30 августа исполняется 160 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863 – 1944), учёного, изобретателя, преподавателя, путешественника, общественного деятеля, а главное – пионера цветной фотографии в России. В составе его коллекции есть интересный цикл «Дагестанские виды» – уникальный историко-культурный и этнографический документ. В Дагестан фотохудожник приезжал в 1904 году и снял природные и исторические достопримечательности, простых дагестанцев из горных аулов.
К сожалению, коллекция находится не в России, а в Библиотеке конгресса США – там хранятся 1902 негатива и 14 «контрольных» альбома с черно-белыми распечатками – в этих каталогах Прокудин-Горский систематизировал снимки по тематическому или географическому признаку и подписывал их.
В 1948 г. представитель Рокфеллеровского фонда приобрёл у наследников художника его коллекцию – около 3000 негативов и фотоальбомы за 5000 долларов. Фотопластинки ещё полвека пролежали в архивах, пока в начале 2000-х они не были оцифрованы и выложены на сайте библиотеки.
И тогда перед глазами зрителей предстало чудо! Переданный в натуральных цветах мир дореволюционной России, который мы привыкли видеть в чёрно-белых красках, неожиданно предстал во всей своей красе – яркие одежды, зелень деревьев, голубизна неба. Художник запечатлел людей разных национальностей империи, ее города и губернии, культуру и природу, ремёсла, масштабные стройки и сельское хозяйство, монастыри и церкви. Некоторые храмы, разрушенные после революции, на этих снимках только и сохранились.
Сергей Прокудин-Горский, выходец из дворянского рода, имевшего татарские корни, был человеком уникальным по разносторонности своих интересов. Он поступал учиться в Александровское училище, на физико-математический факультет Московского университета, в Военно-медицинскую академию, посещал занятия в Академии художеств, но ни одно из учебных заведений не окончил: так упорно он искал себя и своё назначение.
В 1902 году Прокудин-Горский, интересовавшийся цветной фотографией, поехал учиться в Германию к одному из пионеров этого дела – Адольфу Мите. Вернувшись в Россию, он усовершенствовал химический состав фотоэмульсии и добился высочайшего качества цветных снимков, которого еще не было в Европе.
Сергей Прокудин-Горский с 1903 по 1916 год совершил несколько масштабных фотоэкспедиций в 11 регионов Российской империи: Кавказ, Крым, Урал, Сибирь. Всего было сделано около 3500 фотографий. Фотограф путешествовал в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения. Также ему были выделены небольшой пароход, мелкомоторная лодка. Сам император Николай II после встречи с художником в 1909 году дал указание помогать ему. Но все остальные расходы, кроме транспортных, он делал за свой счет.
В своих записках Сергей Михайлович писал: «Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявлять в лаборатории вагона. Иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна, и нужно было выяснять, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении, прежде чем уехать в следующий населенный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбом».
Увы, некоторые снимки сохранилась только в виде распечатанных репродукций, фотооткрыток. К сожалению, не сохранились негативы цветных снимков Санкт-Петербурга, Киева, Курска, Севастополя и других мест, созданных по заказу общины Св. Евгении в 1905 г.
Фотография стала делом жизни для Прокудина-Горского: он открыл свою лабораторию, стал издавать журнал «Фотограф-любитель», делал научные доклады на заседаниях Императорского технического общества. Был он и военным фотокорреспондентом, также обучал военных летчиков делать аэрофотосъемки с целью разведки.
В 1908 году Прокудин-Горский написал Льву Толстому в канун его 80-летия: «Глубокоуважаемый Лев Николаевич, недавно мне пришлось проявлять цветную фотографическую пластину, на которой кто-то Вас снял (фамилию я забыл). Результат получился весьма плохой, ибо, видимо, снимавший плохо знаком с делом. Фотография в натуральных цветах – моя специальность, и возможно, что Вам случайно попадалась моя фамилия в печати. В настоящее время мне удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах. Мои цветные проекции известны как в Европе, так и в России. Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и на моих пластинах требует от 1–3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги... Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны – не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может».
Прокудин-Горский был приглашен к Толстому и в мае 1908 года провел три дня в Ясной Поляне, беседовал с писателем о технике фотографии и сделал снимки. Один из них, где Толстой сидит на скамейке, остается очень популярным по сей день.
После Октябрьской революции Прокудин-Горский продолжал свое дело, в числе других специалистов в области фотографии по указанию А. В. Луначарского был назначен профессором созданного в 1918 году в Петрограде Фотокиноинститута.
Но летом 1918 года, когда распространилось известие о расстреле царской семьи, Прокудин-Горский, находясь в Норвегии в командировке по закупке для школ проекционного оборудования, принял решение не возвращаться. Коллекция его оставалась в России, но позже – точная дата неизвестна – ему удалось вывезти большую часть работ.
Первое время Прокудин-Горский жил в Норвегии, затем переехал в Англию. С 1921 г. фотограф жил во Франции, куда позднее из России перебрались и члены его семьи: жена, с которой он был уже в разводе, и трое детей. С 1920 года художник был женат вторым браком.
В Европе, в условиях высокой конкуренции, его дела шли уже не так хорошо, опыты по созданию цветного кино к 1923 г. из-за недостатка денежных средств потерпели фиаско. Страдающий от разлуки с родиной, сильно постаревший фотохудожник в эмиграции выступал с лекциями, демонстрировал свои работы через проектор. Названия этих мероприятий говорят сами за себя: «Образы России», «Россия в картинах», «Центральная Россия», «Наша Родина».
С.М. Прокудин-Горский скончался 27 сентября 1944 г. в Париже через несколько недель после освобождения города от фашистов. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Работы его обрели новую жизнь. Весной – летом 2001 года в Библиотеке Конгресса США прошла выставка избранных произведений Прокудина-Горского. В апреле 2003 года часть этих работ была впервые показана в России в Русском музее, а летом того же года – в Музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве. Осенью того же года выставка Библиотеки Конгресса побывала в Оренбурге, Ярославле, Петрозаводске, Иванове, вызвав повсюду огромный интерес.
В последние годы издано несколько фотоальбомов с работами мастера. Деятельность по сохранению наследия Прокудина-Горского продолжается и в настоящее время.