Накануне женского праздника, дня 8 Марта, почему-то вспомнились наши учителя. На теперешнее положение дел в школе и системе образования в целом много жалуются, говорят о сегодняшнем кризисном состоянии и ностальгируют по старой советской школе. Спорят о том, каким должно быть содержание образования, что есть развитие и воспитание ребенка, вредно или полезно ЕГЭ и т.д.
Лично я отношу себя к той категории людей, которые считают правильной и справедливой старую школьную систему, когда во главу угла ставилась личность учителя, который, говоря высокими словами, олицетворял собой престиж государства и не низводился до бедного госслужащего, натаскивающего ребенка на сдачу пресловутого ЕГЭ. Школа была средой, призванной воспитывать ребенка, развивать в нем чувства товарищества, гуманизма, интернационализма, патриотизма, наконец. И она, действительно, учила всему этому.
Проблема российской школы – достаточно сложная и многоаспектная, и говорить об этом «по верхам», наверное, даже несерьезно. Мне же хотелось поделиться наболевшим. Есть профессии, которые обязательно должны поддерживаться государством, и самая главная из них – это профессия учителя. Наши учителя, в основном, женщины (наверное, поэтому тема возникла в связи с 8 Марта); и приезжали к нам в Дагестан учительствовать женщины; и памятник, который мы поставили в их честь – тоже женский. А в каком положении они сегодня находятся?! Какова величина их зарплаты?! Какова степень их участия в общественной жизни республики?! И наконец, каков их авторитет?! Ругать учителей за «поборы», за необъективность, за недостаточность профессионализма и т.д. – мы все горазды. И мало кто берет на себя труд поставить себя СЕГОДНЯ на место школьного учителя.
Ну, правильно, если хотели хорошо жить, надо было идти в бизнес – так посоветовал председатель правительства! Почему-то он не подумал, что, если все пойдут в бизнес, то кто же будет учить, лечить…
Человек, приходящий в класс, должен быть интересен детям; он должен быть позитивным, креативным; он должен не только любить свою профессию, но и гордиться ею…
Но как, скажите, гордиться, чувствовать уважение к себе, если ты одет хуже своих подопечных, если ты вынужден каждую свободную минуту заниматься репетиторством, чтобы прокормить своих детей…
Все разговоры, проекты, рекомендации так и останутся пустопорожней болтовней, так как проблемы системы решать нужно на государственном уровне.
Наши учителя (опять-таки по рекомендации председателя правительства) еще держатся! Пусть хватит у них сил и терпения дождаться того дня, когда они займут самое почетное место в нашем обществе, то место, которое достойно их каждодневного кропотливого труда по воспитанию Человека! А пока – и это реально – море цветов вам и самой искренней любви от ваших учеников и их родителей!