Конституция РД в её последней редакции принята 10 июля 2003 года. Сам же процесс конституционного развития в республике был непростым, включая и советский этап, и период действия нового органа власти – Государственного Совета РД, и дальнейшие существенные перемены в политической жизни. Своим видением этого процесса с «МД» поделился начальник управления по ведению регистра ММПА и регистрации ВНТА Министерства юстиции РД Мухтар Пашаев.
* * *
Истоки конституционного строительства в Дагестане связаны с конституциями советского периода, в частности, конституциями Дагестана 1921, 1927, 1937 и 1978 гг. Основные положения Конституции Дагестана 1921 года были разработаны на основе Конституции РСФСР 1918 г. и документов ВЦИК об образовании Дагестанской АССР. Наряду с правами в ней были определены и основные обязанности граждан. Конституция ДАССР 1921 года закрепила конкретные полномочия, обеспечивающие автономное существование Дагестанской Республики, установила систему органов государственной власти и управления республики, законодательно закрепила и основные принципы избирательной системы, закрепила за республикой определенный круг полномочий. Конституция РСФСР 1925 г. имела некоторые особенности в вопросах национально-государственного строительства, отличные от Конституции РСФСР 1918 г. Если первая Конституция РСФСР содержала только одну статью, предусматривающую право областей, отличающихся особым бытом и национальным составом объединяться в автономные областные союзы и входить на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Республику, то вторая содержала специальную главу об автономных республиках и областях.
В отличие от Конституции ДАССР 1921 г. Конституция ДАССР 1927 г. содержала такое новшество, что Дагестанская Республика является государством рабочих и крестьян, которое входит на основе федерации в РСФСР, а посредством нее и в СССР. Таким образом, Конституция ДАССР 1927 г. впервые в законодательном порядке характеризовала государственную природу национальной автономии Дагестана. Автономные права ДАССР ограничивались в пределах, указанных в конституциях СССР и РСФСР, и по предметам, отнесенным к компетенции СССР и РСФСР. Необходимо отметить, что Конституции 1921 г. и 1927 г. рассматривались как шаги на переходный период от капитализма к социализму.
Принятие Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. потребовало разработки новых конституций республик, в том числе и Дагестанской АССР. Конституция РСФСР 1937 года установила право автономной республики иметь свою конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с основными законами РСФСР и СССР. Конституция ДАССР 1978 г., принятая в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г., воспроизводила применительно к ДАССР основные положения соответствующих разделов и глав Конституции СССР, РСФСР. Конституция расширила круг прав и свобод граждан ДАССР и предусмотрела усиление их гарантий, расширила круг обязанностей граждан. По Конституции ДАССР 1978 года правовой статус ДАССР повысился. Вместо неопределенной формулы статьи 13 Конституции ДАССР 1937 г. «вне пределов статьи 14 Конституции СССР и статьи 19 Конституции РСФСР ДАССР осуществляет государственную власть на автономных началах» было закреплено положение: «Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Дагестанская АССР самостоятельно ре-шает вопросы, относящиеся к ее ведению» (статья 64). Было восстановлено предусмотренное Конституцией АССР 1921 г. правило: республика принимала свою Конституцию без последующего утверждения высшим органом государственной власти РСФСР. Таким образом, правовой статус ДАССР стал несколько выше, чем в период действия Конституции ДАССР 1937 г., но существенных изменений в правовом статусе республики не произошло, если не считать полномочий: восстановление права принимать и изменять Конституцию ДАССР без после-дующего утверждения федеральным (российским) органом и право законодательной инициативы в законодательных органах РСФСР. В основном полномочия республики остались без серьезных изменений.
Но время показало, что не все продекларированные положения конституций СССР, РСФСР и ДАССР нашли свое воплощение в жизни народов Дагестана. Устаревший партийно-хозяйственный механизм, господство административно-бюрократических методов руководства привели к тому, что с течением времени накопилось огромное количество проблем во многих сферах общественно-экономического развития СССР. Практически на нет была сведена самостоятельность республик, значительно ограничен их национальный суверенитет. Это в полной мере относилось и к Дагестанской АССР.
Что касается Конституции 1994 года, то она имела некоторые черты, выделявшие ее из общего ряда аналогичных документов субъектов Российской Федерации. Так, высшим органом государственной власти признавалось не единоличное должностное лицо, а коллегиальное образование – Государственный Совет Республики Дагестан, который состоял из 14 человек и формировался Конституционным Собранием Республики Дагестан. За девять лет, прошедших с момента принятия Конституции 1994 года, в общественно-политической жизни Дагестана и всей России произошли существенные перемены. Закончился так называемый переходный период развития. В связи с этим 10 июля 2003 года была принята новая Конституция Республики Дагестан.
Принципиально новыми политико-правовыми положениями Конституции Республики Дагестан стали введение поста Президента Республики Дагестан – высшего должностного лица Республики Дагестан, возглавляющего исполнительную власть, и изменение порядка формирования законодательного органа РД.
Источник: https://md-gazeta.ru/obshhestvo/3629