Светлана Низамовна Агарзаева – учитель математики и информатики, руководитель ассоциации учителей информатики образовательных организаций Сулейман-Стальского района, победитель и призер многочисленных профессиональных учительских конкурсов и олимпиад. Она стала победителем районного тура «Учитель года», потом завоевала второе место в республиканском туре, также она дипломант заключительного этапа III Республиканского творческого конкурса учителей математики.
Светлана Агарзаева родилась в селе Кабир Курахского района. Окончив полную среднюю школу, поступила в Дагестанский государственный университет на факультет математики и компьютерных технологий. После окончания университета вернулась в Южный Дагестан, устроилась в школу в селе Кахцуг Сулейман-Стальского района и вот уже пятый год работает преподавателем математики и информатики.
– Светлана, когда Вы решили стать учителем?
– С будущим я определилась еще когда училась в школе. Профессия учителя нравилась всегда: выставление оценок, проверка тетрадей, конспекты. На мой выбор существенно повлиял школьный учитель по математике. Я не задумываясь приняла решение поступать в вуз по специальности «прикладная математика и информатика».
– Почему работаете в школе не в своем селе, а в соседнем районе?
– Банально: в нашем селе нет вакансий. Но за время работы в Кахцугской школе я сроднилась с коллективом учителей. Добираться недалеко. Всего около шести километров от дома до работы. По Махачкалинским меркам это рядом.
– Порой бывает так, что в студенческие годы не раз сожалеешь о сделанном выборе и желаешь сменить направление. У Вас были такие сомнения?
– К огромному счастью, я такого никогда не ощущала. Будучи еще студенткой, я гордилась своим выбором, ибо профессия учителя математики была, есть и всегда будет одной из самых благородных. Это же прекрасно, когда ты являешься неким мостом между учеником и знаниями. Учитывая все это, я никогда не сомневалась в своем выборе. Напротив, я с нетерпением ждала окончания университета, чтобы скорее приступить к педагогической деятельности.
– Что нужно, чтобы привить ученикам любовь к своему предмету?
– В первую очередь нужно самой его любить. Педагог должен быть очень терпеливым, поскольку ты никогда не знаешь, с какими учениками тебе предстоит работать.
– Дети таких учителей, как Вы, любят. Вы в каких классах ведете математику и информатику?
– Мои подопечные – учащиеся 5 – 11 классов. Как говорится, трудный возраст, подростковый. При общении с ребятами в этом возрасте очень важно выбрать тактику, стиль поведения. Я достаточно молодо выгляжу, но при этом – неоспоримый авторитет для них. Между нами нет панибратства, однако ребята знают, что всегда могут задать мне любой вопрос. И не только по учебе. Перед каждым уроком я тщательно готовлюсь. Помню, мой учитель всегда нам говорил, если хочешь добиться успеха, необходимо каждый день учиться самому. Я так и делаю.
– Математика – сложный предмет. Дети в селе легко усваивают материал, любят математику так, как любите ее Вы?
– Я понимаю, что любовь к предмету начинается с симпатии к педагогу. Как театр начинается с вешалки. Что касается положительного примера учителя, то рейтинг нашей профессии сами знаете какой. Важно, чтобы дети видели во мне и хорошего педагога, и успешного человека. Мама одного из моих учеников однажды призналась, что видит, как сын старается выучить, хотя математика ему трудно дается. Он учит предмет из уважения ко мне. Мне было очень приятно. Несмотря на то, что у нас сельская школа, мой предмет большинство детей знают на отлично.
Когда я училась в школе, в нашем классе было 11 отличников, я была в их числе.
– Бывает, что лидер класса пытается оспорить авторитет учителя?
– Да. В таких ситуациях важно деликатно дать понять ребенку, что в знании предмета ему меня не побороть. Однако и пытаться «задавить» подростка нельзя. Лучше предложить ему проявить себя в другой деятельности, разделить лидерство.
– Не секрет, что некоторые учителя мыслят так: ребенок должен знать предмет – и точка. Бывает, ученика третируют за то, что он не успевает?
– Но, это не о нашей школе. Учителей сложно осуждать, но порой это действительно так. Особенно сейчас, когда над всеми нами висит страшное слово из трех букв: ЕГЭ. Учителя понимают, что по результатам этого экзамена оценивают не столько учащихся, сколько работу учителей. Это тайный страх каждого педагога – получить низкий средний балл. У нас же повсюду – стандарты и отчетности.
Вот я умею петь. Окончила музыкальную школу. Всегда участвовала во всех концертах в школе, в вузе, и по сей день пою на всех мероприятиях. А другой учитель не может. Если бы он сдавал ЕГЭ по пению, завалил бы экзамен. Как мы можем требовать отличного результата от ученика без склонностей к точным наукам?
– Вы рассказали о тайном страхе учителей перед ЕГЭ. А что самое страшное, что может сделать учитель, по Вашему мнению?
– Остаться в профессии, которая ему больше не интересна. И такое, к сожалению, бывает. Есть педагоги, которые работают по инерции. Если чувствуешь, что исчерпал себя в профессии – лучше уйди.
– Светлана, не боитесь «перегореть» на работе?
– Нет, хотя я давно не отдыхала: готовлюсь к конкурсу «Учитель года». Сейчас по-прежнему много идей, а вот времени на их осуществление не хватает. Моя работа – это труд без выходных. Даже в воскресенье приходится завершать какие-то «недоделки». Хотите почувствовать нехватку времени – идите в учителя!
– Не пытались заниматься прикладной математикой?
– Я во время учебы активно занималась научной деятельностью. После окончания вуза хотела поступить в аспирантуру, но вышла замуж и родила дочь. Научную карьеру пришлось отложить.
Однако самая главная забота в моей жизни теперь – моя дочь. Стараюсь больше уделять ей внимания.
– Что самое приятное в работе учителя?
– Для меня каждый урок – как выход на сцену. Я не стала профессиональной певицей, актрисой, хотя данные были с детства. Теперь каждый урок – моя собственная постановка, в которой я и режиссер, и актриса: за время урока мне нужно не только выступить, но еще и отклик «зрителей» получить, удостовериться, что они поняли тему «спектакля». Когда понимаешь, что цель достигнута, – это такое счастье!
– Значит, права была математик из фильма «17 мгновений весны», когда говорила Штирлицу, что математики не сухари?
– Конечно. Многие мои коллеги талантливые люди не только в науке, но и в искусстве.
– Что бы Вы посоветовали молодым людям, желающим стать учителями?
– Я советую быть терпеливыми и ответственными. Нужно любить свое дело. Без любви добиться результата невозможно. Профессия учителя – это бесценный труд.