пятница, 26 апреля 2024
6+

Миясат Раджабова: зритель не любит чрезмерной «звездности»!

Телевидение придирчиво отбирает лучших, и право попасть в эфир нужно заслужить.

Именно так считает наша коллега Миясат Раджабова, тележурналист, телеведущая, автор десятков циклов телепередач, главный редактор Литературной редакции ГТРК «Дагестан», ставшая уже символом этого канала.

Порой, глядя на нее на экране, беседуя с ней «вживую», кажется, что она знает абсолютно все. Но что нам известно о ней самой, о ее профессии?

Миясат родилась и выросла в Махачкале. Ее отец, известный лезгинский писатель Абдул Раджабов, был автором повестей, рассказов и пьес. И хотя писал он на русском языке, дома был культ родного, лезгинского, языка.

Кстати сказать, все трое детей в семье Раджабовых: и Миясат, и два ее старших брата, – прекрасно владеют родным и русским, и  даже несколькими иностранными языками.

Получив среднее образование и знание английского в престижной махачкалинской школе № 13, девушка поступила на факультет иностранных языков ДГУ.

Миясат с детства была очень тихим и скромным ребенком. Старалась не выделяться и даже держалась как бы в тени. Несмотря на это, она имела авторитет у сверстников, ее любили педагоги. Возможно, именно поэтому в один прекрасный день несколько ее университетских приятелей, уже работавших на дагестанском телевидении (Загир Арухов, Александр Гентелев, Расул Микаилов, Тимур Нурмагомедов…), именно ей предложили работу в своей программе.

Опыт съемок оказался удачным, однако о карьере журналиста и телеведущей Миясат даже не помышляла. Но судьба все-таки предоставила ей возможность еще раз подумать о своей дороге в жизни. Наша героиня получила от телекомпании «Платан» предложение работать помощником редактора. Она решилась попробовать себя в принципиально новом для нее амплуа. Карьера ее развивалась стремительно, и через несколько лет Миясат перешла в Литературную редакцию, которую позже и возглавила.

Как вспоминает Миясат, вначале она воспринимала все это как интересную «внеклассную» работу, хобби…Но с течением времени поняла, что нашла себя, что это ее призвание.

Свет софитов в студии, а главное публичность и узнаваемость в обществе привлекает немало амбициозных персон. Просматривая на телеэкране ту или иную передачу, многие обыватели ловят себя на мысли: «я бы тоже так смог». А смог ли бы? Работа на телевидении ставит человека в зависимость от требований руководителей компании, заставляет пересматривать привычный ритм жизни и предполагает определенное самопожертвование во имя интересов других, например, телезрителя. Работать на телевидении – это значит жить на телевидении, жить только своей работой.

О своей работе Миясат Раджабова говорит охотно, оживленно, с удовольствием делится воспоминаниями и мыслями о специфике работы на ТВ.

Оказывается, объясняет моя собеседница,  чтобы легко и непринужденно улыбаться с экрана, нужно обладать не только яркой внешностью (не обязательно красивой): камера «любит» не всех людей, а только с определенным типом лица, невысокого роста, харизматичных и желательно худощавых, потому что картинка на телеэкране добавляет как минимум 5 кило.

– Когда в компании появляется врач, все начинают жаловаться на болезни, когда юрист – сразу все пытаются получить его совет, а когда обыватели видят известного тележурналиста, почему-то все начинают давать советы, как лучше сделать передачу, что сказать, как написать и даже что надеть. Никто не говорит: я бы лучше хирурга прооперировал пациента, но почему-то все знают точно, как провести телепередачу в прямом эфире, и уверены, что они смогли бы это сделать «намного» лучше, чем те, кто находится по ту сторону экрана,– говорит Миясат.

– Это довольно самонадеянно – думать, что на телеканале тебя сразу заметят, посадят в кадр и будут подавать бумажки с текстом на стол. Нет! Все нужно писать самому! – продолжает рассуждать телеведущая.– Ведь сейчас ведущий в кадре – это не просто красивая кукла. Это идеолог, вдохновитель, автор и редактор, и режиссер, он и в кадре и за кадром одновременно. Конечно, у каждого свой путь в профессию, но все же следует готовить себя к тому, что как минимум 2-3 года придется поработать журналистом, корреспондентом, редактором программ, корректором, т.е. человеком «вне кадра». Я, как и все мои коллеги, прошла все эти стадии.

Продолжая рассказывать о своей работе, Миясат Раджабова предугадала мой вопрос, который волнует всех, кто хотел бы попробовать себя на поприще тележурналиста.

–Энтузиазм и вера в собственные силы – что, кстати, не противоречит скромности, ведь зритель не любит чрезмерной «звездности» –  это еще несколько обязательных условий для человека, решившего стать «телезвездой». Конечно, научиться можно всему, а черты характера и навыки, необходимые для телеведущего…– большинство из них можно развить. Поэтому телевидение – это постоянная и кропотливая работа над собой, самосовершенствование, налаживание нужных контактов, непрерывное творческое развитие.

Кроме  приятной внешности, тележурналист должен обладать поставленным голосом, четкой дикцией, а еще выдержкой, крепкими нервами, быстрой реакцией и жизненными опытом. Зрителю должно казаться: работать в прямом эфире так же легко, как и дышать. И это при том, что тележурналист во время прямого эфира испытывает такую же эмоциональную психологическую нагрузку, как и летчик-испытатель, это давно установлено учеными-медиками…

Все коллеги-журналисты, и я не стала исключением, спрашивают друг друга, не страшно ли было впервые работать на камеру? Ответы на этот вопрос не всегда бывают искренними. Но Миясат ответила, что поначалу любой человек перед камерой чувствует себя неуверенно.

– Вроде бы ты нормально говоришь, ты молодец, ты можешь, а включается камера и.... смотришь с ужасом на результат. С одной стороны, надо быть естественной, с другой – нельзя быть абсолютно естественной. Не потому что не получится, а потому что не нужно! Телеведущий не может вести себя, как на собственной кухне. Это прямой эфир, огромная аудитория, и легкий мандраж необходим. Если совсем расслабиться и чувствовать себя как дома –это кратчайший путь к непрофессионализму.

Очень важны отношения с операторами. Мы с ними делаем одно дело, и во время съемок они единственные наши реальные зрители, которые находятся непосредственно в студии. Если за камерой стоит человек, который тебе приятен и симпатичен, ты гораздо лучше выглядишь.

И еще: на телеэкране ценится искренность, а «сыграть» сочувствие не всегда удается – телезритель почувствует фальшь,  не примет всерьез и не полюбит того, кто обманывает его.

Миясат Раджабова уверена, что для ее работы очень важно понимать людей, их потребности, горе и радости. У нашей героини широкий спектр интересов, глубокое знание жизни, гибкий ум и чувство юмора, умение выходить с честью из самых неожиданных ситуаций. А «ляпов» и курьезов на ТВ хватает, особенно много их в памяти первых работников: выключился микрофон, внезапно погас свет, упала декорация, режиссеры добавили к подводке не тот видеосюжет, неправильно подписанный титр под комментатором…

– Некоторым может показаться, что каторжный труд узнаваемых лиц экрана только отягощает, а пытки творчества и лишения они терпят только ради популярности и узнаваемости, но это совсем не так. Тележурналист – это особое состояние души, особые форма мышления и стиль жизни. Эти люди – мои коллеги по цеху – настолько слились со своей деятельностью, что не разделяют жизнь на рабочие обязанности и досуг, они уже не представляют себя вне потребностей тех, кому вещают.

Действительно, современное телевидение предлагает огромное количество программ, начиная с развлекательных передач и программ-интервью и заканчивая новостями. Над созданием выпуска трудится много людей, среди которых редактор, операторы, режиссеры, но большая часть ответственности за успех программы, я думаю, ложится на плечи ведущего. Это лицо не только передачи, но и всего канала. Проще говоря, если кто-то из команды допустит ошибку, краснеть в эфире все равно будет телеведущий…

– Я с детства любила смотреть различные телепередачи и понимаю, что некоторые из них вызывают бурю эмоций и мыслей. Неужели все это зависит от ведущего? Долго размышляя над этим, я все чаще и чаще ловлю себя на мысли, что именно ведущий оказывает влияние на чувства людей, заставляет задуматься над обсуждаемой проблемой, а иногда даже пересмотреть свою точку зрения. Убеждена: чтобы работать в этой профессии, необходимо быть искренним, уметь подобрать такие слова, чтобы человек поверил тебе.

Когда беседовала с Миясат в старом здании ГТРК, где мы с ней пять лет работали вместе, я еле сдерживала слезы и старалась, чтобы она не заметила, как, преодолевая ком в горле, я «держу марку». Я думала о времени руководства Магомеда Халимбековича Гамидова. О том, как же мало осталось настоящих профессионалов той старой закалки. У тех, кому посчастливилось работать с М. Гамидовым, особая стать, свой узнаваемый почерк. И как же права М. Раджабова, говоря о том, что, к сожалению, в современном мире многие люди забывают о культуре речи, не читают книг, променяв их на социальные сети, где нет цензуры. Где не только обыватель, но и человек, считающий себя журналистом, педагогом, литератором, не озабочен тем, чтобы соблюдать литературные нормы…

И тем более в таких условиях во многом от журналиста зависит формирование речевой культуры у аудитории. Это требует знания не только родного, но и иностранных языков, в частности английского. Кстати сказать, Миясат Раджабова – выпускница инфака и сегодня преподает в Университете.

Вот только…

Миясат Раджабова, как и многие ее коллеги, родилась и выросла в городе, и получила не просто хорошее образование, но глубокие знания, постоянно училась и самосовершенствовалась, пользовалась и сейчас пользуется авторитетом среди коллег. Однако не сделала головокружительной карьеры, не заняла хорошую должность с доходом выше среднего…

Возможно, воспитание, привитые с детства духовные ценности не позволили, а может, обманчивая уверенность в завтрашнем дне помешала перешагнуть через свои принципы, вовремя «поработать локтями», «подсуетиться», как это могут провинциалы, и добиться не только творческого, но и материального успеха, занять высокий пост.

Не хлебом единым жив человек, а народ испокон веков требует не только хлеба, но и зрелищ. В том числе и серьезных. Телевидение дает нам такую возможность, благодаря таким людям, как Миясат Раджабова, отдавшая ему четверть века жизни.

 

"Женщина Дагестана", № 5-6, 2016

 

Рубрика: 
Фото: 

Здесь может быть размещена ваша реклама

Маковые поля, золотые пески и горы. Прекрасный Дагестан: Персональные  записи в журнале Ярмарки Мастеров

Новый номер