Обложка… Она о многом говорит. И не только о запечатлённом характерном образе дагестанки, но и спустя годы передает её энергетику, красоту, подчеркивая образ улыбкой, выразительными чертами. И всё сбывшееся и не сбывшееся – это о нашей героине, о которой впервые поведал журнал «Женщина Дагестана» двадцать лет назад.
По-разному за эти годы складывалась ее жизнь. И это не только творческие удачи, достижения ученого, но и размышления, переосмысление прожитого.
– Конечно, за такой срок многое поменялось и в стране, и в моей жизни. Я потеряла очень близких и дорогих мне людей, долгое время была выбита из колеи… Но жизнь продолжается…
Все происходившее в последние годы наносило раз за разом сокрушительные удары и по человеческим отношениям. Мы стали реже общаться, видеться, реже звонить друг другу, сведя все к «смс»-кам и смайликам .Сегодня общество пребывает в апатии: нет прежней пассионарности, нет политической и социальной активности, нет единства. Просматривая различные паблики, убеждаюсь в несовершенстве, хрупкости мира.
Интересуюсь, так кто же сегодня герой дня? Она задумывается. И, как и всегда, правдиво отвечает, что трудно сделать выбор. Но то, как героически сражаются дагестанские парни в СВО, греет душу тем, что патриоты не только не перевелись – новые поколения идут на смену старшему, сохраняя преемственность мужества и бесстрашия.
– Признавая необходимость СВО, как всякая женщина, я хочу мира, благополучия и стабильности для всех.
Наследница знаменитого рода казикумухских Сурхайхановых, Жанна росла в атмосфере любви, бесконечной доброты, душевной щедрости в доме деда Джафара Ибрагимовича и бабушки Пахай Имрановны. Здесь, в уютном дворике с ухоженным садом, за самоваром собирались не только близкие родственники, но соседи, просто знакомые, со временем становившиеся преданными друзьями семьи. Их притягивали хозяева дома, люди, обладавшие удивительным свойством – дарить тепло своей души окружающим. Юность девушки, наполненная счастливыми мгновениями любви к близким, родным, питавшими детскую душу рассказами о знаменитых предках, – благородных, гордых, глубоко порядочных людях – осталась в памяти как самое незабываемое время. Это и друзья детства, преданные на всю жизнь; учителя в школе, относившиеся к своим ученикам почти по-семейному.
Именно в школе проявились литературные наклонности Жанны, и педагоги всячески поддерживали ее. Сколько же жарких споров возникало вокруг литературных произведений, какие дискуссии о чувствах героев! Стихи переписывались из книг, журналов, заучивались наизусть. Были и свои пристрастия. Однажды, набравшись смелости, Жанна решилась написать письмо своему любимому поэту Э.Асадову, никак не рассчитывая на ответ. Но ответ пришел. Переписка продолжалась два года. Шестнадцать писем знаменитого поэта Жанна Надыровна бережно хранит как самую дорогую реликвию.
Окончив школу, она решила поступать на факультет иностранных языков, где рассчитывала не только профессионально овладеть английским языком, но и заниматься литературоведческой деятельностью. И преподаватели отмечают старательную студентку, поручают научные доклады. Ее работы носят глубокий, аналитический характер. Это все определило ее поступление в аспирантуру.
Она прошла все этапы становления молодого ученого. Да, нелегко было совмещать преподавательскую деятельность с научной. Кроме того, Жанна Надыровна несла нелегкий груз семейной жизни. Она вышла замуж ещё на втором курсе. Подрастало двое детей. И хотя муж и родители с пониманием относились к временным трудностям, поддерживали ее, она скучала, когда надолго отрывалась от родных. Годы учебы в аспирантуре вспоминаются ей как нелегкие, но творческие, счастливые.
В 1986 году Ж. Абуева успешно защитила кандидатскую диссертацию. Жанну Надыровну уже хорошо знали в научных кругах Дагестана. Энергетике Жанны Надыровны можно позавидовать: «Чем больше я занята, тем больше успеваю», – улыбается она.
Ее стихи, публицистика впервые появились на страницах дагестанской печати в 80-х годах прошлого столетия.
Первой ее публикацией стал написанный на одном дыхании психологический этюд «Коммунистическая трагедия», в котором автор попыталась осмыслить неоднозначный период в жизни страны – сталинскую эпоху.
– Мысль создать психологическую драму о Сталине у меня зародилась в 1986 году, – вспоминает Ж. Абуева, – в период антисталинской кампании. Не являясь сталинисткой, более того, зная, какими жертвами обернулись для сотен тысяч невинных людей репрессии, я не могла однозначно воспринимать фигуру вождя. Прочитала огромное количество исторического, документального материала о 30-40-х годах… Я очень волновалась, когда повесть опубликовали в газете «За Родину, за Сталина».
А в 2001 году увидел свет сборник «И дней мелькает череда», затем была издана книга о любимом городе Буйнакске. Совершенно неожиданно для нее она вызвала немало откликов. Звонили знакомые и незнакомые люди, поздравляли, говорили о том, что автор озвучил их мысли, чувства, вернул в юность, заставив вновь пережить прожитое. Потом были еще книги: романы, повести, сборники стихов и рассказов…
– Литература так же, как и наука, дисциплинирует мозг, обогащает речь, делает ее образнее, насыщеннее, – считает Ж.Абуева.
Наверное, поэтому ее литературное творчество так гармонично сосуществует с преподавательской деятельностью. Жанна Надыровна – профессор. Много лет заведует кафедрой иностранных языков ДГТУ.
Ее деятельность на кафедре иностранных языков – живая, творческая работа, дающая не меньше вдохновения, чем поэзия. И если в ходе учебного процесса Жанна Надыровна строгий и требовательный педагог, то во внеучебное время с удовольствием беседует со своими подопечными о поэзии, творчестве, на темы, созвучные их мироощущению.
– Современная молодежь живет по своим законам. При кажущемся равнодушии они все воспринимают острее, эмоциональнее, чем взрослые. И если ты не сможешь достучаться до их души, она черствеет. Я учу их не только английскому языку, но и тому, что в жизни, как бы трудно ни было, нужно всегда оставаться человеком, сохранить в себе нашу генетическую гордость и честь.
– Вы спрашиваете, во что я верю? Только в Аллаха. Да не лишит Он Дагестан своей милости!