Замира Алимурадовна Рахманова – российская женщина-борец вольного стиля в наилегчайшем весе, чемпионка Европы (2007 г.) и мира (2011 г.). Не так давно Замира была «лицом с обложки» нашего журнала. Какие события произошли в её жизни с тех пор? Замира ответила на вопросы «Женщины Дагестана» спустя 10 лет.
– В 2012 году вышел номер нашего журнала с твоим портретом на обложке. Эта девушка с тигром и ты сегодняшняя – что осталось неизменным, а что поменялось?
– Признаться откровенно, радикально в отношении спорта изменилось немногое – сейчас я не тренируюсь сама, не участвую в соревнованиях, но зато я тренирую детей и готовлю их к соревнованиям. Большие изменения произошли в личной жизни: я вышла замуж, появились дети.
– Что тебе дал спорт?
– Мне легче сказать, чего он мне не дал! Спорт в моей жизни – это сила духа, вера в себя, устойчивость к любым проблемам, целеустремлённость, решимость. Это огромный личностный пласт, который сформировался в спорте и окреп. Кроме того, это чувство команды, умение работать вместе над одними целями, когда общая цель делает многократно сильнее каждого из нас. Спорт дает массу положительных, созидательных эмоций, особенно если одержана победа, – это невозможно ни с чем сравнить. И как бы пафосно это ни звучало, спорт – это дружба. Настоящая, верная, человеческая, когда каждый спортсмен, оставаясь яркой индивидуальностью, становится частью единого целого, спортивной команды. Дружба, которая началась у нас с Гюзель Манюровой, Наташей Гольц, Олей Бумбошкиной, продолжается и сегодня – каждый год мои любимые девчонки приезжают ко мне в гости, я угощаю их всеми видами нашего дагестанского хинкала, и это бывает настоящий праздник души! Вспоминаем, как мы до утра не спали с Гюзелькой, болтали о своих девичьих переживаниях, а потом пили в 4 утра кофе и бежали на тренировку. А Наташа научила меня все раскладывать по полочкам – и в быту, и в жизни. Она у нас аккуратистка и чистюля, она и на ковре все делает безупречно! Уже завершив свою личную спортивную карьеру, мы все тренируем детей, и наша жизнь в спорте не закончилась, да и не может закончиться… Спорт – это мир! Это не только слова Де Кубертена, так оно и есть!
– Сейчас ты одета в хиджаб …
– Мысли о том, чтобы одеваться как истинная мусульманка, во мне были всегда, но образ жизни, занятия спортом не давали такой возможности. После рождения первого сына дядя сказал мне: «Замира, ты стала мамой… Думаю, тебе пора надеть хиджаб». Тогда я ответила, что в будущем хочу это сделать, но не сейчас. И вот когда после двух сыновей родилась девочка, я поняла: сделаю это сейчас! И сделала, это был 2020 год.
Для меня хиджаб – это не абстрактный атрибут ислама, это конкретный символ моей веры, уверенность в безопасности и защищённости своей и своих близких. Во мне всегда жила вера во Всевышнего, но, только надев хиджаб, я поняла суть этой сунны и почувствовала силу хиджаба–оберега. Не в моих правилах насаждать или навязывать какие-то догмы или нормы, но для себя я свой выбор сделала навсегда.
– Что для тебя семья? Есть ли в твоей семье традиции?
– В родительском доме нас было трое, я младшая. Возможно, по молодости мне казалось, что родители слишком патриархальны, слишком строги к нам. Лишь после рождения своих детей, наблюдая, как они растут, как впитывают в себя всё как губка, стала понимать, насколько мудры и дальновидны были родители.
Родные, дети, муж – это то, что важнее всего в моей жизни. У меня с сестрой Наирой настолько близкие отношения, она для меня так дорога и необходима, что после рождения старшей дочери я поняла: ей нужна сестра. И Всевышний услышал меня – у дочки теперь есть сестра! Сейчас я живу в гармонии с собой, с тем, что меня окружает. У нас с мужем четверо детей. Моя семья – это мой мир: любовь, дружба, материнство; это то, что всегда было основой и смыслом жизни женщины.
Сейчас, вспоминая себя с той самой обложки, я уверена: подсознательное чувство семьи обрело свои реальные очертания. Были мечты – пришла реальность, и за это я тоже благодарна Всевышнему. Что касается традиций, я думаю, это маленькие семейные праздники, встречи с родными и друзьями, обязательные встречи с родителями. Мы всегда берем с собой детей – хотим, чтобы они впитали в себя с детства, что о взрослых надо заботиться, окружать их теплом, делиться своими радостями.
– У тебя четверо детей. Расскажи о своих принципах воспитания. Кнутом или пряником? Как собиралась воспитывать детей Замира с обложки 2012 года и как воспитывает Замира 2022 года?
– Думаю, прежняя Замира и сегодняшняя к воспитанию детей относятся одинаково. Признаться, я из тех родителей, для которых между понятиями любовь к детям и ответственность стоит знак равенства. Часто вижу ситуацию, когда мамочки занимают такую позицию: ой, ну он же ещё маленький, вот вырастет – потом научу вести себя…
Мы с мужем с раннего детства приучаем детей соблюдать какие-то правила: убирать свои игрушки, заботиться друг о друге, делиться друг с другом. Нам очень важно, чтобы они выросли дружными, чтобы каждый знал: он никогда не останетсяодин – ни в беде, ни в радости.
В те годы, когда я занималась спортом, после тяжёлых тренировок, сборов, соревнований, когда уставала не только физически, но и морально, я задавалась вопросом: а хватит ли мне терпения и нервов для моих будущих детей? Девушка с обложки очень в этом сомневалась. Но сегодня я чувствую в себе силы для детей. Часто, забирая своих детей со двора после прогулки, я собираю всех дворовых детей, к огромному удивлению соседок. Они удивляются: «Замира, у тебя своих полно, ты ещё с нашими возишься!» А мне вовсе не трудно – и силы на них находятся, и нервы, и терпение.Ещё есть два требования к детям, которые для нас с мужем важны, – это изучение Корана и занятия спортом. Пока наши мальчики нас радуют – учат суры, тренируются, а девочки ещё малышки. Но с такими братьями нам уже можно не беспокоиться, – смеется Замира.
– На каком языке говорят у Вас дома? У тебя есть дома книги на родном языке?
– В моем случае – это сложный вопрос: я лезгинка, муж – аварец. Дома мы говорим на русском языке, хотя каждый из нас хорошо знает свой родной. Наши мамы с внуками говорят на своих языках, и дети немного понимают оба. Нам с мужем очень хотелось бы, чтобы дети знали оба родительских языка, во всяком случае, мы сделаем для этого все зависящее от нас.
– У тебя есть желание тренировать девочек и готовить их к большому спорту?
– Сейчас я тренирую и девочек, и мальчиков. Как тренер получаю от этого огромное удовольствие, но пока готовить кого-то в большой спорт, нацеливать на высокие результаты я не берусь – слишком малы ещё мои девочки, им мама нужна рядом все время. Готовить спортсмена к соревнованиям мирового уровня – это огромный труд и для спортсмена, и для тренера. Нужно отказаться от всего, загнать себя в рамки и идти к цели, не жалея себя. Возможно, со временем я возьмусь за такую подготовку, но сейчас для меня главное – семья и дети, а тренировки – просто для души!
– У Замиры –2012, наверное, была вполне конкретная мечта. А у Замиры – 2022 она есть?
– Ещё какая была! Попасть на Олимпиаду 2012 года! Несколько лет я готовилась к этим играм; жёсткие тренировки, отказ от всего, физическое и моральное напряжение, – все это порой превращало меня в зомби… Но травмы перечеркнули все мои звездные мечты. Боль, обида, разочарование, злость… Все перемешалось во мне тогда. Меня спасла вера, она смирила с невозможностью участвовать в играх и вывела на новую дорогу – к семье, детям, к спокойной, размеренной жизни. Я уже ни о чем не жалею, верю, что Всевышний всегда сам ведёт правильной дорогой.
Сегодняшняя моя мечта – это паломничество в Мекку, совершение хаджа. В последнее время все больше испытываю потребность побывать в святых местах, помолиться там, где молился наш Пророк… Надеюсь, Всевышний мне и в этом поможет.
Беседовала Сулгият Булгаева