Её многогранный музыкальный талант можно смело назвать выдающимся, её организаторская работа заслуживает самых высоких похвал, её самоотверженная преданность музыке – вдохновляющий пример для многих!
Эмилия Робертовна Шихрагимова – главный хормейстер Дагестанского государственного театра оперы и балета. На сцене она – средоточие мастерства, утончённой красоты, молодости, грации и полной творческой самоотдачи. Про таких говорят: у нее голливудская внешность. Эмилия всегда безупречна, элегантна, строго и просто одета: артисты во время репетиции смотрят на хормейстера, поэтому важно, как он выглядит.
Сдержанная, с негромким голосом, Эмилия смогла покорить большой коллектив, где у каждого артиста высокие звания, награды, большой стаж, огромные амбиции.
Как многие девочки, и Эмилия мечтала стать актрисой, тем более что у нее были музыкальные способности: она хорошо пела, играла на фортепьяно. К тому же девочка отличалась той предельной добросовестностью, которую правильнее всего назвать перфекционизмом, она училась отлично!
Осознав музыку как своё призвание, Эмилия в 2014 году окончила Махачкалинское музыкальное училище имени Г.А. Гасанова,
а в 2019 году с отличием завершила обучение в старейшей в России Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова по специальности «Художественное руководство академическим хором».
В составе коллектива Театра хоровой музыки Эмилия участвовала в различных всероссийских и международных фестивалях, кроме того, учебу в консерватории и службу в театре она совмещала с работой в качестве руководителя детско-юношеского хора «Актина» Свято-Покровской православной классической гимназии Саратова.
С сентября 2019 года Эмилия Робертовна руководит хором в Республиканской школе искусств Мурада Кажлаева. Тогда же начала работать в Театре оперы и балета артисткой хора. Через месяц ей дали роль Вирджинии в мюзикле Виктора Плешака «Кентервильское привидение» по Оскару Уайльду.
– Для меня это было неожиданно. Мне никогда не приходилось играть роли в спектаклях, поэтому было интересно, – и да, сложно и волнительно! Роль состоялась, и я получила огромное удовольствие. С нами работала замечательный режиссер из Москвы Наталья Горшкова. А потом была партия Зиночки в оперетте Константина Листова «Севастопольский вальс» режиссера Дмитрия Павлова. Работая над этой ролью, я испытала много разочарований, не покидало ощущение, что ничего не получается. Но я очень рада, что премьера спектакля состоялась, и это была одна из лучших постановок нашего театра, – рассказывает Эмилия.
В 2020 году Эмилия поступила заочно в аспирантуру СГК имени Л.В. Собинова. Наряду с исполнительской деятельностью Эмилию начали привлекать к хормейстерской работе, а с мая 2021 года она утверждена в должности главного хормейстера театра.
Эмилия относится к людям, общение с которыми всегда интересно. Она немного по-детски наивна и эмоциональна, не старается понравиться, не пытается заработать нужными словами баллы перед руководством, не расшаркивается елейными благодарностями – не умеет она этого.
Ее черные, как спелые маслины, глаза с блестящей искоркой, копна роскошных, вьющихся волос привлекают, а приятный голос и обаяние, равно как и её естественность, врожденный такт, позволяют находить общий язык с совершенно незнакомыми людьми. Коллеги-вокалисты говорят, что ей можно довериться, она всегда выслушает, поддержит.
– У нас работают люди с уже сложившимися характерами. Каждый музыкант – это личность, со своими взглядами, со своей точкой зрения. Конечно, с разновозрастным коллективом работать труднее, но преодолеть любые разногласия помогает музыка. Хор начинается, прежде всего, с дисциплины. Хоровики – это особый народ; это люди, которые знают, что такое ансамбль, что такое чувство локтя, – рассказывает Эмилия. – Главная задача оперного хормейстера – выпустить настолько подготовленный хор, чтобы артисты чувствовали себя на сцене естественно – изменять темп, фразировки даже при форс-мажорных обстоятельствах, которые могут случиться во время спектакля...
Для меня работа в театре оперы – новый виток в профессиональном развитии. Я убеждена, что зрелым дирижером может называть себя тот, кто дирижировал оперой. Опера – произведение высочайшего музыкального и интеллектуального уровня.
Эмилия знает, как артисты хора выкладываются на спектакле: в репертуаре театра много замечательно поставленных спектаклей, есть возможность раскрыться актерски, попробовать себя в разных амплуа. Руководитель любого коллектива, в том числе и хора, должен сложиться как личность, иначе тебя не примут. Хормейстер обязательно должен уметь петь сам, чтобы правильно показать хору, должен владеть инструментом, быть человеком грамотным и коммуникабельным.
Не впуская никого «под кожу», Эмилия не стала говорить о личной жизни, лишь через свои музыкальные предпочтения рассказала о себе.
– В зарубежной, в русской и в дагестанской академической музыке много гениальных композиторов, и выделить одного – для меня сложная задача. Но есть авторы, творчество которых мне близко. Это композиторы-романтики, такие как Шуберт с его вокальными произведениями, Шопен с его потрясающими фортепианными миниатюрами, Брамс с замечательными симфониями. Отмечу одно моё любимейшее произведение французского композитора эпохи импрессионизма – «Симфония 9» Дворжака. Если говорить о русских композиторах, то это П.Чайковский, С.Рахманинов, С.Танеев, А.Шнитке, Г.Свиридов. В дагестанской классической музыке это, конечно, М.Кажлаев и представители «Могучей кучки» середины прошлого века – Г.Гасанов, С.Керимов, С.Агабабов, Н.Дагиров, – поделилась собеседница.
Эмилия как зритель ходит на концерты своего театра, в Даггосфилармонию, в том числе на джазовые и эстрадные концерты, часто посещает премьеры Русского драмтеатра имени М.Горького.
– Понравились «Чайка», «Тартюф», «Ричард III», недавно побывала в Лакском театре на премьере спектакля «Последняя цена», – очень понравилось.
– Сегодня ведь есть те, кто не считает нужным ходить в театр, тем более в Театр оперы и балета, считая, что телевидение и Интернет позволяют сегодня увидеть любую постановку самых лучших театров мира. Все в театр ходить и не должны. Тот, кто не ходит, вряд ли смотрит и спектакли знаменитых театров мира по телевидению и в Интернете. Но тот, кто смотрит теле- и интернет-спектакли, обязательно придет в театр хотя бы из любопытства, – улыбается девушка.
А еще Эмилия хотела бы, чтобы в репертуаре театра было больше хорошей современной классической музыки.
– Каждая опера, которая у нас ставится, кажется мне самой лучшей! Самое прекрасное, что я обрела, – здесь не звучит плохая музыка, здесь исполняются только шедевры! Я получаю огромное удовольствие, работая с гениальной музыкой, – подытожила беседу Эмилия Шихрагимова.
Можно долго рассказывать о хоре, о музыкальных проектах талантливого хормейстера, о ее удивительном вокальном, актерском, педагогическом и организаторском даре. Но невозможно словами описать музыку, которую она воссоздает. Тут лучше один раз услышать!
Хочется пожелать Эмилии дальнейших творческих успехов, свершений, новых интересных проектов, спектаклей, концертов, фестивалей и главных ролей!
Спасибо за музыку, Эмилия!