Заира Надирбековна Махмудова – врач-онколог, врач высшей категории, заслуженный врач Республики Дагестан, отличник здравоохранения Дагестана, лучший онколог России – 2004.
Рассказ о Заире Надирбековне Махмудовой начнем традиционно – с семьи. Она выросла в большой дружной семье Дестебековых в Махачкале. У нее два брата и две сестры. Мама Сафинат Мирзежановна – учитель биологии, но забота о муже и детях стала основной ее работой. Заира мечтала поступить на иняз в ДГУ, но отец, ученый-историк Надирбек Дестебеков, сказал дочери: «Дочка, в нашем роду до сих пор не было врачей, ты будешь первой».
Спорить с отцом Заира не стала, она поступила в медицинский институт и буквально на первой неделе учебы определилась с выбором своей будущей профессии. Однажды у них не было пары, все пошли в библиотеку, и ей попал в руки учебник по онкологии Бориса Петерсона. Она открыла книгу посередине, а там фраза: «Сколько бы эти больные прожили счастливых лет, если бы не умерли от рака!» С того момента она твердо знала, кем будет, и стала им – врачом-онкологом.
Ещё в институте Заира интересовалась химиотерапией в борьбе с опухолями; при определенных формах препараты очень быстро воздействовали на раковые клетки, наступал длительный период ремиссии, и юная студентка решила посвятить себя именно этому направлению.
Ординатуру Заира окончила в онкологическом диспансере, на кафедре клинической онкологии под руководством Ахмеда Ибадуллаевича Нурова, а затем осталась работать там же, в отделении химиотерапии.
Почти 15 лет работая в диспансере, Заира курировала детей. Она ездила на конференции, симпозиумы, съезды, следила за всеми новшествами в онкологии, участвовала в обсуждениях. После очередного такого съезда она убедилась, что детскую онкологию необходимо отделить от взрослой. Отделение онкологии теперь действует в детской многопрофильной больнице.
Рак… Каждый из нас так или иначе сталкивался с ним и каждый понимает, что работа с онкобольными – тяжёлый, не всегда успешный труд. Но даже понимая все это, Заира до сих пор с болью и горечью провожает уходящих больных. Она помнит своего первого пациента. 1989 год. 10-летний мальчик из Дербента, отличник, умница… Диагноз – лимфома, врачи делали все возможное, но опухоль прогрессировала… Заира была рядом, когда малыш уходил: тяжелейший отек легких забрал его жизнь. А врач долго плакала от своего бессилия и невозможности ничего изменить …
– Делая обходы и встречаясь с пациентами, я взяла себе за правило не думать о том, что у больного рак. Каждый из них для меня просто больной человек, который больше, чем многие другие, нуждается в теплом слове, в особенной заботе, праве знать диагноз. Я не скрываю его от больных, но всегда объясняю, что нужно делать, как принимать лечение, как настраивать свой организм. Именно такой ориентированный на пациентов подход в результате дает самые лучшие результаты. Никогда не могу отказать больному в осмотре, даже если он не относится к моей клинике, и красной нитью через все мое общение с больными проходит самое важное: вы можете выздороветь! Рак не приговор! Вы должны верить!
Заира несколько лет проработала в Москве онкологом в поликлинике, увидела организацию онкопомощи в столичных условиях, сравнила плюсы и минусы, вносила свои предложения. Эти два года в Москве стали очередной ступенью профессионального роста. Изучив методики работы с больными, она вернулась в Махачкалу, к пациентам.
Совсем недавно многие виды опухолей были практически неизлечимы, возможности врачей были мизерны. А сегодня препараты иммунотерапии дают больным даже с запущенной стадией возможность прожить 5 лет и более, и это огромное достижение! Все это результаты колоссального исследовательского научного труда. Каждые 2-3 месяца выходят новые химиопрепараты, новые протоколы лучевой терапии, которые превратили рак в разряд обычных хронических заболеваний, когда больной получает лечение, наблюдается у доктора и находится в длительной ремиссии.
– Сейчас зарубежные ученые поставили перед собой цель по составу крови определять наличие в организме раковой опухоли. Поэтому единственно важные и нужные меры профилактики и раннего обнаружения опухоли – это скрининговые программы. Для женщин очень важно делать маммографию после 40 лет раз в два года, обязательно посещать гинеколога, делать анализ на онкоцитологию, чтобы предупредить и выявить на ранней стадии рак шейки матки. И по другим формам опухолей есть программы, позволяющие на ранних стадиях обнаружить злокачественное новообразование, но для этой диагностики необходимо обращение пациентов к врачу и желание предотвратить болезнь или вылечиться от неё. Еще 15-20 лет таких возможностей не было.
Не могу забыть случай: обратилась молодая женщина из Ботлихского района, у которой было пятеро детей. Она рассказала, что уже два года её беспокоила небольшая шишка в груди, но она не знала, к кому обратиться. К огромному сожалению, она обратилась к нам уже поздно, опухоль была слишком запущена… Сейчас многое по-другому: на днях на прием пришел молодой мужчина, которому 5 лет назад поставили диагноз «рак с метастазами» и провели операцию. Все эти годы он строго соблюдал лечебный протокол, и вот уже много лет у него нет метастаз и стойкая ремиссия...
Был случай недавно: обратилась молодая женщина с запущенной опухолью молочной железы, у неё практически не было шансов на исцеление, но чудеса случаются! После двух курсов правильно подобранной химиотерапии опухоль полностью рассосалась, и остался крохотный рубец на коже. Когда случаются такие исцеления, моей радости не бывает предела, именно в такие моменты я понимаю важность и нужность своей профессии и даже, без ложной скромности, своего призвания.
Пользуясь случаем хочу обратиться к читательницам журнала, ещё и ещё раз призываю: проходите диспансеризацию, делайте анализы, прислушивайтесь к своему организму, берегите себя! От вашего обращения зависит не только исцеление, но и ваша жизнь!
После возвращения из Москвы в 2020 году Заира подключилась к большой федеральной программе и стала руководителем регионального отделения Ассоциации «Здравствуй». Она много ездила по всему Дагестану, читала лекции, общалась с больными, всегда была открыта для любого обратившегося.
Заира с радостью рассказывала, что в последние годы республика получила аппарат ПЭТ КТ, хорошее оборудование по лучевой терапии, по гистологической диагностике и многое другое. Однако из-за нехватки ресурсов нашим больным приходится ездить в другие города, они нуждаются в психотерапевтической помощи и поддержке, но её нет…. Одна из проблем республики – это недостаток коек, и это положение почти не меняется уже 20 лет. На сегодня в онкоцентре 240 коек, а нуждающихся в стационарном лечении – более 700.
Есть ещё и нематериальная проблема – дефицит внимания… Во всех клиниках сейчас введен электронный документооборот, и это хорошо: карточки не теряются, вся информация по анализам поступает сразу в карту пациента, и врач может увидеть полную картину. Но за всем этим доктор совсем не видит и не слышит больного: если у него есть анализы, ему и опрашивать больного не нужно, и выслушивать его жалобы. А больному, особенно онкологическому, необходимо поговорить, поделиться, рассказать что-то важное для себя и знать, что его слушают и понимают. И сочувствуют. Миссия доктора как врачевателя души сведена к минимуму, а именно такие пациенты нуждаются в обычной беседе гораздо сильнее, чем прежде.
Заира удивительно открытый человек: от неё исходит какой-то внутренний свет добра и сочувствия. Каждый день общаясь с онкологическими больными, трудно сохранить сочувствие в душе, продолжать пропускать через себя все их страхи, переживания, сомнения, боль и надежды… Она умеет слушать, а больные утверждают, что она даже своими беседами лечит их. Заира находит такие слова, после которых пациенты становятся сильнее и готовы бороться с болезнью.
Заира и сегодня работает. У неё двое детей, сын и дочь, оба учатся в Москве, сын – в медицинском, а дочка – на дизайнера одежды; она прекрасно рисует, участвовала во многих выставках.
Пройдя через многие жизненные испытания, постоянно сталкиваясь с тяжёлыми, порой обреченными больными, Заира все чаще вспоминает, как мудры и прозорливы были наставления родителей. Мама говорила: «Идите вперед не останавливаясь!» Сегодня это девиз детей, а завтра станет девизом внуков.