четверг, 25 апреля 2024
6+

Листая памяти страницы …

Все мы знаем, что любое творчество так или иначе отражает лицо эпохи, и в этом плане  очень интересно проследить историю развития нашего журнала.

Перелистывая пожелтевшие страницы старых номеров, видишь, что во все времена главное внимание «Женщина Дагестана» уделяла людям труда – здесь и герои соцтруда, и простые работницы, прославившиеся бескорыстным служением своему делу; и деятели науки и культуры, и многие другие славные женщины… Много знакомых имен, которые и сегодня на слуху и которые составляют бесценный культурный фонд нашей республики.

…Перед нами Дагестан, стремящийся к образованию, к цивилизованности.

А вы знали, что первая музыкальная школа была открыта по инициативе наркома просвещения Алибека Тахо-Годи в 1920-е годы в Буйнакске; ее директором был выпускник Ленинградской консерватории Готфрид Алиевич Гасанов, а первыми учениками стали дети буйнакских интернатов и детских домов?

А о том, что первая дагестанская женщина-композитор Дженнет Далгат окончила Лейпцигскую консерваторию?

Или вот…1973 год. Журнал поздравляет с 50-летием Расула Гамзатова. Прочитайте вместе с нами строки нашей героини, замечательной Унейзат Азизовны Мейлановой, первой женщины-доктора наук в Дагестане. В них тоже – наша история:

«Мне, знающей Расула с юности, когда днем мы слушали лекции в холодных, с заклеенными крест-накрест стеклами, аудиториях института, а вечерами дежурили в порту и на вокзале города, принимая эшелоны беженцев с западных районов страны, где шли горячие бои с фашистскими захватчиками, можно было бы многое рассказать о нашей тревожной юности и о начале творчества Расула, которое выпало именно на эти годы. Я могла бы рассказать, с каким трепетом прослушивали мы, комсомольцы тех лет, сообщения Совинформбюро, боясь пропустить хотя бы одно слово; как подолгу мы простаивали перед плакатом  с изображением женщины в развевающемся платке, с горящим взором и вскинутой вверх рукой, а затем ночью при свете коптилки взволнованно писали:

Если двести миллионов

Встали каменной стеною,

Если воля их едина и желание одно –

Их никто не пересилит,

Их позором не покроют,

Их не сделают рабами и не свалят с крепких ног.

Я могла бы рассказать, как эти и многие другие стихи тех почти детских наших лет были перекрыты стихами молодого Расула. Время и судьба все расставили по своим местам. То, что должно было погаснуть, – погасло. То, что должно было засверкать, – засверкало»… 

1975 год... Выставка произведений удивительной и прекрасной художницы Гюлли Иранпур-Зейналовой, на которой экспонировались художественные произведения ее отца и деда, известных московских художников, а также сына – Леля Иранпура…

Год 1977…  Один из наших любимых авторов Е. Зеленина пишет о «русской бабушке» из Тляраты – так ее там называли. И тут же воспоминания самой Ольги Фаттеевны о том времени, когда она впервые оказалась в горах.

«Ехали мы четверо из Махачкалы на перекладных. Две девушки и два парня. Кто медучилище кончил, кто – педагогическое. Мне тогда шестнадцать лет было, только-только в Ставрополе учебу закончила. Пешком шли, дорога страшная, узкая. Ну прямо как зайчишки к скалам жмемся. Там, в Ставрополе, в годы коллективизации кулацкие пули свистели. А здесь горы дикие, ну, думаю, бандитов, наверное, много. Дошли до Гит-моста. Целую неделю добирались впроголодь, ночи в горах холодные. А около Гит-моста, смотрим, лошади стоят: и еду нам прислали, и тулупы теплые. Вот так «бандиты»! Такое гостеприимство, такие люди необыкновенно душевные»…

1996 год… Статья Фазу Алиевой «Необъявленная война» напоминает  о трагических событиях в Кизляре, Первомайске. Если вы помните, она была непосредственным участником переговоров с боевиками. И это тоже наша история, которую не вычеркнешь ни из памяти народной, ни из летописи того времени, одной из страниц которой стал наш журнал.

2007 год… Пятидесятилетие журнала совпало с юбилеем Фазу Гамзатовны. Мы посвятили ей весь номер, и сегодня, перелистывая эти страницы памяти, невозможно не вспомнить нашего художника – Анатолия Шарыпова. К сожалению, он рано ушел из жизни; но остались его замечательные работы, долгое время украшавшие наш журнал.  Нельзя не вспомнить нашего знаменитого фотокорреспондента Камиля Чутуева, который и сегодня славит Дагестан своими работами.

Можно бесконечно вспоминать наших журналистов и наших героинь, которые своим энтузиазмом, самоотверженным трудом сохранили лицо «Женщины Дагестана», прекрасное, освещенное светом мудрости и нравственности лицо; которые не сошли с избранного пути ради сиюминутной выгоды или славы. Им сегодня наши слова благодарности!

У истоков издания – единственный номер первого дагестанского женского журнала под названием «Красная горянка», который в феврале 1922 года был выпущен Дагиздатом на русском языке. На его обложке портрет Разият Хизроевой, жены дагестанского революционера Магомеда Хизроева, активистки и зачинательницы женского движения в республике. Редактором журнала была В.Н. Николаева. Выпуск издания прекратился из-за нехватки журналистских кадров. К сожалению, нам не удалось найти ни одного номера «Красной горянки».

Кроме того, в газете «Красный Дагестан», которая выходила в Махачкале с 1922 по 1931 год, одна полоса также была предоставлена женщинам – «Страничка женщины-работницы».

 В 50-е годы началось систематическое издание журнала «Горянка» на аварском, кумыкском, лезгинском, лакском, даргинском, табасаранском языках. Годом рождения журнала «Женщина Дагестана» считают 1957 год. 

Первыми редакторами журнала были широко известные в республике женщины – общественные деятели, ученые, участники войны, писатели: Патимат Муртузалиева, Унейзат Мейланова, Айшат Абдуллаева, Умурахиль Шапиева, Умукурсюм Мантаева, Соня Мурсалова, Биче  Мусанабиева, Заза Валиева, Шахзада Мамедова.

В 1972 году по инициативе молодого главного редактора, талантливой поэтессы Ф.Г. Алиевой, вышел первый номер журнала «Женщина Дагестана» и на русском языке.

Много было разных событий, много забот, много тревог…

В последние годы и до республики докатилась волна оптимизации, и некоторые редактора национальных газет придумали растащить журнал, как говорится, по национальным квартирам, естественно, в целях экономии. Идея была простая и на первый взгляд достаточно конструктивная: аварский журнал идет приложением в  аварскую газету, даргинский – в даргинскую и т.д. С большим трудом, но все-таки мы сумели убедить, что это неправильно в принципе и поэтому недопустимо. Суть, стержень журнала «Женщина Дагестана», его концепция, его направление строятся на идее единства дагестанских народов. Лакские женщины, например, читают на своем родном языке не только о представительницах своей национальности, но и о других землячках, какой бы национальности они ни были. А в предлагаемом варианте было бы все в корне по-другому, то есть журнал «Женщина Дагестана» просто перестал бы существовать.

Основанный как общественно-политический орган обкома КПСС, в начале ХХI века он стал журналом для семейного чтения, но сумел сохранить свое предназначение – воспитание гражданственности, патриотизма, интернационализма. Сегодня мы видим, что не ошиблись в своем выборе – общество не может обойтись без идеологии, основанной на вечных общечеловеческих ценностях. И в этом плане содержание, правильно расставленные акценты женского журнала, иллюстрирующие злободневные проблемы времени, как ничто другое, оказывают позитивное влияние на становление общественного сознания, на сохранение нашей культуры и наших традиций.

Рубрика: 
Фото: 

Здесь может быть размещена ваша реклама

Маковые поля, золотые пески и горы. Прекрасный Дагестан: Персональные  записи в журнале Ярмарки Мастеров

Новый номер