1999 год запомнился дагестанцам как год тяжелых испытаний. В июне–августе произошли первые столкновения милиции с проникшими в Дагестан боевиками вооруженных бандформирований международных террористов. А 5 сентября 1999 года боевики напали на село Новолак.
Полина Халилова, в то время работавшая начальником узла связи Новолакского района, в течение двух дней в окружении боевиков обеспечивала бесперебойную связь Новолакскому РОВД, ополченцам и Липецкому ОМОНу с Махачкалой и Москвой.
– Как?! В этом году уже 25 лет? – удивленно переспросила Полина Шамсутиновна, когда мы начали беседу. За эти годы она почти не изменилась. Все такая же скромная, хрупкая, красивая и полная жизненной энергии женщина, о мужестве которой в 1999 году узнала вся страна.
За четверть века о том, что произошло тогда, она рассказывала журналистам много раз, но и сейчас, вспоминая события тех страшных дней, заметно нервничает, переживает по-новому каждую минуту. Видно, что не хочет ворошить в памяти пережитые ужасы, но помнит все до мельчайших подробностей. А вот то, что прошло уже столько лет, как-то и не заметила.
Встретились мы с ней в селе Новокули, в ее кабинете в детском саду «Непоседа», где она работает заместителем заведующей по антитеррористической безопасности и хозяйственной части.
Да, вот так, тихо и скромно, сегодня живет наша героиня – участник боевых действий 1999 года, получившая в 2000 году высокую правительственную награду «За мужество и храбрость, проявленные в боевых действиях». Вручал орден лично Президент России Владимир Путин. Она также награждена именными часами Президента России.
– Всего, – улыбаясь, говорит Полина, – я встречалась с Владимиром Владимировичем Путиным 4 раза, как член делегации Правительства Дагестана.
Полина Халилова также награждена медалью «За заслуги сохранения родной земли и сближения народа», и вместе с ней эту награду получили 33 ополченца, которые с оружием в руках первыми встали на защиту своей родины. Все эти благодарности являются достойной оценкой ее жизни, которую она готова была отдать в 1999 году.
В год 25-летия разгрома банд международных террористов Полина Шамсутиновна в прекрасной форме и надеется встретиться с главой государства еще раз.
Что изменилось в ее жизни за 25 лет? Практически всё. Заслуженный связист РД, мастер связи РФ Полина Халилова вышла на заслуженный отдых и переехала из Новолака на равнину в Новокули (Новострой).
Она счастливая мама и бабушка. Ее дочь – подполковник МЧС, а сын – подполковник МВД. События тех лет повлияли на выбор профессии сыном. Ведь именно с ним, а ему было всего 13 лет, Полина 5 сентября 1999 года, когда вооруженные бандформирования вошли в район, пыталась выбраться из окружения.
– Я проснулась от звуков перестрелки. Разбудила сына и вышла на улицу. Кругом были вооруженные боевики. Мирным жителям дали «коридор» для выхода из района. Пули свистели над головой. Мы четко осознавали, что напали боевики и мы находимся в окружении, село захвачено. Проходила мимо узла связи и подумала, что, наверное, надо отключить генераторы, аккумуляторы. Говорю сыну: «Иди, сынок, вместе со всеми. Я посмотрю, что на работе, и догоню вас».
На работе я застала телефонистку Залму Магадову, которая дежурила с ночи. К нам присоединились работники узла связи Рашид Кадыров и Расул Чегуев. Во всем селе не было света, но я смогла завести генератор и аккумулятор, и телефоны заработали. Позвонила начальнику милиции Муслиму Даххаеву, начальнику ФСБ района. Связь была. До нас тут же дозвонилось высшее военное руководство России: генералы Казанцев и Колесников, министр МВД Дагестана Адильгирей Магомедтагиров, глава Кировского района Махачкалы Анвар Исрапилов. Они меня поддерживали морально, успокаивали, что скоро придет подкрепление. От нас начальник ФСБ района докладывал в Москву обстановку.
Руководство района и республики имело возможность все время быть на связи с районом, так как наша команда обеспечивала бесперебойную связь. Прошел напряженный день, до нас не смогли добраться бандиты, а потом наступила ночь. Какая это была темная ночь! Я такой черноты ни до, ни после не видела! Ничего не было видно, кроме трассирующих пуль. И тут за нами пришел работник МВД, чтобы вывести нас. Я была уверена, что в здании РОВД можно будет перевести дух, но какой там! Когда мы выдвинулись, то оказалось, что территория Новолакского РОВД была уже окружена кольцом боевиков, шел плотный огонь со всех сторон, а наше здание находилось рядом.
Муслим Даххаев сказал:
– Мы сейчас будем выдвигаться, но я боюсь за вас. У боевиков есть приборы ночного видения, если они увидят в группе женщин, решат, что вы – снайперы. Как же быть?
Мы вспомнили, что у нас в здании есть подвал, где мы хранили солярку и другое. И мы вернулись к себе. Закрылись. Было страшно. В висках стучало. Мы сидели тихо. Бандиты все-таки вошли к нам в здание.
Они варварски крушили мебель, аппаратуру, рыскали везде, били прикладами по двери подвала, но добраться до нас им не удалось. Я сказала Залму, что это конец, но она одернула меня:
– Ты что? У нас же дети! Мы выживем!
Мы слышали, как боевики угнали новую газель из гаража узла связи. Всю ночь продолжался обстрел. Под утро стало потише, и мы решили уходить, незаметно вышли и пошли в сторону Хасавюрта. Село было разгромлено, скот бродил по улицам… А пули свистели и свистели над головой...
Из одного двора к нам подскочил боевик. Спросил, кто мы. Мы ответили, что мирные жители, не успели вчера покинуть село… Он отпустил нас, сказав, чтобы мы шли вдоль забора.
Полина Шамсутиновна еще раз подчеркнула, что ни один из работников РОВД не покинул свой пост до самой победы, все 14 дней.
– Выбирались из села с работниками Новолакского РОВД по приказу начальника Муслима Даххаева, который обеспечил нам надежную охрану. Ребята вели себя мужественно, отважно сражались, приказы выполнялись четко. Это спасло нам жизнь. Их твердость и спокойствие, мужество и профессионализм предотвратили гибель не только личного состава, но и Липецкого ОМОНа, оказавшегося в смертельном кольце окружения.
Мы обходным путем вернулись в район в село Новокули, где был расположен штаб ополченцев, просили разрешения принять участие в боях, – продолжает Полина Халилова. – Тогда я уже знала, что мой сын благополучно доставлен в Кизляр к брату.
Она вспоминает, что к обеду из министерства связи Дагестана приехали работники и установили в доме ее родителей беспроводную связь по аппаратуре УТК. По этой аппаратуре она и продолжала обеспечивать связь с населением и военным руководством до самого освобождения района от боевиков.
– Будь я на двадцать лет моложе, я была бы уже на СВО, – говорит наша героиня. Ее сотрудница Зарема добавила тут, что Полина Шамсутиновна большую часть своей зарплаты тратит на организацию гуманитарной помощи в зону СВО, как и другие женщины Новолакского района.
Благодаря таким людям, как Полина Халилова, наше государство выдержит любые удары.