С 6 июня 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 120-летию российского композитора Арама Ильича Хачатуряна.
Арам Ильич Хачатурян - выдающийся советский композитор. Музыка лучших его произведений полна жизненной энергии, яркого темперамента, оптимизма, красочности. В ней широко использован родной композитору армянский народный мелос, нашли отражение картины армянской народной жизни и кавказской природы.
Особенно полно и жизненно правдиво это сказывается в Фортепианном и Скрипичном концертах, в танцах из балета «Гаянэ». Но музыка Хачатуряна не ограничена рамками армянской национальности: теснейшими узами она связана с русской классической и советской музыкой, а также с музыкой других народов СНГ; кроме того, в ней заметно творческое развитие некоторых традиций зарубежной музыки - Грига, Дебюсси, Равеля.
Родился Хачатурян в Тбилиси 6 июня 1903 года в семье переплетчика. Сильные музыкальные впечатления он испытал уже в раннем детстве, жадно вслушиваясь в музыку народных песен Грузии, Армении и Азербайджана. Однако к серьезным занятиям музыкой Хачатурян приступил поздно. До 17-летнего возраста он даже не знал нотной грамоты. Страстная любовь к музыке и прирожденное дарование побудили Хачатуряна стать музыкантом.
В 1921 году, когда ему было 18 лет, он приехал в Москву и год спустя поступил в Музыкальный техникум им. Гнесиных, где обучался вначале игре на виолончели и фортепиано, а затем и композиции под руководством М. Гнесина. В годы пребывания в техникуме Хачатурян впервые приобщился к сокровищам мировой музыкальной классики и, изучая её, чрезвычайно обогатил и расширил свой музыкальный кругозор.
В 1934 году Хачатурян окончил Московскую консерваторию с золотой медалью и остался аспирантом в классе Мясковского, под руководством которого и закончил аспирантуру.
Одним из лучших произведений Хачатуряна, относящимся к 30-м годам, является Концерт для фортепиано с оркестром, впервые исполненных Л. Обориным в 1936 году.
В том же году его избирают заместителем председателя Московского союза композиторов, а в 1938 году он становится заместителем председателя Оргкомитета Союза советских композиторов.
В 1939 году композитор впервые обратился к жанру балета. Для постановки в Ереванском оперном театре им. Спендиарова он написал балет «Счастье». В 1940 году Хачатуряном было создано одно из наиболее выдающихся сочинений - Концерт для скрипки с оркестром. Концерт этот посвящен его первому исполнителю - Д. Ойстраху.
Одновременно со Скрипичным концертом Хачатурян написал музыку к двум драматическим спектаклям: «Валенсианская вдова» Лопе де Вега и «Маскарад» М. Лермонтова.
Во время Великой Отечественной Войны Хачатурян вместе с другими советскими музыкантами принял активное участие в работе Военной комиссии Московского отделения Союза советских композиторов, а также в радиокомитете. В своем творчестве он обратился к созданию боевой патриотической песни.
Хачатурян принял участие в конкурсе на создание гимна Армянской ССР и явился в нем победителем: гимн, написанный им, официально принят был в Советской Армении.
В 1942 году был закончен балет «Гаянэ» на сюжет из жизни армянского колхоза. Первая постановка состоялась в декабре того же года в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова.
Вторая симфония Хачатуряна посвящена теме и образам Великой Отечественной войны. Вторую симфонию Хачатуряна иногда называют «Симфонией с колоколом». После окончания Великой Отечественной войны Хачатурян продолжал напряженную, интенсивную творческую деятельность.
В творчестве этого времени большое место заняла музыка к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло» и драматическим спектаклям. Крупным произведением является балет «Спартак». «Спартак» - это большой монументальный спектакль, захватывающий слушателя.
С 1957 года А.И. Хачатурян занимал пост секретаря Союза композиторов СССР. Умер в 1978 году. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.
Арам Ильич Хачатурян оставил огромное наследие сочинений. Основной отличительной чертой его творчества можно назвать гармоничное сочетание народных мотивов Армении с русской традицией.