Зарема Шихбабаевна Гасанбекова – эксперт ППЭ, член жюри городских и республиканских конкурсов, модератор культурно-просветительской программы для школьников, Председатель штаба Избирательной комиссии выборов депутатов Госдумы и Президента России.
Награждена дипломами, грамотами и благодарственными письмами от Министерства образования и науки Республики Дагестан, Министерства по делам молодежи Республики Дагестан, Министерства культуры Республики Дагестан, Председателя ДРО ВОД «Волонтеры Победы», Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и от Управления образования г. Махачкалы.
Все мы знаем, какое огромное внимание уделяется в стране системе образования и статусу педагога в обществе. Каждый из нас – это бывший школьник, и с проблемами школы мы так или иначе сталкиваемся всю жизнь через детей и внуков.
Не так давно Президент Владимир Путин поручил законодательному собранию разработать меры по повышению престижа профессии учителя.
Да, меры можно и нужно принимать, и, несомненно, престиж педагога необходимо поднять. Но как это должно выглядеть на деле? Что государственные власти могут сделать для того, чтобы быть учителем стало модно и почетно? Чтобы на вакантные места в обычных школах были конкурсы и место педагога доставалось самым-самым.
С таким вопросом мы обратились к завучу по воспитательной работе махачкалинской школы № 57 Зареме Гасанбековой – педагогу с большим опытом работы, который знает школьную жизнь изнутри.
– Отвечать на этот вопрос начну издалека. Я родилась в селе Куркент Сулейман-Стальского района в семье учителя-биолога, директора школы. Отец, Шихбуба Шихсаидович, для меня всегда был и остается образцом учителя, педагога, просветителя, детского психолога, это огромной светлой души человек. И знаете, что было в нем главное для меня? Понимаете, учительство было для него образом жизни. Отец был учителем круглосуточно – он не был ментором или занудным воспитателем, провозглашающим прописные истины, вовсе нет! Он находил такие слова, такие примеры и доводы, что они доходили до детей и запоминались на всю жизнь. Ответственность, доброта, сострадание, благородство, порядочность, стремление к знаниям и развитию – этому и ещё многому другому учил отец учеников и нас, своих детей. К слову, все дети в семье стали учителями.
Так вот, о престиже профессии: мы живем в материальном мире, и если преподаватель школы будет зарабатывать немногим больше неквалифицированных специалистов, то молодой человек, взвесив все обстоятельства, просто пойдет в прикладные профессии, которые дадут заработок здесь и сейчас. Увы, приходится констатировать, что студент вуза, обладая специальностью преподавателя, идет работать в салон красоты – заработок кратно выше и никаких отчетов, ФГОСов, тетрадей на проверку и прочих учительских нагрузок. Опять же, повторюсь, учитель – это образ жизни. И этот образ жизни предполагает погружение в работу, а не постоянный поиск подработок, чтобы свести концы с концами. Сегодняшний учитель школы практически не видит детей из-за бесконечного потока бумажной отчетности, планов, таблиц и распоряжений. А ведь он должен не только давать знания и воспитывать детей, он должен стать олицетворением уровня жизни, который обеспечивают эти знания и профессионализм.
С Заремой Шихбабаевной легко говорить, чувствуется умение быстро находить нужное слово, а главное – Зарема знает, о чем говорит. Пока мы с ней беседовали, несколько раз открывались двери кабинета, заглядывали дети с разными вопросами, постоянно звенел и тренькал телефон – каждая минута завуча насыщена делами и событиями и везде нужно её присутствие и вмешательство.
Она поделилась, как они справляются в новой школе с воспитательной работой:
– Сейчас я как аспирант Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы пишу диссертацию по обрядовой поэзии в народном фольклоре. Почему я нахожу это важным? Да потому, что я связываю фольклор, прежде всего, с сохранением традиций, а в педагогике традиции важны как нигде. При этом я всячески приветствую новые образовательные технологии и признаю, что с их помощью можно достичь лучших результатов.
Основной принцип воспитания – не допускать вакуума в головах детей. Мой отец говорил: если мы не вложим в голову полезное и доброе, это место займет бесполезное в лучшем случае, а скорее всего – вредное, разрушительное. Именно поэтому я призываю родителей: не оставляйте детям свободного времени. Оно должно быть занято спортом, играми, увлечениями. Пусть дети ходят в музыкальную школу, на спортивные секции, на вышивание, на кулинарию, на выжигание по дереву, пусть организуют приюты для бездомных животных, пусть создают клубы любителей дорам или фанатов Гарри Поттера и так далее.
Я поддерживаю развивающуюся сейчас концепцию дополнительного образования. Наши дети очень талантливы, и обязательно нужно дать им возможность найти себя, своё направление в огромном разнообразии будущих профессий. Я работаю в школе с 2003 года, и за время работы на собственном опыте убедилась в том, что учебный и воспитательный процессы в школе неразрывно связаны. Мягко направляя детей, увлекая их не нотациями, а реальными интересными занятиями, можно добиться успехов и в содружестве с семьей вырастить полноценных членов социума.
Рассказывая о том, как она сама проводит свободное время, Зарема призналась, что его у неё нет. Трое детей – старшие, мальчики – уже студенты, дочка в 9-м классе, по выходным – работа в образовательном центре, а она ещё находит время для онлайн-занятий с учениками из Москвы, Тюмени, Хабаровского края, которые хотят учить лезгинский язык. Кстати, об изучении языка:
– Состояние изучения родного языка в нашей республике, прямо скажем, вызывает тревогу. Сейчас во многих образовательных учреждениях уроки родного языка проводятся сокращенно – это путь к потере языка, что очень беспокоит меня как воспитателя. Уверена, что верность своим корням, языку, традициям и устоям формируют основу, стержень человека, и при формировании образовательных стандартов это нужно учитывать.
Мы ещё долго говорили о разном – о её работе в избирательной комиссии, о помощи, которую оказывает школе Каспийская флотилия, о детях и родителях… Напоследок Зарема Шихбабаевна сказала: «Хочу, чтобы слово учитель звучало гордо! Это будет правильно!»
Сульгият Булгаева