В свое время выходила на РГВК авторская передача Гулеры Камиловой «Страна гор», где участвовали известные деятели науки, культуры, у которых было собственное видение проблемы сохранения родных языков, дагестанской идентичности, духовно-нравственных идеалов. Все это вкупе с невероятным обаянием журналиста, умело «раскрывающего» собеседника, создающего особую ауру в студии, стало настоящим открытием для коллег и зрительской аудитории.
В этом слове заложен особый смысл. А уж когда речь заходит о журналистике, это не просто роднит, а означает, что мы, коллеги, одной крови – ты и я. И кому, как не нам, журналистам, знать, что существует нечто большее, чем профессия, что связывает журналистский цех. Это преданность своему делу, принципиальная позиция, от которой зависит информационный фон республики и настроения в обществе. Ведь малейшая фальшь отталкивает зрителя, заставляя переключаться на другое, более интересное издание, телеканал.
Гулера Камилова – одна из тех, кто входит в журналистскую элиту, определяет лицо дагестанских медиа. И дело не только в том, что она режиссер, сценарист, педагог, которому всегда интересно следовать избранному профессиональному пути, воспитывать молодую поросль будущих телевизионщиков. Она журналист, которому подвластны любые жанры. Обладатель высоких журналистских наград, лауреат госпремии республики за фильмы из цикла «Жизнь замечательных людей», национальной премии «Шарвили», трех дипломов о спецобразовании.
Но что самое главное – она из той профессиональной среды, что передает мастерство из поколения в поколение. Ее отец, Айдунбек Камилов, радийный журналист, всю свою жизнь отчаянно любил свою профессию, писал сценарии радиопередач, статьи и очерки, стихи, а еще обладал хорошим голосом – в золотом фонде Даградио по сей день хранятся записи песен в его исполнении. А мама, Умуят, преподавала математику в школе. Можно сказать, что Гулера выросла в творческой среде.
Отец частенько брал ее с собой на дагестанское радио. Влекло ли оно ее с детства? Скорее, ей просто нравилось находиться в таинственных, заполненных аппаратурой радиостудиях, общаться с вечно занятыми, необычными, интересными людьми. Родители не мешали разнообразию интересов дочери, не сдерживали ее желаний, например, рисовать или заниматься в музыкальной школе.
Ее же собственный выбор после школы пал на художественное училище имени Джемала, отделение «Оформление, дизайн». После его окончания Гулера вместе с мужем оказалась в Волгоградской области, где в далеком от центра населенном пункте организовала для детишек-младшеклассников курс рисования. И до сих пор вспоминает, как ее подопечные писали любимой учительнице письма, все никак не хотели с ней расставаться.
Новое дело
Постоянное желание быть не просто профессионалом, – чем бы она ни занималась, – а постигать новые области знаний, вели ее по извилистым дорогам судьбы, внося свои коррективы, изменяя линию жизни. Ведь нечасто встретишь человека, в котором бы было столько внутренней энергии, находящей выход в различного рода деятельности. Так, работая в научной библиотеке ДГУ, центре эстетического воспитания, она с удовольствием оформляла экспозиции, рассказывала детям о цветовых градациях, скапливая в творческой копилке полезные знания, которые могли бы ей пригодиться. Со временем решила поступить в ДГУ на филологический факультет. А ее дипломная работа «Рукописные памятники древнего Дагестана», тянувшая на кандидатскую, оказалась для нее очередным источником для глубокого изучения истории горного края. Научный руководитель, зав. кафедрой библиотечного отделения факультета культуры ДГУ Казим Омаров, уговаривал поступать в аспирантуру, отмечая незаурядные способности студентки. Но тогда ее главный выбор был впереди. И обогащая кругозор, Гулера использовала полученный опыт в калейдоскопе профессий, которые она постигала, точно зная, что творческие навыки пригодятся ей в журналистике, со временем ставшей главным делом ее жизни.
Она вспоминает, как впервые пришла в телерадиокампанию «Дагестан» к генеральному директору Магомеду Гамидову и робко произнесла, что мечтает работать на телевидении. «А конкурс на замещение вакантных должностей закончился», – сказал он ей. Гулера же ответила, что согласна на стажерскую должность, заметив, что хотела бы, как отец, продолжить журналистскую династию. Гамидов, услышав фамилию отца, пообещал помочь. И помог. Гулера попала в руки знаменитых телевизионщиков Людмилы Погорельской, Елены Петросовой, Юлии Мехтиевой, Патимат Омаровой, которые и стали ее наставниками. И вот эта профессиональная школа, словно магнит, втянула ее в святая святых творческой телелаборатории, где ее научили нестандартно мыслить, нестандартно воспринимать, казалось бы обычное, выдавая в эфир запоминающиеся зрителям уникальные сюжеты.
Авторские передачи молодого журналиста в детской редакции телевидения, где она работала, отмечались как лучшие, старшие коллеги сдержанно хвалили ее, предупреждая, что настоящая работа впереди. Но она мечтала совсем о другом: о сюжетах авторского кино, документалистике, отражающей эпоху, современников, ставших олицетворением своего времени. Так и произошло. Но сегодня она сожалеет, что из вещания дагестанских телеканалов исчезли детские передачи. Например, учебным пособием она считает сохранившиеся в телесетке ГТРК репортажи и передачи о «ТОКСе».
РГВК – точка отсчета
Тогда это была совсем еще молодая компания Гаруна Курбанова, человека, который делал новое телевидение. Директор взял ее главным редактором художественного вещания. «Лучшие годы моей жизни», – тепло говорит она о том периоде.
– Телевизионное братство уникально по своей сути, – замечает Гулера. – И телевизионщики – особенная каста – сплав оперативности, находчивости, профессионализма, когда материал выдается с колес, и все объединены общим делом, которому служат, потому что так любят свою работу и так преданы ей.
Помимо руководства художественным вещанием, Гулера Камилова с удовольствием делала авторские проекты, один из которых – «Поколение». Это был цикл очерков о людях в форме монолога. И люди были не простые, а герои своего времени, олицетворявшие целую эпоху: Муи Гасанова, народная певица, Альберт Гаджиев, подводник, брат героя Советского Союза Магомеда Гаджиева, Магомед Абакаров, руководитель дагестанского симфоджаз-оркестра, знаменитый ювелир Манаба, уникальная оперная певица Умуразият Арбуханова, известный скульптор Гейбат Гейбатов, вокалистка Исбат Баталбекова, соловей, как ее называли любители песни, Рагимат Гаджиева, народное достояние. Уникальные самородки!
Профессия нас выбирает
Гулера вспоминает, как в свое время приехавший в Дагестан режиссер, сценарист и педагог Л. Рыжков обратил внимание на активную журналистку, участвующую в мастер-классах, организованных при поддержке Минкульта республики для набора в мастерскую режиссеров кино и телевидения Санкт-Петербургского института телевидения, бизнеса и дизайна. Эта школа оказалась для Г.Камиловой необходимой в поиске новых идей и замыслов. И со временем вылилась в создание самобытного цикла самых разнообразных проектов: «Корни и ветви. Историческая перспектива», «Галерея искусств», «Жизнь замечательных людей», цикл экологических фильмов о зонах особого внимания – «ЗОВ».
В 2015 году она стала лауреатом международного телевизионного конкурса документалистов, проходившего в Севастополе, – «Победили вместе»; дагестанский журналист получила диплом первой степени в номинации «Историческая тема» за короткометражный документальный фильм «Ахтынская крепость». Можно сказать, что тогда директор художественных программ РГВК Гулера Камилова стала лицом РГВК. Но она сама никогда не рвалась за какой-либо престижностью, именитостью. Просто не задумывалась над этим. И все свое свободное и несвободное время отдавала работе…
Со временем руководство канала РГВК поручило ей организовать цикл диалоговых передач. Необходимо было поднимать проблемы национальной прессы. Так появилась телеверсия радийной передачи «Студия «Страна гор». На «национальной» площадке выступали главные редакторы национальных изданий, ученые-языковеды, педагоги, обладающие большим опытом работы. И ценность такого общения была в том, что вырабатывались своеобразные рекомендации по сохранению и развитию языков, нацпрессы, различного рода национальных изданий.
– Мы приглашали академическую профессуру, которая предлагала рассматривать языковую проблематику с точки зрения исторических процессов, чтобы знать, в каком направлении необходимо развиваться, учитывая мощные, тектонические глобализационные течения. Я под эту передачу даже специальную студию сделала, – делится Гулера Айдунбековна, – пригласила замечательного дагестанского художника Тагира Гапурова. И он со своими учениками сделал эскизы, создав своеобразную «национальную галерею» языков.
Меняя траекторию поиска нового, в какой-то момент Гулера, оставаясь в душе педагогом, решила поработать в Каспийском республиканском центре образования, которым руководила Анжела Байрамбекова. И получила настоящее удовольствие от работы с детьми.
– Я создала школу юных тележурналистов, – рассказывает она. – Студия «Росток» учила детей самостоятельному творческому мышлению; снимать, писать сценарии. Результатом нашей работы стал документальный фильм «Мой город Каспийск» и короткометражный ролик, снятый детьми и при участии детей – «Мага, подбери». Он рассказывает, как надо вести себя на улице, в гостях, среди сверстников.
Вместе с педагогом юные «ростоковцы» поднимали экологические проблемы, вопросы воспитания и дружбы. Их работа была отмечена дипломами двух республиканских телевизионных конкурсов «Серебряная вилка» и «Золотая лоза».
Музей – моя история…
Вот уж поистине удивительный человек Гулера! Словно шкатулка с секретом, приоткрывая которую получаешь такой мощный энергетический заряд, что хочется лететь в космос. Она смеется:
– На самом деле я просто увлеченный человек, но и сама чувствую внутри себя какой-то моторчик, который крутится, но, не расходуя, а рождая новые эмоции, новые проект, – все то, что движет, дает возможность расти, совершенствовать природу человеческую. Понимаешь, – делится она,– если я чувствую застой, то меня это просто пугает!
Общение с Гулерой Камиловой словно уводит тебя в другое измерение, где все второстепенное отходит на второй план, а впереди – прекрасные дали! Я спрашиваю: а что сегодня происходит в жизни Гулеры Камиловой? Сегодня она начальник отдела культурно-просветительской работы музея «Россия – моя история». Работа, по ее признанию, творческая, интересная – новый круг общения, новые горизонты. Там молодой креативный руководитель Тимур Велиханов. Прекрасный коллектив. Рядом с Гулерой, как и всегда, талантливая, энергичная команда, с которой ей легко работать. Они организовывают творческие вечера, «календарные» мероприятия, по выходным проводят мастер-классы, пишут сценарии, приглашают замечательных людей, проводят тематические экскурсии. Жизнь кипит и бурлит. А как иначе работать с журналистом Гулерой Камиловой?
Айшат Тажудинова