Все, что мы зовём театром, начиналось с кукол – люди делали из дерева головы, прикрепляли мешочек из ткани, насаживали на руку – и готово маленькое представление! Кукольные представления были популярными и на сельских ярмарках, и на городских рынках – это было самое доступное и демократичное искусство. Вспомните, как мы, будучи детьми, переживали за кукольных героев, как хором предупреждали их об опасности, как мы радовались и смеялись вместе с ними. В нас жива до сих пор память о куклах – веселых и грустных, светлых и мрачных, о добряках и злодеях… Мы запоминаем их, как людей, ведь у каждой куклы свой характер, своя изюминка, своя актёрская душа…
О мастере-кукольнике, создающем для спектаклей удивительные, пронизанные душевным светом образы, мы и хотим вам рассказать.
Барият Умарова – главный художник Дагестанского государственного театра кукол. Наше знакомство началось несколько неожиданно: она пришла к нам с небольшим опозданием. Оказалось, дворовая кошка попала под машину и повредила лапу. Барият отвезла её в ветеринарную клинику, там кошке промыли раны и наложили шину. Затем наша героиня отвезла её домой и только потом приехала на встречу. Именно в таких незаметных повседневных поступках и выявляется суть человека – его отзывчивость, доброта, скромность. Кстати, о скромности: ни в своей работе, ни в себе Барият не видит ничего особенного. Единственное, что она подчеркнула не раз, это любовь и преданность своему ремеслу – созданию кукольных образов, декораций, атмосферы спектакля. Она убеждена, что своей безграничной любовью к театру она заражает маленьких зрителей. Может, именно с этих первых детских кукольных спектаклей в них проявятся самые лучшие чувства – любви, дружбы, заботы, сострадания.
Рассказывая о себе, Барият очень немногословна: в школах – обычной и художественной – училась одновременно, на лето ездила к бабушке в Параул, это в Карабудахкенском районе, поступила в Художественное училище имени Джемала. Глаза ее загорелись, когда рассказывала о своих педагогах. Это были уникальные, невероятно талантливые мастера. Особенно яркие воспоминания остались об Альберте Захаровиче Хаджаеве, преподавателе живописи и рисунка. Студенты учились у него гармонии цвета и формы, гармонии скрытых линий, видеть красоту желтого листка на мокром асфальте, замерзшего воробья на городской скамейке, близости двух стариков, переходящих дорогу… Он учил видеть мир во всем его многообразии, искать и находить прекрасное в незаметном и обыденном. Барият убеждена, что он во многом сформировал и её творческое мышление, научил отражать это в своем творчестве.
Так получилось, что дипломной работой Барият стала «Мастерская театра кукол». Тогда она впервые попала в мастерскую кукольного мастера – легендарного Алексея Авдеева. Наблюдая, с какой теплотой и трепетом относился мастер к своим куклам, как эти глиняные и деревянные фигурки в его руках оживали, приобретали нрав, характер, становились простаками или злодеями, кокетками или ворчуньями – от всех этих волшебных метаморфоз Барият приходила в восторг! У неё появилась мечта – научиться делать такие же живые куклы. А когда мечта настоящая, она обязательно сбудется – с 1998 года и по сегодняшний день Барият главный художник Дагестанского театра кукол, и разработка эскизов каждой куклы в каждом спектакле – это её любимая работа и огромная часть её жизни.
Скромность Барият безгранична – любой вопрос о себе она очень быстро переводит на кого-нибудь другого: на директора театра Аминат Яхьяевну Яхьяеву, на актрису театра Екатерину Касабову, на режиссеров, приглашённых в республику для постановки новых спектаклей, на других художников-кукольников, чьими работами она не перестает восхищаться. Каждый из них вкладывает частичку своей души, чтобы пришедшие на спектакль дети смеялись и грустили, замирали и хлопали в ладоши, говорит она. Барият с удовольствием рассказывает, как их спектаклей ждут дети из сел и как они радуются каждому их приезду! Есть постановки, которые видели не только родители сегодняшних зрителей, но даже их бабушки и дедушки!
Есть и новые спектакли, новые постановки, а значит – новые герои и новые куклы. Театр – живой организм, он все время в движении, все время в развитии, все время в поиске нового и переосмыслении старого. Опытные актеры учат молодёжь, а её сейчас немало в театре, мастера в цехах обучают новичков, коллектив ездит на гастроли, участвует в конкурсах и фестивалях. И сам проводит их: в этом году уже во второй раз прошел международный фестиваль «Волшебный мир театра кукол стран БРИКС», организованный Дагестанским театром кукол. На него приезжают творческие труппы со всех уголков нашей страны и из-за рубежа, – это настоящий праздник кукольных театров. И наш театр постоянно участвует в фестивалях в Белоруссии, Турции, Армении, Финляндии и др.
Слушая, Барият ловила себя на мысли о том, что она абсолютно не отделяет себя от театра, живет его жизнью, дышит его воздухом, видит его глазами. Вот и ее дочь Патиматзахра пришла работать в родной театр.
Полюбопытствовала: есть ли у Барият любимые куклы?
– Конечно, есть! Это девочка Зайнаб из «Тайны персиковой косточки» и барашек из спектакля «Полторы горсти». Когда рисовала эскизы к образам, они получились так легко и естественно, словно жили во мне всегда! Люблю всех своих героев, но эти стали почти родными! – смеется Барият.
Сейчас и у театра, и у Барият много работы – готовятся новые кукольные спектакли, проводятся выставки детского рисунка, постоянно выезжают на гастроли. В последние годы в театр приглашают знаменитых режиссёров из известных российских кукольных театров. Для работы над новым спектаклем «Емеля» пригласили московского режиссера Вадима Домбровского. Ещё один большой проект театра – спектакль «Эпосы народов Дагестана» по сценарию Гулизар Султановой. В одном произведении собраны герои всех дагестанских эпосов – над ними работает художница из Санкт-Петербурга Екатерина Полякова.
Барият живет насыщенной жизнью творческого человека – занимается любимым делом, утром с удовольствием бежит на работу, вечером с радостью возвращается домой! Любит своих кукол, работает над новыми, обожает детский восторг на представлениях, не перестает восхищаться актерской игрой. Ощущать радость жизни в простых вещах учил её любимый учитель, теперь Барият учит этому маленьких зрителей.