, кто верно служит, кто знает, что сильнее женщины может быть только женщина…   

 

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)