Детский сад № 3 «Чинарик» был основан в 1974 году в Махачкале. Без малого 50 лет! Самое время подводить итоги и считать достижения, строить планы на будущее.
О деятельности этого детского дошкольного учреждения, о людях, которые там работают, и воспитанниках мы поговорили с хранительницей островка детства, заведующей детсадом, почётным работником общего образования России Мариной Константиновной Канаевой.
Она рассказала, что первой заведующей этого детсада была Эмма Александровна Богословская, после неё сменились несколько руководителей, а Марина Канаева была назначена в 2012 г. С тех пор, вот уже 11 лет, она сохраняет и приумножает старые добрые традиции дружного женского коллектива.
– Что вам больше всего нравится в вашей профессии и в должности?
– Дарить детям радость! Я всегда любила маленьких детей и музыку. Никогда не загадывала в детстве, кем стану, когда повзрослею, но на подсознательном уровне шла по дороге судьбы, которая и привела меня в этот прекрасный дошкольный мир.
Я коренная махачкалинка, уже сама мама двоих сыновей, есть и внучка. Я росла в те годы, когда горожане знали друг друга, пусть не по имени, но в лицо. На улицах, во дворах дети самого разного возраста играли толпами, те, кто постарше, присматривали за малышами. Одной из самых любимых игр, когда мы набегаемся, была игра в школу. Учительницей выбирали самую серьезную, а я ходила ещё и на музыку, поэтому изображала учительницу музыки.
Пробежали годы, после окончания школы я поступила Махачкалинское музыкальное училище им. Г.Гасанова, а по окончании учебы, в далеком 1994 году, меня распределили на работу учителем музыки в спецшколу для особенных детей. Работа меня увлекла. Эти детишки, несмотря на проблемы со здоровьем, так понимают музыку, так внимательно слушают! Без отрыва от работы я окончила факультет педагогики и психологии ДГПУ. Имея за плечами 17 лет педстажа, я уверенно согласилась возглавить детский сад. Оказалось, что быть заведующей – дело непростое. Это и организатор образовательной среды, по совместительству и педагог, менеджер, психолог, юрист, бухгалтер, кладовщик, делопроизводитель, строитель, дизайнер, новатор и много ещё чего! Многозадачность делает эту работу необыкновенно трудной, но очень интересной. Именно такая возможность многогранно проявить себя вдохновляет на новые и новые свершения, – говорит собеседница.
А свершений было немало. «Чинарик» – детсад типовой, он не был рассчитан на такое большое количество детей. Сегодня его посещают 266 дошколят. Все они находятся в надёжных тёплых женских руках.
– Каждое утро родители отдают в наши руки самое дорогое, что только может быть у человека, – своих детей. В детском саду они проводят больше времени, чем дома, поэтому ребятам здесь должно быть уютно и хорошо. Изо дня в день наше учреждение гостеприимно распахивает свои двери для малышей. И наш коллектив оправдывает высокое доверие родителей, вкладывая в воспитанников частичку своей души и своего таланта.
Наш детсад прошел длинный и достойный путь становления, творческого поиска и находок, улучшения материально-технической базы. Многое менялось, но неизменным остаётся доброе отношение воспитателей к своим подопечным. Несмотря на то, что работа в детском саду – это нелёгкий кропотливый труд за небольшую зарплату, требующий больших духовных, эмоциональных затрат, мы справляемся. Я очень благодарна каждому сотруднику. Нам удалось создать команду единомышленников, все мы работаем, как слаженный механизм, но при этом у каждого своя изюминка, – с гордостью хвалится Марина Канаева.
И действительно, педагоги детского сада каждый год успешно участвуют в конкурсах районного, республиканского масштаба, демонстрируя высокий уровень мастерства. Воспитанники детсада тоже участвуют в мероприятиях «Люблю тебя, мой край родной», «Науки юношей питают», в спартакиадах, экологических викторинах, в конкурсах по пожарной безопасности и мероприятиях по ПДД, в концертах ко Дню Победы, Новому году, 23 февраля, 8 марта, Дню космонавтики и других.
– Мы стараемся идти в ногу со временем, внедряем современные методики: информационно-компьютерные технологии. Сегодняшние дети сильно отличаются от тех, с которыми приходилось работать 10–20 лет назад. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем хотят работать, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать. Они информированные и любознательные, так как родились и воспитываются в век компьютерных технологий. Сегодня все дети стремятся учиться и узнавать что-то новое, и наша задача не только найти подход к каждому ребёнку, но и направить его энергию и знания в правильное русло.
Мы, взрослые, постоянно чему-то учим детей, не задумываясь о том, что и нам есть чему у них поучиться. Скажем, искренности в словах и поступках. А ещё дети любят фантазировать и мечтать, в то время как взрослые воспринимают всё буквально. Они учат нас радоваться каждому мгновению и самым простым вещам: цветку, солнцу, дождю, снегу. Дети показывают, как можно бескорыстно любить, например, животных, совершать для себя открытия каждый день. В отличие от взрослых, они быстро и легко знакомятся, находят друзей. Все это благодаря нашим воспитателям.
Вот, например, наш сплоченный коллектив состоит из 18 педагогов и 9 младших воспитателей, а еще технический персонал, повара, бухгалтерия и мой заместитель, моя правая рука, – продолжает беседу заведующая детсадом.
– Коллектив творческий и очень активный. Плечом к плечу с молодыми педагогами трудятся наставники с многолетним опытом работы, 80% наших педагогов имеют высшую квалификационную категорию и звания, многочисленные почётные грамоты, благодарности. Например, воспитатели Ольга Яновна Газаралиева, Магомедова Аминат Магрибовна, Нарима Магомедвелиевна Абасова награждены нагрудным знаком «Отличник образования РД».
Нашу беседу поддержала Нарима Абасова, которой завдетсадом передала слово. Она дополнила рассказ заведующей и поделилась своими воспоминаниями и раздумьями о профессии.
Уроженка райцентра Касумкент Сулейман-Стальского района Дагестана, Нарима Абасова после окончания Дербентского педучилища переехала с мужем в Махачкалу в 1993 году и с тех пор работала в другом дошкольном учреждении 8 лет, а в «Чинарик» перешла в 2001 году. За 30 лет работы с дошкольниками она по-прежнему неравнодушна и ответственна за будущее своих воспитанников. Многие бывшие её воспитанники сегодня стремятся привести в этот детсад своих детей, а это говорит о том, что Нарима Абасова, как и все ее коллеги во главе с заведующей, всё делает правильно. Она ведь с детства ни о какой другой профессии, кроме как воспитатель детского сада, никогда и не мечтала.
– Как вы считаете, какую роль играет детский сад в жизни ребёнка?
– Очень важную роль! Выпускник детского сада легче адаптируется к школе, он легко общается со сверстниками, спокойно заводит друзей, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, воображение, моторика, он более коммуникабелен, знает, как правильно вести себя в социуме, детский сад способствует всестороннему развитию ребенка, – заявила собеседница и отметила, что ещё одна важная задача педагога – вовлечь родителей и всех членов семьи в воспитательный процесс младшего ребенка.
А еще Нарима Абасова поделилась, что хорошим воспитателем можно стать, если есть опыт общения с детьми. Она тоже мать двоих уже давно взрослых детей. Дети вырастают, а до появления внуков в женщине ещё много нерастраченной заботы и любви в детям. Ведь не всем дано стать многодетными мамами! В детсад поступают детишки от 2 до 6 лет. Все эти годы у воспитателя есть возможность наблюдать, уделять детям внимание, принимать участие в воспитании малышей, заниматься с ними, готовить к школе. На глазах воспитателей детки растут, задают важные вопросы именно воспитателям, пока родители на работе.
– Каким бы замечательным ни был детский сад, если дома с малышом не общаются, а всё свободное время он проводит за гаджетами, если его не учат элементарным навыкам деятельности, не привлекают к общественно полезному труду, не доносят семейные ценности, то ребёнка ждут большие проблемы – от логопедических до психологических. Поэтому мы очень много беседуем с родителями. Рассказываем, что дети в дошкольном возрасте как губка впитывают всё. И что своим примером взрослые формируют установки у ребёнка на всю жизнь. Когда удаётся действовать сообща, воспитателям и родителям, это всегда заметно, – подчеркнула опытный педагог.
Она так же отметила и большую роль руководителя педагогического коллектива и всего их– Заслуга нашего руководителя Марины Константиновны в том, что она не сдерживает творческие порывы, всегда готова выслушать, принять и поддержать любые идеи, которые могут быть полезны в работе. Сама демократична и все делает с сотрудниками сообща, включая и работу на субботниках. Так у нас формируется команда единомышленников, которая дружно ив женском коллективе очень важен психологический климат, который в огромной степени зависит от руководителя, – говорит воспитатель.
Подытоживая беседу, Марина Канаева заметила, что самая эффективная в любом коллективе модель отношений похожа на семейную, когда коллеги очень близки и между ними есть доверие, уважение и забота друг о друге.
Обе собеседницы пожелали своим коллегам оптимизма, большого терпения в нелегкой работе с маленькими детьми, крепкого здоровья, счастья и благополучии в семьях, и чтобы труд педагогов был бы только в радость и по достоинству оценен, воспитанники чтоб были послушными и веселыми, а родители – довольными и благодарными!