среда, 22 января 2025
6+

«Время наших героев»

В сентябре в Дагестане прошел фестиваль документального кино «RT.Док: Время наших героев». Генеральный продюсер фестиваля, Руководитель Дирекции документального вещания RT Екатерина  Яковлева дала интервью для нашего журнала.

–  Как возникла идея проекта?

–  Два года назад мы начали показывать фильмы нашего телеканала «RT.Док», документального канала RT, на больших экранах. Сначала это были небольшие залы на 100–200 человек. Люди приходили, смотрели, дискутировали. Увидев высокий интерес к фильмам, мы предложили главному редактору идею фестиваля документального кино. Маргарита Симоньян сказала, что фестиваль должен быть именно о героях СВО. Действительно, на эти фильмы приходило больше всего зрителей, и обсуждения были самыми долгими и горячими. Так возникла идея фестиваля о героях спецоперации, и мы назвали его «RT.Док: Время наших героев».

Фестиваль стартовал в Москве в феврале 2023 года. На первый фестиваль пришло много людей, залы были полными, и мы поняли, что не ошиблись с этой идеей. Запрос действительно существует и продолжает расти. После Москвы фестиваль отправился в регионы: Краснодар, Казань, Санкт-Петербург, Иркутск, Волгоград, Курск, Донбасс и сейчас Махачкала. Таким образом, фестиваль путешествует по России и миру – мы провели показы фильмов в 20 странах, включая две страны НАТО: Италию и Турцию. В Италии фильмы смотрели в 16 городах с полными залами.

Главный вопрос от зарубежных зрителей: «Почему мы не видели этого раньше? Почему нам этого не показывали?». В Европе действительно существует информационный вакуум, и информация просачивается с большим трудом. Наши фильмы – это глоток свежего воздуха для людей, которые ищут правду. В Европе у нас есть поддержка, и зрители хотят знать реальную картину происходящего.

Фестиваль не имеет конкурсной или соревновательной функции – у нас нет наград, только дипломы участникам. Наша основная цель – чтобы как можно больше людей увидело фильмы. После фестиваля местные телекомпании и кинотеатры забирают наши фильмы для показа. Мы предоставляем их бесплатно. У нас есть онлайн-платформа rt.doc, где доступна вся коллекция фильмов.

– Какие критерии вы используете при выборе картин?

– Нам поступает много заявок. При отборе мы ориентируемся на то, чтобы зрителю было интересно смотреть, чтобы была драматургия. Важно, чтобы в фильме была человеческая история, главный герой и его трансформация. Поэтому главный критерий – чтобы было интересно. 

У нас даже был фильм, часть которого снята на телефон, – «Крокодилы. Путь командира», его показывали на фестивале в Иркутске. Несмотря на невысокое качество изображения, он стал интересным и драматичным благодаря тому, что был снят самим бойцом в окопах. Фильм рассказывает о командире, который, к сожалению, погиб. Именно человеческая история сделала его ценным. Главное – это наличие глубокой истории, а не качество картинки.

– Кто может стать героем документального фильма?

– Если говорить о специальной военной операции, то «за ленточкой» фактически любой человек может стать героем. Везде, куда ни направь камеру, присутствует драма. У каждого  – своя драматичная история, и снимать можно даже о простых мирных жителях. Например, у нас был фильм о работниках ЖКХ «Горловский спецназ ЖКХ», который продюсировал Семен Пегов. Это простые ребята, работники жилищно-коммунального комплекса, которые выезжают в город после обстрелов, чтобы чинить и ремонтировать. Они тоже герои, потому что рискуют и стараются восстановить порядок в городе, чтобы жизнь продолжалась.

Если остановить любого ребенка на улице Донецка, Луганска или другого города, у него обязательно будет драматичная история: кто-то из родственников погиб или находится на фронте. У артистов и музыкантов, приезжающие за ленточку, тоже свои истории. Волонтеры – это бесконечное поле для документальных фильмов. И, конечно, наши бойцы: о каждом можно снять фильм, каждый достоин этого. Наша задача – успеть запечатлеть каждого героя, чтобы их имена и лица остались в памяти на века.

Если говорить об обычной мирной жизни, героем может стать человек, у которого так или иначе есть какая-то драматургия в жизни. Драматургия – это всегда трансформация, переход из состояния А в состояние Б, когда что-то кардинально меняется. Человеческое сознание любит истории, построенные по законам драматургии, сформулированным еще в древности Аристотелем. Поэтому любая история может стать документальным фильмом.

Сейчас таких историй много, например, бизнесмен, который бросил свой бизнес, продал свой автомобиль и уехал на фронт помогать ребятам – вот она, трансформация. Или ребята, получившие ранения и вернувшиеся с фронта в совершенно другом состоянии, как они справляются с этим – тоже история, полная драматизма. Таких историй сейчас много. Художественное кино сейчас нервно курит в сторонке по сравнению с документальным, которое становится все более востребованным и интересным, потому что отражает саму жизнь. А жизнь сейчас действительно полна драм.

– Кто поддерживает ваш проект и каким образом это сотрудничество влияет на его развитие? – Если говорить о фестивале в Махачкале, то он был проведен благодаря финансовой и организационной поддержке Администрации республики и лично Главы Дагестана Сергея Алимовича Меликова и вице-премьера Муслима Пашаевича Телякавова. Низкий поклон им за это и большая благодарность.

Многие регионы нас поддерживают. Помогают патриотические фонды, фонды матерей, волонтеров. Фонд «Защитники Отечества» помогает нам с контактами и связями, дает бойцов для участия в мероприятиях.

Кроме того, мы получаем значительную информационную поддержку от СМИ. У нас много друзей, не говоря уже о наших артистах, музыкантах и поэтах, которые путешествуют с нами по городам и представляют творческую программу.

– Кроме мотивирующей и воспитательной функций, какую ещё роль играет документальное кино в современном обществе?

– Я буду говорить о документальном кино, которое делаем мы и показываем на нашем фестивале. Его роль в том, что оно меняет человека. Я не видела людей, которые бы не изменились в лице и эмоциях, выходя из наших зрительных залов. Многие не в силах досмотреть фильм до конца. И в Дагестане закаленные воины-афганцы выходили из зала, потому что тяжело было. Они вспоминали, видимо, свои военные истории, и это будоражило их память. Плачут и мужчины, и женщины.

Несмотря на всю тяжесть, такие фильмы надо смотреть, это надо видеть. После просмотра ты действительно становишься крепче, как говорит наш главный редактор. Мы получаем множество отзывов с благодарностью: «Спасибо, я наконец-то понял, за что и против кого мы сражаемся». Это очень важно, поскольку новостные сводки не всегда дают полную картину, особенно в эмоциональной составляющей. Документальное кино позволяет людям почувствовать себя там, в окопах, пережить то, что испытывают солдаты, и понять, насколько им нужна наша помощь и наша поддержка.

После просмотра наших фильмов люди меняются: они начинают задумываться, помогают фронту, обмениваются контактами и информацией. Это очень сближает.

–  Какие у вас впечатления о Дагестане и его жителях? Как они отражаются в вашем проекте?

– Дагестан поразил в самое сердце своей теплотой, открытостью, душевностью, своим желанием помочь. С какой бы проблемой ты ни обратился, к какому бы человеку, помощь всегда была рядом. Если пытаешься отблагодарить, то сразу в ответ: «Нет, не обижай, ты мой гость, я должен помочь». Это удивляет и восхищает: своим гостеприимством и радушием, своей открытостью, своей эмоциональностью.

Местные жители, приходившие на наши показы, воспринимали фильмы сдержанно, достойно, но вместе с тем очень эмоционально. Столько было объятий, слез и слов благодарности. Возможно, это есть в каждом регионе, но в Дагестане это проявлялось особенно ярко. Зрители не отпускали авторов и героев фильмов. Как обнимали друга нашего фестиваля «железного человека» Илью Казакова, который вернулся без двух ног и сейчас на протезах! Это нужно было видеть. Как они обнимали Сапижат, маму Нурмагомеда Гаджимагомедова, первого Героя России. Это что-то невероятное.

Дагестан поразил своим героизмом – здесь 12 героев России. Не каждый регион может о таком рассказать. Патриотизм дагестанцев ощущается с первых шагов: только спускаешься с трапа самолета, и вдоль дороги видишь билборды: Герой России, Герой России, Герой России...

Каждая семья в Дагестане так или иначе затронута специальной военной операцией. Даже Скандарбек Тулпаров, директор кумыкского театра, где проходил наш фестиваль, потерял одного из трех сыновей – сын трижды был ранен и трижды возвращался на фронт, кавалер орденов мужества. Это впечатляет: каждый человек вовлечен в эту историю.

Поддержка друг друга в Дагестане также поразительна. Мы поддерживали ребят, и они поддерживали нас.

Вот такая история про взаимопомощь, взаимовыручку, про теплое, доброе сердце, которое, конечно, навсегда останется с нами. А мы часть своих сердец оставили в Дагестане.

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)