среда, 16 октября 2024
6+

Семейная пьеса Магомедовых

           Династии в театрах не редкость. В их числе и актерская династия Магомедовых. Все участники «семейной пьесы» сегодня востребованы на подмостках Государственного республиканского Кумыкского музыкально-драматического театра имени А-П. Салаватова. Это и глава семьи Басир Насирович Магомедов, заслуженный артист России, ведущий актер Кумыкского театра; его супруга Зарема Абдулманаповна Магомедова, народная артистка Дагестана; их сын Эльдар Магомедов, ведущий актер театра, и его жена – актриса Джамиля Магомедова.

На изображении может находиться: 4 человека, люди улыбаются, люди стоят

История этой семьи и стала темой для рассказа о том, как четверо представителей одной фамилии работают, а точнее служат, как говорят актеры, в одном театре. Здесь сложилась их династия.

Совместные работы Магомедовых на сцене кумыкского театра давно запомнились и полюбились зрителям. Достаточно вспомнить такие знаменитые постановки и роли, как  пьеса «Дураки» М. Джумакаева,  роль Вели в не сходящем со сцены спектакле золотого фонда театра «Аршин-мал-алан» У.Гаджибекова, роль любимого всеми Насреддина  в нестареющей постановке «Молла Насреддин»  А. Курбанова,  неугомонного Труффальдино в пьесе «Слуга двух господ» А. Гольдони и многие другие.

Основоположники династии, актеры Зарема и Басир Магомедовы, поженились еще когда учились в Щукинском училище в Москве. После окончания учебы, 35 лет назад, они приехали в Махачкалу. Магомедовы не работают и не играют, а именно служат Театру.  Для них театр – это их мир, их жизнь!

Актерские байки – это отдельный, неофициальный  разговорный жанр…

На изображении может находиться: один или несколько человек, люди на сцене, люди танцуют и люди стоят

Сидим-общаемся в просторной семейной гримерке под самой крышей Кумыкского театра. Члены дружной актерской семьи наперебой со смехом рассказывают курьезные случаи из гастрольной жизни.

Постепенно разговор переходит на более серьезные темы. Зарема Абдулманаповна, взяв инициативу в нежные женские руки, начала с того, что привела несколько высказываний о театре, в которых, по ее мнению, заключается весь смысл существования не одного поколения артистов.

– Не зря говорят: театр для актёра – родной дом. Чтобы стать настоящим актёром, надо родиться в театре, то есть находиться в театральной среде, – улыбается Зарема и продолжает. – У нас с Басиром трое детей. Старший сын Насир, дочь Юлдуз и младший Эльдар.

 Дети, выросшие в актерских семьях, с младых ногтей знают все прелести и недостатки этой профессии. Часто трудности их не пугают, и они решают пойти по стопам своих родителей. Так и появляются актерские династии. 

– Актеры в нашем театре, как и в других творческих коллективах, в основном варятся  в собственном соку. Они часто женятся между собой, растят детей, которых оставлять дома не с кем. Вот и своих троих мы таскали на репетиции и спектакли, вывозили на гастроли. Они выросли за кулисами, и тут же на сцене научились не только ходить и говорить, но и петь и танцевать, –  делится Зарема Абдулманаповна.

 Сама она не из актерской семьи, но тоже с детства любила сцену, участвовала в самодеятельности и легко сдала экзамены в «Щуку».

– Я помню, что когда первый раз зашла за кулисы театра и увидела артистов не в образе персонажей пьес, а как обычных людей, то у меня возникло ощущение, что я попала в большой дом, где есть и детский сад, и школа… Тогда я поняла: любой театр – это театр-дом и театр-быт, – вспоминает Зарема.

На сцене дети Заремы и Басира Магомедовых впервые оказались ещё не появившись на свет, под сердцем у мамы. Ну как тут не впитать дух профессии, которая даже не профессия, а любовь и жизнь!

Только дочь Юлдуз не стала актрисой, а оба сына все же выбрали актёрскую стезю. Старший, Насир, стал известным артистом-шоуменом. Его голос звучит сегодня во многих рекламных роликах на центральных каналах телевидения и радио.

Младший сын Эльдар заявил, что ему дано было родиться актёром.  «Я закулисный ребёнок!» – улыбаясь, говорит он про себя и уверяет, что другого пути для него просто и быть не могло.

Эльдар окончил актерское отделение факультета культуры ДГУ и вышел на сцену вместе с родителями, а заодно и нашел счастье, судьбу, любовь и супругу в труппе родного Кумыкского театра в лице прекрасной молодой актрисы Джамили. «Без отрыва от производства», точнее не сходя со сцены, она уже подарила династии троих детей, повторяя судьбу своей свекрови. По словам Джамили, их дети уже проявляют актерские способности, выступая на детсадовских и школьных мероприятиях. 

 Сегодня чета младших Магомедовых завоевала, наравне с родителями, зрительскую любовь и признание.

Глава семейства Басир Насирович  пришёл в профессию довольно поздно. Начинал работу водителем в клубе родного села Хасанай в Бабаюртовском  районе Дагестана. Одновременно выступал на сцене в труппе народного самодеятельного театрального коллектива. Он не думал, что станет профессиональным актером. Со временем, уже отслужив в армии, он занял должность заведующего клубом. Тогда, в далеком 1977 году,  и пришла к нему идея попробовать свои силы и поступить в театральное училище.

Как говорит сам актер, к тому времени он «уже оброс корой житейской мудрости, и на ходу вскочил в последний вагон отъезжавшего поезда».

Младшие супруги Магомедовы покинули гримерку, сославшись на срочные дела, а мы с Заремой и Басиром неспешно продолжили разговор. Они прямо и откровенно, почти в унисон,  отвечали на вопросы.

– Когда вы, окончив театральное училище, пришли работать в театр, столкнулись с закулисной жизнью, не возникло разочарование в профессии? Ведь принято считать, что творческая среда рождает зависть, интриги.
          – Зависть – неотъемлемая часть жизни в любой сфере деятельности. Просто актеры на виду, поэтому их чаще обсуждают. Но я вам искренне говорю – нам повезло с Заремой, мы обошли все подводные камни, и наш семейный кораблик не разбился о рифы быта, не  утонул в течениях бурной актерской жизни, – отвечает Басир Насирович.

– Как это бывает, когда актерская большая семья все время вместе не только дома, но и на сцене, и даже на отдыхе?

 – Мы с Заремой понимали, что три актера в одной семье и три члена семьи на одной сцене – страшная вещь, поэтому для баланса приняли в семью невестку-актрису, – смеется Басир.

А вот на вопрос, как часто приходится спорить, высказывать замечания по работе как мэтр сцены, а дома воспитывать молодежь на правах отца, глава династии ответил, что сын и невестка – самодостаточные люди, и поэтому он старается быть деликатным.

– Я по себе знаю: актеры, как все представители творческих профессий, очень чувствительные к критике и обидчивые люди. Поэтому стараемся дома о работе поменьше говорить, а на работе – о домашних делах, – вступила в разговор Зарема. 

– Чем отличаются молодые актеры от старшего поколения?

 – Разница огромная! Ведь мы воспитывались в другое время, нам прививали иные жизненные принципы. Затем наступил переломный момент – рушилась страна, рушилась идеология. Кто-то сломался и ушел со сцены и даже из жизни, кто-то остался на сцене, –  подчеркнула Зарема Магомедова.

– У нынешней театральной молодежи не было советского прошлого. Они мыслят по-другому, гораздо свободнее, чем мы. Но и старых и молодых актеров сегодня и всегда объединяет светлая и беззаветная  любовь к театру, – дополняет Басир Магомедов. 

– Как сводят концы с концами артисты театров, ведь все знают, что у вас невысокие зарплаты? – задаю щекотливый вопрос.
         – Актёры провинциальных драмтеатров никогда хорошо не получали. Например, заслуженный артист, отдавший всю жизнь театру, получает на пару тысяч больше, чем паренёк, только что пришедший из училища. Нам  приходится заниматься чем-то ещё. Кто-то «берёт свадьбы и тамадит», кто-то «дедморозит» под Новый год, кто-то поет на корпоративах, –  поясняет Зарема Абдулманаповна.

– Но почему люди идут в эту профессию? –  интересуюсь я.
Оба супруга задумываются.

– Некоторым нужно и важно покрасоваться, показать себя: «Вот я, какой красивый родился, обо мне обязательно должны знать!» Многие женщины-актрисы несут сюда своё тщеславие, культивируют его, что бывает губительно для театра. Кто-то идёт потому, что актёрское ремесло сродни наркотику: это редко, но бывает –  попадаешь в такое особое измерение, когда себя видишь с другой стороны. Озарение,  нирвана необыкновенная! – отвечает глава семьи.

– Ещё идут в актеры, когда людям действительно есть что сказать зрителю. Люди этим живут! Вот это – настоящие артисты! – добавляет Зарема.

 Да, мы мало знаем о людях, работающих в храмах искусства за сущие гроши и живущих, нет, выживающих в условиях тяжеловесного капитализма, ставящего во главу угла выгоду и доход. Для многих из них, как и для семьи Магомедовых, любовь к искусству оказалась сильнее меркантильных соображений.

– У каждого актера бывает роль, после которой на утро он просыпается знаменитым. Была ли у вас такая роль?

– Было много ярких ролей. Нам, видимо, повезло: главные роли нам доверили сразу. Когда мы пришли в театр, был сильный голод на молодых. Наши режиссеры умеют из средненьких произведений «вытаскивать» большое содержание. На протяжении 35 лет как-то так удачно складывались обстоятельства, что я и Зарема не оставались без ролей.

–  В чем для Вас секрет творческого успеха?

– Талант – это только половина успеха, остальное – трудолюбие и удача. Можно быть прекрасным актером, но ты должен еще попасть в свой театр, к своему режиссеру. Всей нашей семье в этом плане повезло. 
             – Актеры, как известно, подвержены суевериям. Вы отказывались когда-нибудь от ролей? 

   – Никогда. В театре это дурной тон. Отказаться от роли – значит продемонстрировать гордыню. Есть примета, если  откажешься даже от маленькой, эпизодической роли, то отвернется удача.

– А если вы чувствуете, что роль не ваша? 
          – Тем более нельзя отказываться. В этом-то как раз и заключается мастерство актера: приложив все усилия, суметь любую роль сделать своей. Даже самая крохотная роль может быть сыграна с изяществом и шармом. 

 – Чем сейчас можно завлечь зрителя в театр – классикой или современной драматургией? 

 – Современный зритель стал требовательнее и осведомленнее. Есть такой тип зрителей, которые считают, что только они знают, что и как ставить, как играть. Но есть и другой зритель, который не пропускает ни одну премьеру в городе, искренне любит театр, но при этом прекрасно понимает, в чем сильные и слабые стороны той или иной постановки. Не бывает зрителей, которые ходят только на один спектакль. Ходят на спектакли, которые талантливо поставлены и хорошо сыграны. Не важно, что это будет: классика или современная драма, трагедия или комедия. Фразу «Я тебя люблю» можно сказать и с иронией, и с ненавистью, и с презрением. В зависимости от интонации может поменяться рисунок роли и даже всего спектакля.

– Что всероссийский Год театра дал дагестанским актерам? – задаю я заключительный вопрос.

– В этом году было много масштабных театральных событий, фестивалей и конкурсов. Была  возможность обменяться опытом с коллегами из других российских и зарубежных театров. Дагестанские артисты завоевали признание и награды на международных театральных форумах.

Несмотря на то, что Год театра заканчивается, сам театр будет жить, расти и развиваться всегда, как и театральная династия Магомедовых.

На изображении может находиться: 2 человека, люди стоят и полоски

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)