Много лет тому назад, будучи редактором детских и молодежных программ на кумыкском языке Гостелерадиокомпании «Дагестан», при подготовке очередной передачи среди множества музыкальных записей мне совершенно случайно в руки попала кассета с песнями в исполнении Садии Даветеевой. Должна признаться, мне это имя тогда мало о чем говорило. Но когда в студии под чарующие звуки и переливы семиструнной гитары из магнитофона зазвучал красивый, дивный молодой голос певицы, я стала большой поклонницей ее незаурядного таланта и, не скрою, приложила в будущем немало усилий, чтобы о ней узнали как можно больше наших слушателей.
Так сталось, что лишь спустя годы мы встретились с Садией Даветеевой; и не в шумном переполненном зале во время концерта в честь очередного праздничнего торжества, а в тиши ее просторного рабочего кабинета, где и повели свой неспешный разговор о былом и насущном…
Наше досье: Садия Насрутдиновна Даветеева родилась в селении Мужукай Бабаюртовского района. По окончании 9-го класса поступила в музыкальное училище имени Готфрида Гасанова в Махачкале и вот уже более 40 лет неустанно трудится на ниве культуры. В настоящее время возглавляет Бабаюртовский центр традиционной культуры народов России «Тангчолпан», заслуженный работник культуры республики. Она же является председателем районного союза женщин. За высокий профессионализм и многолетний добросовестный труд награждена памятной медалью Союза женщин Дагестана «За любовь к Отчизне». Ну и, наверное, самое главное, Садия Насрутдиновна – заботливая мама и просто удивительно светлая, обаятельная женщина.
– Любовь к песне у меня с детсва, с маминых колыбельных. С годами она нисколько не иссякла, а стала неотъемлемой частичкой моего бытия. Она моя неразлучная спутница и верная подруга на всю жизнь.
В начале 80-х, когда я училась в Махачкалинском музыкальном училище, моя старшая сестра Рупия, в те годы студентка института, часто приглашала меня петь и играть на гитаре в свой вузовский ансамбль «Хрусталик», созданный талантливым врачом, педагогом и не менее одаренным музыкантом Шамхалом Алиевичем Шамхаловым. Благодаря его стараниям мы не раз становились участниками и лауреатами популярного конкурса «Студенческая весна», где публика всякий раз принимала наши выступления на бис. Известный тележурналист Шарапутдин Сулейманов записал несколько песен в моем исполненни, видимо, тогда они и появились в вашем редакционном фонде, и даже предложил перейти на работу в гостелерадио. Но я отказалась и, окончив училище, вернулась в село.
– Ты стала преподавать в Бабаюртовской музыкальной школе?
– Да. Именно в этой школе, где ребята получали необходимый начальный багаж музыкальных знаний, умений и навыков, я твердо уверовала в правильность избранного мною пути и знала, что уже никогда не сверну с него. Школа стала для меня и местом работы, и вторым домом, и новым миром, где царили творчество, радость, праздник.
Стремительно, словно в одно мгновение, пролетели 5 лет, и как-то погожим сентябрьским днем меня вдруг пригласили в райком партии, к самому первому секретарю Биярслану Касимову. Биярслан Рамазанович без лишних слов и предисловий сказал: «Мы давно заметили твои организаторские способности, а главное – любовь к песне и культуре. Поэтому на бюро райкома было решено назначить тебя директором музыкальной школы, ты должна справиться. Иди, принимай дела».
Не посчитайте за нескромность, а я ведь справилась! У меня почти всё получилось. По нашей инициативе и при поддержке Министерства культуры нам за непродолжительное время удалось из некогда неприметной школы создать добротный культурно-творческий центр с филиалами во всех селах района, где дети постигали не только азы музыки и танцев, но и учились рисованию, рукоделию; были свои литературные и поэтические студии. Наша деятельность закружилась, как карусель, – вспоминает Садия Насрутдиновна, – праздники, конкурсы, фестивали, тематические вечера…Мы стали узнаваемы…
– Судя по многочисленным дипломам и другим наградам, выставленным в твоем кабинете, вы стали узнаваемы не только в родной республике, но и далеко за ее пределами.
– Мы объездили чуть ли не полстраны. Бывали и в столице нашей родины, златоглавой Москве; наши выступления видели в Сочи, Крыму, Геленджике, Владикавказе…Особенно нам запомнился фестиваль в Оренбурге. Там в жюри сидели всем вам хорошо известные певцы и композиторы: Олег Газманов, Бари Алибасов, Николай Цискаридзе и другие. Их высокие оценки и отзывы о нашем творчестве дали нам заряд энергии на долгие годы вперед. Везде нас встречали тепло, и я горжусь тем, что мы сумели достойно представить наш край, его богатейшую культуру.
– А что это за история с Эйфелевой башней? Расскажите.
– В 2009 году, благодаря спонсорской поддержке тогдашнего генерального директора АО «Газпром Дагестан» Керима Гусейнова, известная российская фирма «Лаукараз» организовала для нас большое турне по странам Западной Европы. Многие немцы, французы, поляки, бельгийцы, возможно, впервые благодаря нам познакомились с удивительным песенным миром кумыков, миром красивых и зажигательных танцев, звучанием национальных музыкальных инструментов. Как они завороженно смотрели на наших мальчишек в черкесках и девчонок в кабалаях, парящих на сцене! Это было незабываемо.
Будучи в Париже, в суете и кутерьме концертных выступлений нам никак не удавалось вырваться в город на экскурсию. «Как же так, – думали мы, – ведь дома никто не поверит, что, посетив столицу Франции, мы так и не побывали у знаменитой Эйфелевой башни!» Лишь после многочисленных и настойчивых увещеваний гид согласился выполнить нашу просьбу. У башни Эйфеля, как всегда, толпилось много народу – и своих, и приезжих. На одной из площадок, как узнали мы потом, поляк по национальности, кстати, неплохо владевший русским языком, исполнял на гармони какую-то мелодию. Хорошо, что я прихватила с собой гитару. Улучив удобный момент, я наиграла ему на гитаре нашу старинную мелодию «Ананай десем, ананай» и спросила, сможет ли он подыграть мне на гармони. Тот вначале внимательно прислушался, а потом над безоблачным парижским небом зазвучали вместе гитара и гармонь, и я со своим друзьями запела нашу песню. Вокруг нас тут же собралась огромная толпа – все дружно хлопали в такт нашей музыке. Стали танцевать, кружить парами. Просили не уходить, спеть еще, но оставаться дольше никак не получалось, нас ждал автобус. Такая вот история.
– Какие творческие коллективы созданы при вашем центре и что ты можешь сказать о своих коллегах?
– Во-первых, это лауреат и победитель всевозможных конкурсов и фестивалей танцевальный ансамбль «Бабаюрт». Радующий всех своими чудесными голосами народный хор «Голос равнины». Есть у нас свой Народный театр и отдельная детская театральная студия…
Каждый из нас добросовестно выполняет свою работу, вкладывает душу, иначе нельзя. Мы сплоченный, опытный, работоспособный коллектив. С такой командой нам любые задачи по плечу. Я счастлива на протяжении стольких лет быть коллегой самых активных, позитивных людей, для которых желание дарить людям радость является смыслом жизни.
– Расскажи о своей семье. С твоими-то заботами и хлопотами хватает ли на нее времени?
– Вполне. У меня сейчас взрослые дочь и сын. Когда я вышла замуж, мы с супругом, так как он был с другого села, долгое время снимали квартиру в Бабаюрте. В здании музыкальной школы, которым я руководила, некогда функционировал лакокрасочный завод. Вокруг предприятия было немало пустующих земель. Спустя время местные власти позволили нам строить на этих участках дома. Среди счастливых обладателей заветных соток оказалась и я. Свой очаг мы в конце концов построили, но скольких усилий, терпения, здоровья мне это стоило, рассказать – не поверите. К тому времени мы с мужем, человеком тоже творческим, прожив вместе 14 лет, расстались. Представьте себе, привозили целый камаз с кирпичом, помочь некому, так я сама всю ночь разгружала машину. Но все трудности остались позади. Дочка подросла, вышла замуж за карачаевца, живут в Кисловодске. Она училась в Пятигорске в мединституте, там они и познакомились. Сын окончил нефтегазовый факультет политехнического института, сейчас с семьей обосновался в Махачкале.
– Заканчивая нашу беседу, мне хотелось бы задать тебе очень волнующий меня вопрос. На больших и малых сценах стало все меньше звучать исконных народных песен, все больше какая-та попса, и все, как правило, на один лад. Тебя это не тревожит?
– Народная песня – это исповедь, которая не терпит фальши, она вне моды, вне времени и конкуренции. Ведь еще древнегреческие мудрецы говорили, что в песне, как в молитве, происходит очищение души. Это именно то, что так нам нужно сейчас, людям XXI века. Остается только надеяться, что народную песню минует печальная участь всего того, что мы уже бесследно потеряли.
Паху Хайбуллаева