Самый престижный конкурс в области циркового искусства – международный цирковой фестиваль в Монте-Карло. А его высшая награда – «Золотой клоун» – это как «Оскар» в киноискусстве, как Олимпийское золото для спортсменов. Награду вручают лично князь Монако Альбер II и принцесса Стефания. Пять лет назад «Золотой клоун» достался Мальвине Абакаровой и Валерию Сычёву, воздушным гимнастам на ремнях из московского цирка на проспекте Вернадского, за номер «Desire of Flight» («Желание летать»).
Династия Абакаровых – это уже четыре поколения цирковых артистов. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения основателя династии – канатоходца Рабадана Абакарова. После удачного выступления в Махачкале на Олимпиаде народного творчества в 1935 году Рабадана и его друга Яраги Гаджикурбанова пригласили в Киевскую цирковую школу, откуда они уже вышли в качестве национальной труппы «Цовкра». Потом они выступали в Москве, гастролировали. Не только работали вместе, но и породнились через детей: Алла (Айшат) Гаджикурбанова и Ахмед Абакаров поженились. Их дети и внуки в свою очередь продолжили дело отцов. И по сей день Россия и Дагестан гордятся творчеством и успехами представителей династии. Одна из них – Мальвина Абакарова.
«Меня родители, безусловно, подталкивали к работе в цирке. Сначала меня это сильно раздражало, – говорит Мальвина. – Каждый раз меняются города, школы. Сложно было приспособиться. А после занятий еще и репетиции на высоком канате. Было страшно. Но в 17 лет у меня проснулся интерес к профессии. Теперь я ни о чем не жалею. Родители правильно сделали, что проявили настойчивость. Я заметила, что цирковые дети, которых с самого начала учат профессии, не становятся хулиганами, не ломают себе жизнь».
Номер "Желание летать", принесший супругам Мальвине и Валерию высшую профессиональную награду, родился в 2011 году. Профессиональный гимнаст, Валерий после окончания спортивной карьеры полностью посвятил себя цирку, работал за границей в цирке Дю Солей. Когда в 2000 году супруги познакомились, полюбили друг друга и решили работать вместе, Мальвина сначала пыталась перетянуть Валерия на канат, но дело кончилось тем, что он перетянул ее в воздушную гимнастику. Основную нагрузку в номере ему сначала пришлось взять на себя: Мальвина, отлично работающая на канате, поначалу не слишком уверенно чувствовала себя в воздухе, на ремнях, где требовалась немалая физическая сила. Но быть на вторых ролях не в характере дагестанских канатоходцев, и постепенно Мальвина освоила все сложные гимнастические элементы.
На тот период в репертуаре артистов на ремнях во всем мире были десятки номеров один сложней и опасней другого, но все они были похожи друг на друга. Создать что-то яркое, необычное в этом избитом жанре казалось невозможным. Мальвина с Валерием решили отказаться от классических трюков и придумали свои, такие, которые никто до них не решался делать на ремнях. Для этого пришлось пересмотреть и традиционное техническое оснащение. Заменили и музыкальную композицию – выбрали композицию Сержа Лама Je suis Malade, и у номера появился драматический сюжет.
Мальвина Абакарова придумала и сыграла романтическую историю о влюбленной, обласканной и отвергнутой женщине. Ее возлюбленный, холодный и красивый, как Аполлон, но неприступный, взмывает на ремнях все выше и выше и откликается на чувство женщины лишь мимолетно. В таком сюжете все рискованные трюки, которые исполняет Мальвина, – это как бы та жертва, которую женщина готова положить на алтарь любви. В финале номера она, отвергнутая, взлетает вверх, чтобы ринуться вниз и положить конец страданиям. Свободное падение в концовке номера, вызывающее слезы у зрителя, – не просто трюк, это вершина доверия артиста к артисту и женщины к мужчине.
«Однажды я прыгнула и … перелетела его руку, но он успел схватить за ногу, и мы летели так. Один раз поймал, второй раз поймал, и возникло доверие»,– говорит Мальвина. «Мы чувствуем себя как единое целое, а если ты чувствуешь себя как единое целое, то все сближает, что бы это ни было: радость или горе – все сближает», – продолжает Валерий.
Эту сложную композицию артисты создавали и отрабатывали долго, в этом им помогали и балетмейстеры, и режиссеры, и коллеги по цирковому цеху.
На международный фестиваль в Монте-Карло в 2014 году ехали без больших надежд на «золото». В программе фестиваля был очень сильный, грандиозный номер российских акробатов на подкидных досках под руководством Дмитрия Соколова (а по негласному правилу фестиваля представителям одной страны две высшие награды не вручались). Но выступление Абакаровой и Сычева настолько потрясло публику и жюри, что, несмотря на правило, впервые в истории оба Золотых клоуна были присуждены номерам из России.
За красотой и невесомостью, которыми восхищается зритель, стоит упорный труд, физическая боль. Ремни натирают руки, а мазать никаким лекарством нельзя – канифоль, которой обрабатывают руки, чтоб не скользили, в таком случае перестает действовать. И главное – это крайне опасно: артисты работают на высоте 11 метров над ареной без страховки.
«Когда делали номер, с конца 2003-го – по 2005-й, мы вообще раз 20 разводились», – вспоминает Валерий. 24 часа в сутки быть вместе – это тяжелое испытание. Потом мудрый товарищ дал совет: на 10 минут расходиться в разные стороны, чтоб остыть.
В 38 лет, только освоив новый жанр, на пике карьеры воздушной гимнастки Мальвина родила ребенка – это был еще один рискованный жизненный трюк, который может себе позволить только счастливая женщина. Кристиану-Филиппу уже 11 лет. Его, как и старшую дочь Катерину, родители «тренируют» с 4-х лет. Сын мечтает стать архитектором. Дочь Катерина тоже вначале совсем не собиралась продолжать династию: «В цирковом мире я поздний ребенок – я начала работать в 16, что считается уже поздно...». Девушка окончила РГГУ по специальности «Реклама», но потом поняла, что это – не её. И все-таки пришла в цирк. Она тоже выступает в воздушной гимнастике на ремнях, но с сольными номерами.
Работа в цирке сопряжена с огромными рисками. За последние несколько лет Мальвина Абакарова два раза упала с большой высоты. После первого падения она сломала обе руки. Гимнастка, выполняя номер на большой высоте, держалась стопами за голову своего партнера, который в это время висел на канате. В какой-то момент ноги соскользнули, и Мальвина упала на арену, в зону выхода, по счастью, на тот участок, где не было барьера. Позже она поняла, почему упала: видимо, из-за крема для ног, который она использовала за день до выступления, произошла какая-то химическая реакция, и канифоль плохо сработала.
Во время происшествия в цирке находилось около 1500 человек. В зале было много детей. После падения гимнастки трем посетителям понадобилась психологическая помощь. Шоу было прекращено, и через 10 минут после инцидента шатер был полностью освобожден от зрителей.
Но Мальвина смогла восстановиться и даже начала выступать. А вот второе падение имело серьезные последствия. Травмы были настолько серьезными, что доктора сказали: артистка должна радоваться, если снова сможет ходить. Вопреки прогнозам, она смогла ходить и работать, правда, уже не в воздухе. Она занялась техническим обеспечением и теперь управляет лебёдкой, поднимающей гимнастов в воздух. Все же она мечтает о новом номере с Валерием. Но уже в комическом жанре.
Несмотря на случившееся, терять такой великолепный, такой знаменитый, успешный номер не хотелось. И тогда маму в выступлениях стала заменять дочь, Катерина Абакарова. Она пока оставила свою сольную карьеру и выступает в семейном дуэте. Этот красивый номер для нее – хорошая возможность отточить свое мастерство, «сделать имя», а сольно она еще успеет поработать.
Ссылка на видео https://youtu.be/PKrqfRUxyzQ
Информация и фото - из открытых источников
Фото - Christian Merz https://www.blick.ch/news/schweiz/zentralschweiz/schock-moment-im-zirkus-knie-artistin-stuerzt-meterweit-in-die-tiefe-id7043883.html
Подготовила Гульнара Асадулаева