Обладательница уникального голоса – колоратурного сопрано, выпускница Астраханской государственной консерватории, лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка Дагестанского государственного театра оперы и балета Елена Величко рассказала о своем пути в искусство.
Коренная махачкалинка Елена Величко родилась в старом районе города, в Редукторном поселке, окончила школу № 9. Росла она в семье рабочей интеллигенции, где петь любили все. Особенно её прадедушка. И Елена пела с детства.
– Тогда время было другое. Не то что телефоны, ноутбуки, даже черно-белые телевизоры были не у всех… Поэтому все общались, по вечерам мы выходили во двор нашей пятиэтажки, сидели в беседке, часто накрывали столы, несли поесть – кто пирожки, кто рыбку жареную (ловили тут же на берегу Каспия), кто самовар, тут же появлялись конфетки, сахар… И люди пели. Заводилой был мой прадед, крепкий, моложавый фронтовик. Он так душевно пел военные, народные, модные в то время песни. Сейчас тоже поют в караоке-барах, но тех эмоций нашим современникам не хватает. Ведь если петь не вкладывая душу, то это просто извлечение и выдувание звука. Видимо, дар петь не только голосом, но и сердцем, передался и мне, – поделилась Елена.
После школы она легко поступила в Махачкалинское музыкальное училище им. Г. Гасанова. И тут ей нужно было определиться с музыкальным направлением. В училище не было эстрадного вокала, был только академический, так что выбирать не пришлось.
– Вот почему я стала оперной певицей, и это опера выбрала меня.
Я стала заниматься классическим пением, а потом благодаря моим педагогам академическая музыка стала любимым делом. Расширились мои вокальные способности. Но огромный музыкальный пласт меня заинтересовал не сразу…
Знаковым событием стало поступление в Астраханскую государственную консерваторию. Как человек самокритичный, я не была уверена в том, что смогу поступить, и сказала себе, что если поступлю, то музыка будет делом всей моей жизни, а если нет, то я найду себе занятие в другой сфере, например, я увлекаюсь художественной фотографией.
Елена после окончания консерватории, отработав несколько лет в Астраханском оперном театре, вернулась в родной город, в Дагестанский государственный театр оперы и балета уже солисткой. Вошла она в театр уверенно и исполнила главные партии сразу в трех премьерных спектаклях сезона. Потом было участие в работе известного режиссера Дмитрия Павлова, в оперетте «Севастопольский вальс» К. Листова, где ей дали главную роль – партию Любаши Толмачевой.
Особенно важным периодом в ее жизни стали фестивали, где она неизменно участвует. Ведь помимо самореализации, когда можешь в полной мере показать свои творческие возможности и свой талант, на фестивальной сцене встречаешься с солистами из других городов и театров. Это своего рода творческое состязание, конкурс вокалистов, где строгое жюри – сидящая в зале публика.
Елена Величко приняла участие во многих международных, межрегиональных и республиканских музыкальных фестивалях. А совсем недавно победила во Всероссийском конкурсе Министерства культуры РФ «Полет стихов» в Москве, посвященном 100-летию Р. Гамзатова, в номинации «Лучшее исполнение песни на стихи поэта». Кстати, в этом конкурсе приняли участие 647 претендентов из 69 регионов России.
Елена хорошо помнит свою первую роль – партию Анны из оперы «Золушка». Анна, сводная сестра Золушки, безуспешно пытается присвоить её хрустальный башмачок. Это довольно незаурядный, харизматичный и комический образ.
– Работая над любой ролью, уже на репетициях настолько вживаешься в образ, что роль просто становится родной и любимой, – делится певица. И происходит это всякий раз, потому что в каждую роль она вкладывает свою энергию, свою душу.
– Мне часто приходится петь на разных языках и, приступая к разучиванию таких произведений, всегда перевожу текст, далее выясняю, когда, в какую эпоху, в связи с чем это произведение было написано, изучаю биографию композитора. Это очень важно, в каких условиях он жил и создавал свою музыку.
Очень люблю дагестанскую национальную классическую музыку – за её колорит, мелодичность, ритмические фигуры и ладовое своеобразие. Я ведь здесь родилась и впитала все традиции и музыкальный, песенный фольклор Дагестана. Наша музыка навеяна потрясающей природой республики. Седой Каспий, обычаи, особенные отношения между людьми – об этом хочется петь! Но не всё подходит для моего голоса. У меня колоратурное сопрано – это самый высокий женский голос, который свободно себя чувствует только на высоких нотах, – говорит певица и продолжает. – Мы имеем удовольствие наслаждаться творчеством плеяды маститых профессионалов: Готфрида Гасанова, Сейфуллы Керимова, Мурада Кажлаева, Ширвани Чалаева и многих других. С удовольствием пою песни и романсы на музыку дагестанских авторов, а недавно кто-то из коллег пошутил, что в моем репертуаре уже такое приличное количество произведений, что можно дать сольный концерт, посвященный академической музыке Дагестана, – смеется собеседница.
– Фишки перед выходом на сцену? Нет, я не пью сырые яйца. Могу выпить стакан чая с лимоном. А чтобы выступление было удачным, никакие приметы или фишки не спасут. У настоящего артиста лучшая фишка – хорошо отрепетированный материал, как говорила мой педагог в консерватории. Нужно выучивать на 200% партию, потому что на концерте 100% съест волнение, – отвечает на вопрос Елена. – Но бывают на сцене и курьезные случаи, без них ни один артист не обходится, как бы он ни готовился к роли.
Елена вспомнила, как в одном спектакле она как следует набрала в легкие воздуха, чтобы взять длинную сложную высокую ноту, а у нее на сценическом платье сзади разошлась молния. Ноту она допела, а ее партнер не растерялся: подошел, обыграл момент и спокойно застегнул платье. Был случай, когда каблук-шпилька застрял на сцене в щели между досками.
– Я выхожу, застреваю, пытаюсь вытащить из сцены туфлю, мне обидно, ведь это выходная ария, но пришлось сделать импровизированную вставочку, вытащить туфлю. А как-то в нашем оперном театре шел спектакль без всяких происшествий, и вдруг откуда-то появляется кошка! Мы не растерялись, актриса в роли служанки эту кошку забрала за кулисы, а после спектакля кошку накормили. Был еще случай, когда по всей республике отключали свет, не миновал этого и наш театр. В кромешной тьме мы продолжили петь а капелла, и тут же нас поддержали зрители: они включили фонарики на телефонах и спектакль продолжился в такой романтической обстановке, – улыбается артистка.
Все чаще Елена Величко задумывается над глубинной сутью своей профессии: есть ли в ней ступени, поднявшись на которые можешь себе сказать: «Все! Я достигла вершины творчества!»
– Чем выше поднимаешься, тем шире становится горизонт, тем больше усилий нужно приложить, чтобы достичь его. Несмотря на мастерство, каждая спетая партия требует колоссальной затраты духовных и физических сил. Каждый день приносит не только радость, но и разочарования. Каждый раз все начинаешь сначала, – делится мыслями о своей профессии солистка оперного театра.
Елена находится в великолепной вокальной форме, ведет активную концертную деятельность. Она представляет собой образец высокой певческой культуры, пробуждающей в сердцах людей ответные глубокие чувства. А это и есть то главное, ради чего живет настоящий артист.