– У Вас такое имя …романтичное – Изабелла.
Она смеется: – Вообще-то я Издаг, это имя моей бабушки. Но мои факультетские коллеги так прозвали. Вот и осталась с ним!
А имя ей действительно подходит. Кажется, она, эта удивительная женщина, вне возраста. Она словно спелая гроздь изабеллы с терпким, необыкновенным вкусом – вкусом жизни. А походка, быстрая, энергичная, так по-юношески легка, словно время над ней не властно.
Женщина с обложки
А вот она на обложке журнала «Женщина Дагестана». 1975 год. Целая эпоха. Сорок семь лет прошло. Ну и ну…
– Пришел фотокорреспондент журнала, решив, что я наиболее подходящая кандидатура, – улыбается Изабелла Хайрутдиновна, – посчитав, что молодого ученого-биолога не иначе как склонившимся над микроскопом невозможно представить. И вышла вот такая необыкновенная фотография, оказавшаяся своеобразной калькой своего времени. В этом и ценность фото, автор которого ухватил главное – цельность, романтику 70-х.
– Тогда я была уже кандидатом биологических наук, – рассказывает Изабелла Хайрутдиновна, – ассистентом кафедры физиологии растений и теории эволюции.
– А откуда вообще взялось желание стать биологом? – интересуюсь я.
– Отец, – Хайрутдин Эффендиевич, – рассказывает она, – был так увлечен тогда еще молодыми науками – биохимией, генетикой, изучающими организм на уровне клетки и молекул. Он и настоял, чтобы я поступила на биофак.
Отец вообще отдельная история в жизни Изабеллы Хайрутдиновны. Человек энциклопедических знаний, положивший начало развитию дагестанской терапии, создавший школу терапевтов Дагестана, он не признавал науку без взаимосвязи с человеческим фактором. Может быть, поэтому самой ценной своей наградой считал звание «Народный врач Дагестана». Могла ли быть иной его любимица, старшая дочь, которой он так гордился?
– Я ни разу не пожалела о том, что увлеклась наукой, посвятив свою кандидатскую вопросам регенерации растений, – вспоминает Изабелла Хайрутдиновна. И увлеченно рассказывает о своей работе на кафедре физиологии растений и теории эволюции, о заведующем кафедрой, светлая ему память, своем научном руководителе Абдулмалике Юсуфове, авторе учебника «Эволюционная теория», которым и поныне пользуются студенты-биологи всех российских вузов.
– Увлеченность наукой в те далекие годы носила прямо-таки массовый характер, – вспоминает Изабелла Хайрутдиновна, – и если проводить параллель между современными студентами и студентами прошлых лет, то можно обнаружить немало расхождений, ведь ныне даже защита диссертаций редко когда удивляет глубоким научным поиском, новаторством. По ее мнению, на биофаке ДГУ сегодня биохимия – наиболее востребованное направление с точки зрения лабораторных исследований. По ее мнению, классические науки вызывают меньший интерес.
– Это дело прибыльное, – отшучивается она. – На кафедру же физиологии растений спрос минимальный.
О научном кураже
– В 90-х вообще ничего не было. И практически невозможно было пробудить в студенте хоть маломальский интерес к науке, дух творчества, научный кураж. Но время ведь не стоит на месте. Совершенствуется материально- техническая вузовская база, появляются современные дорогостоящие лабораторные приборы. И студенты, специализирующиеся по кафедре физиологии растений, имеют возможность напрямую работать с научной станцией Всероссийского института генетических ресурсов растениеводства, расположенной в Дербенте и созданной еще великим Н.Вавиловым, отцом российской генетики; возглавляет ее бывший студент биофака ДГУ, доктор наук, защитившийся по генетике, К.Куркиев.
На базе станции прекрасное научное оборудование. И мы уговариваем студентов, – рассказывает Изабелла Хайрутдиновна, – заниматься исследовательской деятельностью на хоздоговоре, любых других льготных условиях. Но зачастую они, предпочитая синицу в руках, по окончании вуза работают в частных анализаторских лабораториях. И лишь немногие идут в науку.
Спрашиваю, возможно ли изменить психологию современного студента. Преподаватель уверена в том, что прежде необходимо вернуть так называемое «советское образование», ввести выпускные экзамены по всем основным школьным предметам и отказаться от ЕГЭ.
По ее мнению, уровень подготовки учителей тоже, к сожалению, иногда оставляет желать лучшего. Они мало интересуются новейшими открытиями науки в своих областях, современными педагогическими технологиями, требованиями федерального госстандарта. И все это должно учитываться при формировании психологических аспектов подготовки педагогов, которым приходится работать в условиях, когда дети обучаются в нетиповых зданиях, в сложных условиях, да и система оплаты учительского труда весьма несовершенна.
«Непопулярный педагог»
Все это приводит к тому, что профессия учителя становится крайне непопулярной. Изабелла Хайрутдиновна констатирует, что отсутствие интереса к учительской профессии приводит к тому, что в педвузы поступают, в основном, выпускники школ, набравшие близкие к минимуму баллы, и порой это выстраивается в порочную цепочку, когда малоквалифицированный педагог выпускает в жизнь плохо подготовленного потенциального студента. Получается, что средняя школа недорабатывает, многие школьники не справляются с программой без репетиторов. А еще преподаватель обращает внимание на прямо-таки повальное увлечение, как школьных учителей, так и вузовских преподавателей, репетиторством. И так выходит, что многие из них, не утруждая себя на занятиях, отдают все силы репетиторству. Изабелла Хайрутдиновна затрагивает очень серьезную проблему, на которую необходимо обратить серьезное внимание профильным образовательным ведомствам, поскольку она приобретает массовый характер, снижает образовательную планку.
Так или иначе, обращаясь в прошлое, проводя параллели, Изабелла Хайрутдиновна замечает: тогда под рукой, может, и не было современных средств обучения, высококлассного научного оборудования, но было стремление к новому, мотивация, интерес к исследовательской работе; студенты старались и добивались высокой научной результативности, появлялись десятки научных школ. Общефакультетский руководитель педпрактики, в том числе групповой методист, Изабелла Хайрутдиновна сегодня ведет курсы физиологии растений, методики обучения биологии в высшей школе, руководит дипломными работами и занимается много чем другим, что можно отнести к педагогической деятельности.
Личность, которой всегда интересно размышлять, она говорит о том главном, что должно лежать в основе воспитания человека и гражданина. И первоочередной задачей, по ее мнению, является трудовой компонент.
– Люди разучились работать, – считает она, – перестали быть той движущей силой, что позволяет стране не просто богатеть, но формировать общество образованных людей, для которых российская общность – это патриотический посыл, соединяющий скрепами традиционное государство с многовековой историей. Нам сегодня важно, – уверена она, – не упустить молодое поколение, из-под которого выбивают почву различного рода западные, ближневосточные идеологи. Им как кость в горле самодостаточное государство, способное дать отпор любой силе, покусившейся на народ.
Ее слова звучат пророчески, когда она говорит об Украине, спецоперации, без которой невозможно было освободить «незалежную» от нацизма, ядовитого плюща, что расцвел пышным цветом на земле, ощутившей в годы Великой Отечественной весь ужас коричневой чумы, уничтожавшей на оккупированных землях мирное население, заталкивая в душегубки стариков, женщин, детей.
Личность размышляющая
– Восемь лет геноцида Донбасса – это слишком большой временной промежуток, и ситуация не просто назрела, она была необходима, чтобы остановить перманентную войну, – считает Изабелла Хайрутдиновна.
Она уверена, что в каждом конкретном случае необходимы исторические экскурсы, от которых необходимо отталкиваться, учитывая цикличность происходящего в мире. И вспоминая самые счастливые в своей жизни годы, все чаще приходит к мысли, что из каждого времени надо брать самое ценное, что возвышает человека, заставляет гордиться результатом своего труда, сохраняя достоинство человека, не униженного, не раздавленного, живущего в стране, которой он гордится.
– Наступило время суровых испытаний, – замечает Изабелла Хайрутдиновна, – но нам надо его выдержать, чтобы идти дальше, к еще более совершенному обществу.
Семья
Я спрашиваю, а что вообще ее держит на земле: достойные предки, семья, ее сыновья? Она улыбается:
– В семье моих родителей, Хайрутдина Эффендиевича и Рабият Магомедовны, существовал особый микроклимат, заставляющий не просто подтягиваться, но быть лучшим дома, в школе, вузе. Нас четыре сестры, и каждая состоялась в своей профессии. Две стали врачами, я биологом, к сожалению, одна сестра ушла в мир иной. Но я так благодарна судьбе, что жива мама, самый родной человек.
Изабелла Хайрутдиновна и свою семью выстроила по родительским лекалам, сохраняя главный семейный принцип – не сдаваться. Муж, Наби Абдулаевич, как и водится в дагестанской семье, ее опора. А когда я спросила, чем он ей понравился в свое время, она засмеялась:
– Высокий был и такой уважительный! Сегодня он возглавляет консалтинговую компанию. Сыновья – один врач, другой юрист; у них свои семьи, дети; живут в родовом селе Хури Лакского района, работают по специальности.
Так что Изабелла Хайрутдиновна счастливая мать, жена и бабушка. А ее супруг признается, что в науке в свое время он оказался благодаря своей супруге, ставшей для него путеводной звездочкой.
Так что же главное для человека в жизни? Гармония, а еще убежденность в том, что нужно не складывать руки, а трудиться без устали. А как иначе?