Каждый раз, когда мы готовим материал о женщинах, которые были на обложках нашего журнала, мы ставим цель рассказать читателю о переменах, произошедших в их жизни за эти годы. Это как в простой школьной задаче – из пункта А в пункт Б вышел человек, только здесь речь идёт о годах – из 1977 года шла наша героиня Айшат Магомедовна Гайирбегова (Камилова) и пришла в год 2023. Как попала Айшат на обложку нашего журнала? Что произошло в ее жизни за эти годы? Есть ли ей что сказать этому миру?
Мне пришлось убеждать Айшат в том, что писать о ней нужно, ведь за 45 лет она прожила не просто свою жизнь – она вместе с большой страной пережила ее распад, на её глазах менялись буквально все составляющие нашей привычной жизни: от цены на батон хлеба до Конституции государства. Однако Айшат считает, что ничем примечательным она не выделяется, прожила свою жизнь незаметно, никаких ярких событий, свершений, открытий не случалось, что все эти глобальные изменения коснулись её жизни лишь по касательной – у неё всегда было дело, которым она занималась, была крепкая дружная семья и была вера.
Вот о вере хочется сказать отдельно. И хоть Айшат рано потеряла своих бабушек и дедушек, которые традиционно приобщают детей к религии, к таинству обрядов, когда бабушки нараспев перед сном учат внуков молитвам, запоминающимся на всю жизнь, в семье Айшат соблюдение обрядов, чтение Корана, обязательность намаза были неписаным законом во все времена. Сама Айшат об этом говорит предельно просто: «Мои родители с детства внушили мне абсолютную веру в то, что моя судьба в руках Всевышнего, и только он знает, что для меня правильнее и нужнее».
– Как Вы очутились на обложке журнала в 1977 году?
– В то время я была студенткой медучилища. Честно говоря, я не мечтала поступать в медицинское училище, мне с детства нравилось читать, любила историю, литературу… У меня мама болела много лет астмой, она хотела, чтобы дома был свой доктор, который поставит уколы, подключит капельницу. В школе училась на отлично, в медучилище прошла по собеседованию и училась опять же отлично, по своей привычке делать хорошо все, за что берусь.
Вдруг однажды меня с пары вызывает секретарь в кабинет директора медучилища. Немного испугалась, не понимая, что может быть причиной вызова. А там как раз представители вашего журнала и парень-фотограф, уже не помню, как его звали. В номере была публикация, посвящённая юбилею училища, и директор посоветовал дать на обложку мою фотографию, как одной из лучших студенток. На сборы мне было дано ровно полчаса, побежала в общежитие – сами понимаете, тогда средств для «тюнинга» было гораздо меньше! Но с помощью подружек немного подкрасилась, надела белую шапочку, и фотограф устроил большую фотосессию. Он потом в училище прислал целую пачку разных фотографий. Вот и вся история моего изображения на обложке номера. С тех пор прошло 45 лет, практически целая жизнь… Но до сих пор помню, как я сначала со страхом плелась в кабинет директора, а потом летела на крыльях в общагу, чтобы «почистить перышки» для фотосессии. Есть такие моменты в жизни, которые не стираются из памяти.
Общаться с Айшат легко – её спокойная уверенность в правильности всего, что с ней происходит, создает атмосферу душевного комфорта. Её рассказ о себе напоминает течение лесного ручья – струи легко бегут, негромко звеня и поблескивая случайно пойманным солнечным лучом в лесной тени.
– Однажды, как сейчас помню, сдала историю в училище, – пошла на переговорный пункт отчитываться маме, что успешно сдала экзамен. Вдруг мама заявляет: «А мы тебя сосватали!» Представьте моё состояние! В тот момент я не знала, кто вообще такой мой жених, почему родители не спросили у меня? Но здесь, видимо, сработало то самое смирение, данное верой, внутренняя убежденность, что кто-то сильный и большой защитит меня от плохого и нужно просто довериться ему.
Увидела своего жениха я из щели в сарае – он зашел во двор к отцу за инструментами – и сразу вспомнила старшеклассника из нашей школы, по которому сохли многие девочки. Мы поженились в 1981 году, у нас трое сыновей и дочь, 10 внуков и даже один правнук. Вместе мы преодолели много трудностей в жизни, но всегда были одним организмом, одной душой. В нашей семье всегда была и есть главная традиция – собираться всем вместе, когда папа приезжает домой, к его приезду дети готовят для него сюрприз. Муж работает на машине, которая обеспечивает гидростроительные объекты стройматериалами с заводов со всей России, ему приходится много ездить по стране, но как только появляется возможность – он мчится домой, к семье, к внукам! В своих молитвах всегда благодарю Всевышнего за то, что он подарил мне спокойное семейное счастье, любящего мужа и здоровых детей.
– Айшат, а как же работа? Ведь Вы окончили медучилище по очень интересной специальности фельдшер-лаборант, а сейчас работаете начальником архивного отдела в «ЧиркейГЭСстрое»?
– Я уже говорила, что в медики никогда не стремилась, после медучилища работала в разных клиниках и больницах по специальности, в лабораториях. Но, видно, Всевышний хотел наградить меня за послушание – мне предложили заведовать архивом «ЧиркейГЭСстроя». Помню свою радость – возиться с карточками, бумагами, документами всегда приносило мне удовольствие. С марта 2001 года работаю в архиве, а в нём хранятся документы с 1963 года, и их более 10 000 – в основном по личному составу Миатлинской, Чиркейской, Ирганайской ГЭС, Загорской ГАЭС. Исполнительный аппарат АО «ЧиркейГЭСстроя» в 2007 г. переехал из Шамилькалы в Махачкалу, а в 2017 году – в Пятигорск. Запросы по документам поступают ежедневно, в основном от работников, уходящих на пенсию со всей России и даже за ее пределами. Стараюсь отвечать на запросы сразу, чтобы пенсионеры оставались довольны.
Порой мне приходит заявка на подготовку архивной справки – в Управлении удивляются, что я за 10 минут готовлю информацию, на которую обычно уходит несколько часов. На самом деле я в своем архиве установила такой порядок, когда любой нужный документ можно найти сразу. У меня вообще особенное отношение к документам, ведь это живая история! Мы ведь о прежних временах можем узнать только из записей современников, по письменным документам. Испортить, потерять, небрежно отнестись к записям для меня равносильно преступлению. Однажды, когда я ещё в Шамилькале работала, узнала, что кадровые и медицинские документы подведомственного детского сада выгрузили в подвал жилого дома, туда же засыпали овощи, и все это там в сырости… У меня от ужаса в глазах помутнело! Нашла машину, сама поехала, спустилась в подвал, перетаскала все папки, потом сушила и заново их сшивала – из-за запаха с ними никто не хотел связываться. Таких историй в моей практике было много. Но я люблю свою работу, несмотря ни на что! Она приносит мне удовольствие, и за это тоже возношу молитвы Всевышнему…
Айшат среди документов обнаружила, что в Кизилюрте живет ветеран Великой Отечественной и ветеран гидростроя – единственный оставшийся в живых. Она сообщила об этом в управление, и ветерана поздравили с Днём Победы – Айшат лично отвезла ему подарок и поздравительный адрес!
Айшат – тоже уже ветеран, она обладатель многих наград от Управления «ЧиркейГЭСстроя», «Русгидро», но самые ценные для неё – благодарственные письма от бывших гидростроевцев, которым она помогла при оформлении пенсии.
– Мне не довелось встретить по жизни плохих людей, за это я очень благодарна своей судьбе, и за семью, и за работу, и за друзей – с некоторыми дружу с детского сада …
Удивительно, как скромен и самокритичен может быть человек – прожить достойную жизнь, вырастить хороших детей, заниматься любимым делом, жить по вере – и не видеть в этом ничего особенного. Подумаешь, велика важность, есть более значительные и выдающиеся люди! Но именно на таких людях, как Айшат Гайирбегова, держится наша жизнь!