Наш журнал не раз рассказывал своим читателям о женщинах, посвятивших свою жизнь искусству, – театру, музыке, живописи... Их имена, только перечисление которых заняло бы весь объём статьи, уже вошли в историю самобытной дагестанской культуры. Что касается женщин-художников – это множество уникальных дарований, где каждое имя – огромный, пёстрый, многообразный мир, отличающийся яркой индивидуальностью и широчайшей гаммой сюжетов, тем и стилей. Героинями нашего журнала были Гюлли Иранпур, Клара Власова, Галина Пшеницына, Галина и Альбина Конопацкие, Диана Гамзатова, Альфия Гасанова, Патимат Гусейнова, Анна Самарская и многие другие.
Сегодня мы расскажем вам ещё об одной дагестанской художнице – Инессе Цгоевой. В Дагестанском национальном музее имени А.А.Тахо-Годи состоялась её персональная выставка «Под вечным небом», что является подтверждением её профессиональной и творческой зрелости. И это тем более важно, что Инесса не только пишет картины, но и преподает на худграфе ДГПУ – здесь, как нигде, важно уметь донести до студентов весь сложный процесс создания картины, привить навыки претворения в жизнь творческих замыслов.
О начале
Инесса на отлично окончила и махачкалинскую школу №22, и городскую художественную школу. Она могла поступить в любой вуз, но за плечами была любимая художка, и желание стать профессионалом в живописи взяло верх.
Руководителем дипломного проекта Инессы был знаменитый художник, академик Российской академии художеств, завкафедрой живописи худграфа ДГПУ Абузагир Мусаев. Он предложил для реализации проекта большое полотно на историческую тему «Встреча Петра I в Тарках». Инесса рассказывает, что она тогда долго копалась в исторических документах, консультировалась со специалистами-историками, но при формировании сюжетной композиции опиралась на собственное ощущение этого события.В центре картины горделиво возвышается Петр I, рядом его жена Екатерина – Инесса тщательно выписала её наряд и украшения. Встречает императора шамхал Тарковский со своей свитой. На картине много персонажей, и каждый представляет собой уникальный, живой образ. Чувствуется имперская уверенность гостя и спокойное достоинство шамхала. Картина стала событием на факультете, её сразу приобрел для своей коллекции Музей города Махачкалы. Именно с этой знаковой работы и началось спокойное, несуетливое восхождение художника к вершинам художественного Олимпа.
Ангел факультета
Она относится к той редкой категории людей, общение с которыми доставляет истинное наслаждение: удивительная внутренняя гармония отражается в каждом жесте, в светлой улыбке, в манере говорить неторопливо, словно прозрачный лесной ручей несет свои воды. Сразу ощущаешь уют и спокойствие. Инесса умеет слушать (даже прогульщиков-студентов она умеет внимательно выслушать). В нашей героине нет ничего показного, напускного, напротив, она впитывает и вбирает из окружающего самое ценное, каждый день и час открывая для себя новые прекрасные образы, которые потом либо очень осторожно, деликатно передает окружающим людям, либо переносит на холст. Кстати, её деликатность, исключительную интеллигентность и порядочность отмечают все, кто с ней сталкивается.
Сотрудники кафедры, где она работает вот уже двадцать лет, восторженно отзываются об Инессе, называя её ангелом факультета: работа в непростом творческом коллективе – и ни сплетен, ни разговоров вслед. На открытии выставки друзья и коллеги подчеркивали, как тонкость и лиричность натуры нашли отражение в её работах – портретах, натюрмортах, сюжетных сценках. Кстати…
О выставке
Еще в 2015 она работала в одной мастерской с Асият Арслангереевой, которая готовила персональную выставку под руководством известного галериста Джамили Дагировой. Посмотрев работы Инессы, Джамиля предложила ей начать готовиться к персональной выставке. Инессу нельзя назвать плодовитым художником; и хотя она периодически выставляла свои работы на тематических выставках, их было недостаточно для авторского проекта. Инесса даже стала сомневаться, что предложение ещё в силе, но Джамиля Дагирова ненавязчиво подталкивала и напоминала: давай, давай, пиши, пиши…И вот в этом году прошло открытие выставки «Под вечным небом».
Хочется рассказать о композиции на афише, которая дала название выставке. На первый взгляд это обычный натюрморт, где изображены предметы быта. Однако композиция имеет глубокий философский смысл: на синем небе-стене – солнце-поднос, луна-дуршлаг, деревянный мужчина-поставец, медный кувшин-жена, латунный кувшин-другая женщина, и по дну композиции – ковшик и шкатулка – дети. Вот такая извечная жизненная драма…
Мне понравилась фраза, которую на открытии выставки сказал о творчестве Инессы её сокурсник Исмаил: он определил художественный метод Инессы коротко и емко – «качественный реализм». Просто посмотрите на её холсты, и вы поймете, что это истинная характеристика её работ.
О профессионализме
В работе для Инессы главное – профессионализм. Вовсе не тот, когда передаёшь студентам заученные догмы, а тот, который все время в развитии, в совместном поиске и освоении нового. Она признается, что абсолютно все её студенты невероятно талантливы, но она любит больше всех дотошных, которые пристают в ней с вопросами, советуются, предлагают, экспериментируют. Учебный процесс регламентирован образовательными стандартами, и на худграфе они тоже есть, но это вовсе не мешает творить и созидать вечное, постоянное, новое.
По поводу профессионализма. В 2019 г. худграф посетила комиссия Минобразования РФ во главе с министром Ольгой Васильевой. Так случилось, что она попала в мастерскую. Ребята стояли за мольбертами и делали рисунки с натурщиков. Министр поинтересовалась количеством студентов и натурщиков и покачала головой: «Мало…. Натурщиков должно быть больше». Знание таких деталей стандартов обучения живописи поразило нашу героиню. «Это был профессионализм высшего качества!» – с восторгом рассказывает Инесса.
О творчестве
Да, в искусстве огромное множество направлений, и каждый может найти себе по вкусу и для творчества, и для созерцания. Инесса, лично для себя, не принимает искусства, отражающего боль, страх, упадок, разрушение. Она убеждена: творчество непременно должно отражать созидание, а не разрушение.
О счастье
Иметь свободу быть собой и делиться с миром самым лучшим – это счастье. Поймать солнечного зайчика на льняной скатерти – это счастье. Поправить сползшее одеяло на сыне и поцеловать его в макушку на ночь – это счастье. Самый простой рецепт: хочешь быть счастливым – будь им! Счастье в каждом мгновении и в каждом из нас – оно неуловимо, мимолетно и непостижимо. Оно всегда рядом, просто прими его!
О любви
Инесса очень осторожно высказывается – это слишком личное и внутреннее… Любовь у неё равнозначна жизни, в ней и только в ней спасение и торжество существования. Красота без любви пуста и мертва, жизнь может быть наполнена только любовью – к родным, к дому, к Родине, к любимому человеку…
Но о своей любви она говорить не захотела, да мы и не пытали. Пусть будет загадка.
О жизни
Лучше всего об отношении Инессы к жизни скажет её любимая цитата из книги «Пророк» писателя-философа Х. Джебрана: «Я хотел бы заботиться о тебе – не желая тебя изменить. Любить тебя – оставляя на свободе. Принимать тебя всерьёз – ни к чему не принуждая. Приходить к тебе – не навязывая себя. Что-то дарить тебе – не ожидая ничего в ответ. Уметь прощаться с тобой – не боясь потерять тебя навсегда. Говорить с тобой о моих чувствах – не возлагая на тебя ответственность за них. Делиться с тобой знаниями – не поучая тебя. Радоваться тебе такому, каков ты есть. Если и ты с такими же чувствами шагнёшь мне навстречу – мы обогатим друг друга».