В истории нашего кино нашелся только один фильм, бравший «Золотую пальмовую ветвь». Но второстепенные награды получали десятки картин. 20 сентября, в годовщину открытия первого фестиваля Teleprogramma.pro вспоминает самые важные из них.
Первый Каннский кинофестиваль начал жить 20 сентября 1946 года.И сразу принес успех советскому фильму.
«Телепрограмма» вспоминает его и другие наиболее успешные творения наших режиссеров, снискавших признание на европейских киноподмостках. 1
«Великий перелом», 1946 год
Фильм советского режиссера Фридриха Эрмлера получил Гран-при кинофестиваля. Сейчас это вторая по значимости награда после «Золотой пальмовой ветви», но до середины 50-х была первой. Вместе с «Великим переломом» победителями были названы еще 10 фильмов. Больше такой щедрости жюри никогда не выказывало. Картина актуальна для послевоенного времени и рассказывает о судьбах тех, кто командовал обороной Сталинграда. Главную роль исполнил Михаил Державин-старший.
За экранизацию знаменитой драмы был награжден Сергей Юткевич – он получил приз за лучшую режиссуру, и для него это был второй успех в Каннах. Двумя годами ранее он был удостоен международного приза фестиваля за фильм «Великий воин Албании Скандерберг». В «Отелло» же главную роль сыграл Сергей Бондарчук (в IMDb у него все получше – 7,2 балла). В тот же год Тенгиз Абуладзе и Резо Чхеидзе выиграли конкурс короткометражек.
Сценарий единственного фильма, который получил «Золотую пальмовую ветвь», пересказывать не надо. Для Михаила Калатозова эта картина стала самой успешной в карьере, и – одной из последних. После "Журавлей" он снял еще всего три фильма и не писал сценариев. История любви, разворачивающаяся на фоне военных действий, созданная по пьесе Виктора Розова, до сих пор будоражит зрителей
Этот фильм нынче вспоминается нечасто, а ведь в 60-х он наделал шума, став первым советским широкоформатным кино. История колхозника, который от первых боев на Днепре дошел до самого Берлина, была удостоена в Каннах приза за лучшую режиссуру, который получила Юлия Солнцева. 7,0 на IMDb по результатам голосования всего лишь 75 пользователей не дают представления об отношении наших современников к этому фильму. Юлия Солнцева сняла потом всего несколько фильмов, в одном из которых, кстати, играл тот же Сергей Бондарчук. Но особой славы они не снискали.
Экранизация романа Станислава Лемма принесла Андрею Тарковскому вторую награду Канн. Первой, тремя годами ранее, стал приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) за "Андрея Рублева". По результатам опросов многих авторитетных изданий, "Солярис" однозначно входит в список величайших научно-фантастических фильмов в истории кинематографа.
Спустя семь лет успех Тарковского повторил Андрей Кончаловский Гран-при фестиваля получила «Сибириада» — эпопея о жизни нескольких поколений из одной семьи. Картина, что любопытно, снята по госзаказу: к очередному съезду КПСС нужен был фильм, рассказывающий о жизни советских нефтяников.
Еще семь лет, и еще один Гран-при Тарковского. На этот раз – за «Жертвоприношение». Аркадий Стругацкий в сценаристах, Бах в саундтреке, ядерная война — главная фактурная линия фильма. Начавшаяся в день рождения главного героя.
«Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», – говорил об этом фильме сам Тарковский.
Еще один Гран-при взял Тенгиз Абуладзе за «Покаяние». Этот удивительный фильм попал на экраны только спустя три года после завершения монтажа и внутри страны взял шесть премий "Ника". Канны стали логичным продолжением успеха, ведь «зачем нужна дорога, если она не ведет к храму»? Сюрреалистичная история, которая не поддается краткому описанию, стала перекличкой с историей исполнителя одной из главных ролей Германа Кобахидзе, который отыграл несколько сцен, а потом захватил пассажирский самолет и был расстрелян. Работу продолжали, понятное дело, уже без него, а когда закончили — картину невзлюбил сам Шеварднадзе, многолетний руководитель Грузии, и не хотел пускать ее на экраны.
Последняя большая награда нашего кино — приз за лучшую режиссуру Павла Лунгина. Бесподобная (и лучшая в жизни) роль Петра Мамонова. Очень символичное кино.
Тут засветились многие известные режиссеры. Но все— со второстепенными наградами. За операторское искусство, отдельные роли, сценарии. Лунгин, Михалков, Звягинцев, Гай-Германика. Свою первую большую победу в Каннах наше кино пока так не дождалось.